​Идея проекта заключается  в повышении мотивации учащихся в интегрированном изучении различных наук посредством музейной педагогики.
Интегрированные занятия, объединяющие разные предметы, обеспечивают переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному, образному восприятию мира. Знания, полученные на таких уроках, применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Межпредметная интеграция и широкое использование краеведческого материала  позволяют эффективно решать следующие  образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- овладение компетентностями  по построению интегративной надпредметной поисковой учебной деятельности по построению учебного познания;
- развитие у обучающихся уверенной ориентации в различных предметных областях;
- овладение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умением организовать собственную учебную деятельность;
- овладение базовыми навыками исследовательской работы и проектной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества и коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми;
- воспитание интереса к историческому прошлому России и малой родины, чувства гордости за свою Родину.
Методика данного проекта может широко использоваться педагогами различных образовательных областей, педагогами дополнительного образования и руководителями музеев.
Сам проект рекомендуется для проведения уроков Отечественной истории и математики.
                
Интегрированный урок алгебры и истории в 9 классе на тему
«Дробные рациональные уравнения. Отечественная война 1812 год».

Цели урока:
1.    Обобщить знания о событиях войны 1812 года.
2.    Выяснить, какую роль играет математика в военной истории России.
3.    Показать связь математики и  истории на основе изучения исторических документов. Проследить практическое приложение темы данного урока к событиям Отечественной войны 1812 года. Расширить знания учащихся о связи наук в окружающем нас мире.
4.    Воспитывать чувство товарищества, любовь к Родине, интерес к истории и математике.
5.    Развивать навыки и умения работы с информацией, подготовки доклада и публичного выступления, составления задач с практическим содержанием.
Задачи урока:
1.    Повторить события Отечественной войны 1812 года.
2.    Используя материалы школьного музея, рассмотреть карту-схему пути движения партизанского отряда Д.В.Давыдова с 25 августа по 25 октября 1812 года и военные записки Д В Давыдова, в частности, «Дневник партизанских действий», выяснить, какую роль играет математика в военной истории России.
3.    Рассмотреть  и решить задачу, составленную учеником данного класса по историческим материалам
4.    Сделать выводы.

План-конспект урока
I.    Организационный момент. Объявление темы  урока, постановка целей урока, мотивация учебной работы.
Учитель математики: Добрый день, ребята. Тема нашего урока – «Дробные рациональные уравнения», но урок сегодня необычный, мы посвящаем его событиям 200-летней давности, а именно Отечественной войне 1812 года, а ещё точнее - партизанской борьбе русского народа с армией Наполеона и организатору партизанского движения Д.В. Давыдову. На этом уроке переплетаются история и математика, поэтому вести его будут два учителя, и цели нашего урока… (формулируются основные цели).

Цели урока:
1.    Выяснить какую роль играет математика в военной истории России.
2.    Проследить практическое приложение темы данного урока к событиям Отечественной войны 1812 года.

Учитель математики: Для достижения этих целей нам необходимо решить следующие задачи.

Задачи урока:
1.    Повторить события Отечественной войны 1812 года.
2.    Используя материалы школьного музея  рассмотреть карту-схему пути движения партизанского отряда Д.В.Давыдова с 25 августа по 25 октября 1812 года и военные записки Д В Давыдова, в частности «Дневник партизанских действий»
3.    Рассмотреть  и решить задачу, составленную учеником данного класса по историческим материалам.
4.    Сделать выводы.

