Форма проведения: учебно-познавательная игра – «Путешествие в усадьбу Дениса Давыдова в Верхней Мазе».
    
Варианты использования методической разработки:
1. Реальный музейный час (МЧ) - используется данная разработка (Microsoft Word) и проводится в музее Верхнемазинской СОШ имени Д.В. Давыдова.
2. Виртуальный МЧ – проводится в любом образовательном учреждении или в домашних условиях. Используется данная разработка (Microsoft Word) и демонстрационные материалы в форме электронной презентации (PowerPoint), т.е. организуется интеллектуальная  игра с  устными ответами  либо в форме заполнения бланка ответов.

В зависимости от варианта проведения, педагог до начала МЧ распечатывает с электронных носителей необходимые материалы (бланки ответов, жетоны, карта-чертеж усадьбы Дениса Давыдова в Верхней Мазе, фотографии макета усадьбы  и т.д.).     

I.    Мотивационный этап.

1.    Начало занятия в Давыдовском зале школьного музея около макета усадьбы Дениса Давыдова в Верхней Мазе.

Учитель истории: 23 ноября 2012 года в школьном музее Дениса Давыдова появился ценнейший экспонат - «Макет усадьбы Дениса Давыдова в Верхней Мазе». Это плод долголетних исследований педагогов и учащихся Верхнемазинской школы. Исследования по месту расположения усадьбы, ее общего вида были начаты педагогом Л.М. Шибилист. В результате был разработан большой проект «Смотрите же, чур, не забыть меня после жизни моей..», в основу которого легли воспоминания сторожилов села Верхняя Маза, письма правнучки Дениса Давыдова Ольги Николаевны Давыдовой, фотоматериалы школьного музея и архивные документы.
Суть этого проекта заключается в сборе и оформлении всего найденного материала об усадьбе Дениса Давыдова в Верхней Мазе. После этого появилась мечта – восстановить усадьбу. Ребята и педагоги многое сделали для продвижения данной идеи, и пока эта идея нашла свое выражение в макете усадьбы. Давайте вспомним некоторые факты, связанные с именем Д.Давыдова.

Входной контроль
Викторина. Вопросы даются на бумаге двух цветов, по которым формируются команды.

1. Кому первоначально принадлежало имение в селе Верхняя Маза?
2. Одна из улиц в селе Верхняя Маза носит имя Дениса Давыдова, почему она так названа?
3. Назовите памятные места в селе Верхняя Маза, связанные с именем Давыдова.
4. Работая с макетом усадьбы Д.Давыдова, назовите постройки, которые размещались в усадьбе Давыдовых.
5. Чем мог похвастаться Денис Давыдов в своей усадьбе?
6. Какой церковный праздник был престольным в селе Верхняя Маза?
7. Во времена Дениса Давыдова в Верхней Мазе существовала система прудов из 4 резервуаров, расположенных ступенчатом порядке (сверху вниз) по течению р. Мазки. Для каких целей строилась эта система прудов?
8. С какими известными людьми того времени вел переписку и дружил Д.Давыдов, живя в Верхней Мазе?
9. Чем занимался Д.В.Давыдов в Верхней Мазе?
10. Известно, что у Дениса Давыдова была достаточно большая семья. Сколько детей было в семье Давыдовых?
11. Почему Д.Давыдов оказался в Верхней Мазе?
12. Как велико было имение в Верхней Мазе?
13. Были ли у Давыдова крепостные крестьяне?
14. Какова судьба имения Д. Давыдова после  его смерти?

Учитель истории:
Из ваших ответов видно, что вы многое знаете о нашем знаменитом земляке Д.В.Давыдове. Но что-то осталось вне поля вашего зрения, поэтому мы предлагаем вам поучаствовать в интерактивной экскурсии по усадьбе Д.Давыдова, а для этого нам необходимо разбиться на две группы по цвету карточки, которую вы держите в руках.

2. Предлагаем вам выбрать название для своих групп в соответствии с темой экскурсии (варианты: «Давыдовцы», «Софьинцы» и др.).
3. Предлагаем два уровня сложности экскурсионного маршрута:
 - 1 уровень сложности « Я сам…» - путешествие без помощи экскурсовода:
 - 2 уровень сложности « С проводником» - путешествие с помощью экскурсовода.
Оценивается каждый этап экскурсионного маршрута по 5 системе, самостоятельная команда получает за каждый этап при условии выполнения задания на 1 балл больше.
Каждая команда получает путеводитель путешествия.