II.    Блок истории.
Учитель математики: А теперь приступаем к решению задач урока. Первое слово я предоставляю учителю истории Волковой Галине Николаевне.
Выступление учителя истории.
Вводное слово учителя: Отечественная война 1812 года в нашей истории имеет важное значение. Она знаменует единство российского народа. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. Война одновременно стала величайшей трагедией нашего народа и единением всех сил, возможностей, знаний, умений.
Проводится небольшая вступительная викторина по военной истории 1812 года:
1. Кто командовал  русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)
2. Какова была численность французской армии  на начало войны? (Приблизительно 610 тыс. чел.)
3. В каком городе планировали встретиться русские армии, чтобы дать бой французам? (Витебск)
4. Какую реку пришлось форсировать французам? (Неман)
5. Что такое редут? (Земляное укрепление)
6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр
Первый)
7. Из скольких частей состояла русская армия? (Из 3 частей)
8. Почему французскую армию называли «дву на десять языков»? (Очень много завоеванных народов).
9. В каком городе скончался Кутузов? (Бунцлау, Пруссия).
10. Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)
11. Какова была численность русской армии к началу войны? (Приблизительно 200 тыс. чел).
12. В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)
13.  Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов…»? (бить французов!)
14.  Какое важное событие произошло 1 сентября 1812 года? (Совет в Филях)
15.  Что такое фураж? (Корм для лошадей)
16.  Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)
17.  Какая встреча Александра и Наполеона показала неизбежность войны? (Тильзитское свидание)
18.  У Кутузова была вторая часть фамилии, назовите ее? (Голенищев)
19. Кто по национальности был Багратион? (Грузин)
Работа по карте событий 1812 года
Карта войны (задания для групп).
Перед вами карта  Отечественной войны 1812 года.  Она специально разделена на три (две) части. Капитаны выбирают любую часть. Ваша задача – внимательно изучить доставшуюся вам часть и как можно подробнее рассказать о тех событиях, которые отображены на карте. Время на это задание отводится 2 мин.
Возможные ответы.
Начало войны. Утром 12 июня 1812 г. французские войска переправились через Неман и форсированным маршем вторглись в Россию. 1-я и 2-я русские армии отступали, уклоняясь от генерального сражения. Они вели упорные арьергардные бои с отдельными частями французов, изматывая и ослабляя противника, нанося ему значительные потери. Две главные задачи стояли перед русскими войсками — ликвидировать разобщенность (не дать разбить себя поодиночке) и установить единоначалие в армии. Первая задача была решена 22 июля, когда 1-я и 2-я армии соединились под Смоленском. Таким образом, был сорван первоначальный замысел Наполеона. 8 августа Александр назначил М. И. Кутузова Главнокомандующим русской армией. Это означало решение второй задачи. М. И. Кутузов принял командование объединенными русскими силами 17 августа. Он не изменил тактику отступления. Однако армия и вся страна ждали от него решающего сражения. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы.

Бородинское сражение. М. И. Кутузов избрал оборонительную тактику и в соответствии с этим расставил свои войска. Левый фланг защищала армия П. И. Багратиона, прикрытая искусственными земляными укреплениями — флешами. В центре был насыпан земляной курган, где расположились артиллерия и войска генерала Н. Н. Раевского. Армия М.Б. Барклая де Толли находилась на правом фланге. Наполеон придерживался наступательной тактики. Он намеревался прорвать оборону русской армии на флангах, окружить ее и окончательно разгромить. Соотношение сил было почти равным: у французов — 130 тыс. человек при 587 орудиях, у русских — 110 тыс. человек регулярных сил, около 40 тыс. ополченцев и казаков при 640 орудиях. Рано утром 26 августа французы начали наступление на левом фланге. Бой за флеши продолжался до 12 часов дня. Обе стороны несли огромные потери. Был тяжело ранен генерал П. И. Багратион (через несколько дней он скончался от ран). Взятие флешей не принесло французам особых преимуществ, так как левый фланг им не удалось прорвать. Русские организованно отступили и заняли позицию у Семеновского оврага. Одновременно осложнилось положение в центре, куда Наполеон направил главный удар. Для помощи войскам генерала Н. Н. Раевского М.И. Кутузов приказал казакам М. И. Платова и конному корпусу Ф. П. Уварова совершить рейд в тыл французов. Малоудачная сама по себе диверсия вынудила Наполеона почти на 2 часа прервать штурм батареи. Это позволило М. И. Кутузову подтянуть к центру свежие силы. Батарея Н.Н.Раевского несколько раз переходила из рук в руки и была захвачена французами только к 16 часам. Взятие русских укреплений не означало победу Наполеона. Напротив, наступательный порыв французской армии иссяк. Ей требовались свежие силы, но Наполеон не решился использовать свой последний резерв — императорскую гвардию. Продолжавшееся более 12 часов сражение постепенно затихало. Потери с обеих сторон были огромные. Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской — значительно ослаблен. Далеко от Франции, на бескрайних русских просторах его было трудно восстановить.

От Москвы до Малоярославца. После Бородино русские войска начали отступление к Москве. Наполеон шел следом, однако не стремился к новому сражению. 1 сентября состоялся военный совет русского командования в деревне Фили. М. И. Кутузов, вопреки общему мнению генералов, принял решение оставить Москву. Французская армия вошла в нее 2 сентября 1812 г.
М. И. Кутузов, выводя войска из Москвы, осуществил оригинальный замысел — Тарутинский марш-маневр. Отступая из Москвы по Рязанской дороге, армия круто повернула к югу и в районе Красной Пахры вышла на старую Калужскую дорогу. Этот маневр, во-первых, предотвратил захват французами Калужской и Тульской губерний, где были собраны боеприпасы и продовольствие. Во-вторых, М. И. Кутузову удалось оторваться от армии Наполеона. Он развернул в Тарутино лагерь, где русские войска отдохнули, пополнились свежими регулярными частями, ополчением, вооружением и запасами продовольствия.
Занятие Москвы не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями (беспрецедентный случай в истории), она полыхала в огне пожаров. В ней не было ни продовольствия, ни других припасов. Французская армия была полностью деморализована и превратилась в сборище грабителей и мародеров. Ее разложение было настолько сильным, что у Наполеона оставалось только два выхода — или немедленно заключить мир, или начать отступление. Но все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты М. И. Кутузовым и Александром I. 7 октября французы покинули Москву. Наполеон еще надеялся разгромить русских или хотя бы прорваться в неразоренные южные районы, так как вопрос об обеспечении армии продовольствием и фуражом был весьма острым. Он двинул свои войска на Калугу. 12 октября у города Малоярославец произошло еще одно кровопролитное сражение. И вновь ни та, ни другая сторона не добилась решительной победы. Однако французы были остановлены и вынуждены отступать по ими же разоренной Смоленской дороге.

Изгнание Наполеона из России. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских. Патриотический подъем начался буквально сразу после вступления Наполеона в пределы России. Грабежи и мародерство французских солдат вызывали сопротивление местных жителей. Но не это было главным — русский народ не мог мириться с присутствием захватчиков на родной земле. В историю вошли имена простых людей (Г. М. Курин, Е. В. Четвертаков, В. Кожина), которые организовывали партизанские отряды. В тыл французов направлялись также «летучие отряды» солдат регулярной армии во главе с кадровыми офицерами (А. С. Фигнером, Д. В. Давыдовым, А. Н. Сеславиным и др.).  На заключительном этапе войны М. И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Он берег каждого русского солдата и понимал, что силы противника тают с каждым днем. Окончательный разгром Наполеона планировался у г. Борисова. С этой целью подтягивались войска с юга и северо-запада. Серьезный урон был нанесен французам под г. Красным в начале ноября, когда из 50 тыс. человек отступающей армии более половины было взято в плен или пало в бою. Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить свои войска 14—17 ноября через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Приказ М. И. Кутузова по армии от 21 декабря и Манифест царя от 25 декабря 1812 г. ознаменовали завершение Отечественной войны.

Выводы по материалам.

III.    Блок История + Математика
Учитель математики: Как вам известно, Денис Васильевич Давыдов был видным военным деятелем, организатором партизанского движения . Но он был не только военным практиком  но и  оставил после себя военные записки, которые изучались в русской армии.
В «Дневнике партизанских действий» есть  письмо  Д.В. Давыдова  к Багратиону: « Князь! Откровенно вам скажу: душа болит от вседневных параллельных позиций! Пора видеть, что они не закрывают недра России. Кому не известно, что лучший способ защищать предмет неприятельского стремления состоит не в параллельном, а в перпендикулярном или, по крайней мере, в косвенном положении армии относительно к сему предмету».

Вопрос: О чём говорит применение математической терминологии в данном отрывке письма?
Предполагаемый ответ: Применение математической терминологии говорит о том, что Д.В. Давыдов имел хорошую математическую подготовку и использовал знания математики в своей военной деятельности.