II этап – интерактивная экскурсия.
2.1. Учитель истории: Центральное место в краеведческой экспозиции школьного музея занимает картина местного художника А.Е.Андреева «Панорама Верхней Мазы XIX век». Таким село в начале XIX века в наследство получила Софья Чиркова, дочь генерала русской армии, жена Дениса Давыдова. Впервые Д.В. Давыдов прибыл в Верхнюю Мазу в 1820 году, а окончательно поселился в 1829 году. На переезд в имение подтолкнул его Указ Александра второго об увольнении из армии «за болезнью» Д.В.Давыдова, подписанный 14 ноября 1828 года. Деревня на первых порах не понравилась ему.

Задание: Как вы думаете, почему деревня Верхняя Маза не понравилась Денису Давыдову?
Предполагаемые ответы: Хаты словно ласточкины гнезда, были сплетены из хвороста и глины, покрыты соломой и производили жалкое впечатление. Господский дом требовал ремонта. Сад находился в запустении. Пруд подернут тиной.
За каждый правильный ответ выдаются жетоны.

2.2 Учитель истории: Центральное место на картине занимает Верхнемазинская церковь, более подробное ее изображение можно увидеть на старинной фотографии, хранящейся в школьном музее.
Слайд 6. При жизни Дениса Давыдова в селе Верхняя Маза была маленькая деревянная церквушка, в склепе которой шесть недель покоилось тело поэта-героя после кончины 22 апреля 1839 года. Но вскоре в селе случился большой пожар, который уничтожил и эту деревянную церковь. В память о своем муже безутешная вдова решила возвести новый храм в Верхней Мазе. В 1845 году была построена красавица-церковь, равной которой не было в округе. Главный придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Жители Верхней Мазы полюбили свою церковь..
Но в 1930 году крестьяне услышали страшную весть о том, что их красавицу  хотят снести. На это согласился местный крестьянин, который попал в списки на раскулачивание. Надеясь спасти семью от гибели, человек решился сделать это черное дело. Но, как рассказывают старожилы села, их семья так и погибла.
Жители села, напуганные предстоящим событием, пригласили из Сызрани фотографа, заказав ему снимок и несколько копий, хотя в то время это было очень дорого.

Вопросы: Какой строительный материал был использован при строительстве церкви? Имеется данный материал в окрестностях села, если нет, то где его можно было взять? Как вы думаете, кто был задействован на строительстве церкви в качестве рабочей силы? На какие средства строились храмы в те времена?

2.3. Учитель математики: Несмотря на то, что первое впечатление о Верхней Мазе у Дениса Васильевича было не из лучших, вскоре он полюбил наши места, и жизнь для отчаянного вояки заиграла новыми красками. Д.Давыдов занялся хозяйством, восстановил усадьбу, расчистил пруд, построил винокуренный завод. В Мазе он часто посещал крестьянские избы. В нужде помогал и хлебом, и деньгами, и советом. Да и сам часто советовался с крестьянами. Поэтому работы по созданию пруда предположительно были организованы так…
Задача: Летним вечером Денис Васильевич собрал уважаемых в селе крестьян, чтобы посоветоваться, как лучше провести работы  по углублению реки, расширению отдельных её мест, выравниванию и укреплению берегов. Были предложены две артели, первая  из них  могла бы выполнить эту работу за 28 дней, вторая за 21 день. Но, как известно, летний день год кормит, оторвать людей на столь длительный срок от сезонных летних работ невозможно, поэтому было решено, что, пока не подоспел покос,  работать начнут две артели одновременно, а как придёт сенокосная пора одну из артелей отправить на сенокос, а вторая будет заканчивать работы по благоустройству пруда. На том и пришли к согласию. Восемь дней трудились обе артели  вместе, а затем первая артель  была направлена на сенокос,  и заканчивать  работы пришлось второй  артели. Сколько дней работала вторая артель, чтобы закончить все запланированные работы?
Решение. Первая артель выполняет задание за 28 дней, вторая артель – за 21 день. Примем всю работу за единицу. Тогда 1/28 – производительность первой  артели, а 1/21 – второй.
1)    1/28 +1/21 = 1/12 производительность двух артелей  при одновременной работе
2)    1/12 * 8 = 2/3  часть работы , выполненная артелями  совместно за 8 дней
3)    1 – 2/3 = 1/3 часть работы, которую осталось выполнить второй артели
4)    1/3 : 1/21 = 7 (дней) работала вторая артель
Ответ:  7 дней.