Учитель математики: В статье «1812 год» Денис Васильевич пишет: «Дело сие произошло так. За один час  перед въездом в Ошмяны Наполеона Сеславин, искавший неприятеля и кипящий желанием сразиться где бы и с кем бы то ни было, ворвался в Ошмяны с Ахтырскими гусарами  и с казаками, в одно время как орудия его открыли огонь по магазину, находившемуся в местечке». Далее описываются боевые действия, в результате которых неприятельские войска  были частично изрублены, другая часть обращена в бегство, все солдаты были перепуганы, так как дело происходило поздним вечером и французские войска были рассеяны по домам от стужи, но другая часть, которая находилась вблизи этого местечка, открыли огонь по партизанам, и  они вынуждены были отступить. «В сию минуту Наполеон  въехал в Ошмяны и, переменя лошадей, отправился через Медники в Вильно, а оттуда во Францию. Будь атака сия часом позже, то Наполеон не избежал бы плена. Сеславин не виноват, ибо успех в подобном случае зависит от судьбы, а не от человеческих расчетов»
Вопрос: Какой вывод можно сделать из данных исторических документов? (В соответствии с целями данного урока?)
Предполагаемый ответ: Последнее предложение подтверждает, что при подготовке боевых операций командиры партизанских отрядов проводили расчеты, и, хотя не всегда эти расчеты были правильными, выводы и анализ ошибок в таких случаях добавляли опыта партизанам.

Учитель математики: «Двадцать пятого (сентября) от Фёдоровского мы поворотили вправо к Вязьме, столбовой дорогой. Я хотел посредством сильной перестрелки вокруг города притянуть снова неприятельский отряд в сию сторону и тогда обратиться к Семлеву, где местоположение гораздо удобнее для действия слабыми партиями», «Неопределительность в расстоянии от Андреян до деревушки, находящейся близ Крутого, была причиною того, что вместо того,  чтобы нам прибыть часа за два перед вечером, мы прибыли тогда, когда уже было темно»

Вопрос: Какие математические знания были необходимы для успешного проведения боевых операций? Подтвердите выдержкой из текста.
Предполагаемый ответ: эти выдержки  из «Дневника партизанских действий» подтверждают  то, что проводился и расчёт времени, и анализ места расположения отрядов.
 
Учитель математики: «Двадцать девятого партия прибыла в Андреяны, где встретил нас  курьер мой, возвратившийся из главной квартиры. Он привёз мне разные бумаги и известил меня о следовании на подкрепление моей партии, казачьего Попова 13-го полка». Курьер – вот единственное средство связи того времени. Курьеры, рискуя жизнью,  обеспечивали связь и в русской и во французской армиях, что достаточно подробно описано в статье «1812 год». И  в сочетании с  математическими расчётами боевых действий, с массовым героизмом населения и умелыми действиями военных  это привело к победе над Наполеоном.
Всё вышеизложенное  убеждает нас в том, что Д.В. Давыдову  и другим командирам партизанских отрядов приходилось решать математические задачи в ходе разработки военных действий, и правильное их решение дало возможность добиться ошеломляющих успехов в борьбе с армией Наполеона.
    