2.4. Учитель истории: Центральное место в усадьбе занимал дом Давыдовых. По архивным и документальным сведениям при жизни Дениса Давыдова дом был двухэтажным с мезонином, а после его смерти он был перестороен и стал одноэтажным.
Задание: Работая с документальным материалом – письмами правнучки Д.В.Давыдова Ольги Николаевны Давыдовой, выяснить причину перестройки дома.

Раздаются копии писем О.Н.Давыдовой, лупы, предлагается проанализировать материал.

2.5. Учитель математики: Образ жизни Давыдова в деревне был строго размерен и неизменно определён. В 4 часа утра он уже на ногах. До завтрака литературная работа. В 9 часов завтрак, после которого обязательная прогулка по саду. В 3 часа обед, после засыпал на несколько минут, а потом снова литературные занятия. Вечером чай, интересные разговор с семейными, с гостями. В 10 часов сон.
Одно из любимых занятий Давыдова в Мазе – ястребиная и псовая охота. Давыдовская псарня славилась на весь уезд.

Задача  (из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого,  вместо слова «охотник» взято «Д.В. Давыдов»):  Пошёл Д В Давыдов  на охоту с собакой. Идут они по лесу, и вдруг собака увидела зайца. За сколько скачков собака догонит зайца, если расстояние от собаки до зайца равно 40 скачкам собаки и расстояние, которое пробегает собака за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? ( При решении считать, что собака и заяц делают скачки одновременно).

Решение:  Если заяц сделает 6 скачков, то и собака сделает 6 скачков, но собака за 5 скачков из 6 пробегает то же расстояние, что и заяц за 6 скачков. Следовательно, за 6 скачков собака приблизится к зайцу на расстояние, равное одному своему скачку. Поскольку в начальный момент расстояние между зайцем и собакой было равно 40 скачкам собаки, то собака догонит зайца через 40*6 = 240 скачков.

Учитель истории:
Здесь он писал стихи, приводил в порядок военные записи. Стихи, которые написал Давыдов в Верхней Мазе, вошли в сборник под названием: «Стихотворения Дениса Давыдова».

Конкурс чтецов стихотворений Д.Давыдова.
Группам раздаются сборники стихов Дениса Давыдова и предлагается принять участие в конкурсе на лучшее чтение одного стихотворения.

2.6. Сад и оранжерея.
При Давыдове был заложен парк и сад, в котором росли  красивые цветы. Семена для цветов присылали из Петербурга и Москвы. Была и оранжерея.

Задание: Росли ли растения, чьи изображения представлены в конвертах, в оранжерее и саду Дениса Давыдова (по воспоминаниям старожилов)? Нужное выделить.
Приложение (раздаточный материал по группам).

Задача:  В 1910 – 1913 годы во владении Давыдовых насчитывалось 291семья, из них 194 имели грамотных, у Аверьяновых насчитывалось  45 семей, из них в 25 были грамотные, не было грамотных и в 3 семьях Нечаева. Каков процент семей, имеющих грамотных, во владениях Давыдовых и Аверьяновых?  О чём вам говорят эти цифры?

Решение:  1) 194 : 291 *100 = 66,7 % семей, имеющих грамотных,
во владениях Давыдовых
  2) 25:45 *100 = 55,6% семей имеющих грамотных,
во владениях Аверьяновых  

Уточнение: Грамотность населения в семьях Давыдова составляла 66,7%, т.е. из 291 семьи 194 имели 316 грамотных мужчин и 4 женщины.
У Аверьяновых грамотность составляла лишь 55,6%, т.е. из 45 семей в 25 было 45 грамотных мужчин и ни одной женщины.

III. Рефлексивно-оценочный этап.
Завершение интерактивной экскурсии у макета усадьбы. Закрепление знаний, полученных в ходе экскурсии, во время викторины:
1.    Подсчитайте баллы, полученные вашей командой  за выполнение заданий.
2.    Отметьте на своём путеводителе те места, где вы получили новые для себя знания (наклейте кружочки).
3.    На обратной стороне путеводителя напишите свои впечатления.

Галина Волкова, учитель истории,
Нина Шибилист, учитель математики
Верхнемазинской средней школы им.Д.В.Давыдова Радищевского района Ульяновской области

Документ с Приложениями доступен для скачивания здесь.

Презентация к музейному часу доступна для скачивания здесь.