В конце 2011 года  был объявлен всероссийский математический конкурс  «Победить Наполеона», посвященный победе  русского народа в Отечественной войне 1812 года, в котором надо было составить  задачу на конкретном историческом материале. В этом конкурсе принял участие наш ученик Андрей Волков. Он стал победителем этого конкурса среди 7-9 классов.
Выступление учащегося, участника всероссийского конкурса «Победить Наполеона», занявшего 1 место по РФ: Меня заинтересовал конкурс «Победить Наполеона» т.к. эта тема связана с Отечественной  войной 1812 года, героем которой стал  Д.В.Давыдов. Многое из жизни легендарного героя войны 1812 года мне уже было известно, но  я понял, что  мало знаю о партизанском движении в годы войны и решил восполнить этот пробел.
Я узнал, что к началу Отечественной войны 1812г Денис Васильевич в чине подполковника командовал батальоном Ахтырского гусарского полка во 2-й Западной армии Багратиона. Незадолго до Бородинского сражения Давыдов обратился к Багратиону с просьбой разрешить ему организацию партизанских набегов на тыл противника при поддержке населения. Князь Багратион с разрешения Кутузова дал согласие на организацию такого отряда «и написал собственною рукою инструкцию, а также дал собственную карту Смоленской губернии». В книге «Денис Давыдов, сочинения» – подаренной  музею, датированной 1962 годом, я нашёл «Дневник партизанских действий»  Дениса Давыдова. Книга произвела на меня большое впечатление. Я узнал много интересного о боевом пути первого в отечественной истории партизанского отряда Дениса Давыдова. Оказывается, Денис Давыдов вступил в командование отрядом в августе 1812 года недалеко от стен Колоцкого монастыря в 6 км от Бородино, далее он  принимал участие  в боевых действиях под Смоленском, Вязьмой, у Царева Займища. Сам  Денис Давыдов был храбрый и лихой гусар, подавал личный пример казакам в его партизанском отряде. Тактика партизанских действий Давыдова заключалась в том, чтобы избегать  открытых нападений, налетать врасплох. Местное население очень помогало Денису Давыдову. В первый же свой рейд, 2 сентября, когда французы готовились вступать в Москву, Давыдов со своим  отрядом разгромил на Смоленской дороге, у Царева Займища, одну из тыловых групп противника, отбив обоз с награбленным у жителей имуществом и транспорт с военным снаряжением, взяв в плен более двухсот человек. Успех был впечатляющим. Отбитое оружие было здесь же роздано крестьянами. Крестьяне  служили лазутчиками, проводниками, сами принимали участие в истреблении французских фуражиров. Д.В.Давыдов давал наставления жителям сел или «поселянам» как он их называл: «А ты, брат староста, имей надзор над всем тем, о чем я приказываю; да прикажи, чтобы на дворе у тебя всегда были готовы три или четыре парня, которые, когда завидят очень многое число французов, садились бы на лошадей и скакали бы врознь искать меня, - я приду к вам на помощь». Денису Васильевичу пришлось снять Георгиевский крест вместе с формой гусара и переодеться в крестьянский тулуп, отпустить бороду, а на грудь повесить иконку, и в таком виде соединять усилия своего отряда с отрядами крестьян.
С удачами Давыдова рос и его отряд. Денису Васильевичу были даны два казачьих полка, кроме того, отряд все время пополнялся добровольцами и отбитыми из плена воинами.  Денис Давыдов  в своем Дневнике пишет: «Двадцать первого, рано, я ездил в Знаменское, где нашел уже до пятисот человек под ружьем. Бельский мне объявил, что прочие тысяча пятьсот, вооруженные также неприятельскими ружьями, находятся по деревням и в готовности при первой повестке собраться в Знаменское Он уверял, что рвение поселян так велико, что в случае нужды можно набрать  в весьма короткое время до шести тысяч народа; но те уже будут вооружены копьями и топорами, а не ружьями».
В ходе чтения «Дневника» я был крайнее удивлен тем, как можно было руководить многочисленным отрядом во время боевых действий, не имея современных средств связи. А с удивления начинаются открытия. И я подумал о том, что партизанские действия отряда Д.В.Давыдова имели такой ошеломляющий эффект благодаря  математике, ведь  для успешного проведения операций необходимо было  проводить многочисленные математические расчеты: точно рассчитывать и скорость передвижения отряда, и время движения или прибытия в определённый пункт, и место нахождения и многое другое.  
У меня родилась идея -  на основе достоверных исторических фактов, описанных нашим земляком в «Дневнике партизанских действий» составить математическую задачу, решить ее и предложить то же самое сделать другим ребятам, которым данная тема также интересна.

IV.    Блок математики
Учитель математики: Такая задача была составлена. Ребята, давайте попробуем решить задачу, составленную Андреем. Задача называется «Партизанский курьер», так как основным средством связи в то время были курьеры. Но прежде чем решать задачу давайте вспомним алгоритм решения задач с помощью уравнения и алгоритм решения дробных рациональных уравнений. У вас на столах полоски зелёного  и розового цвета.  Возьмите каждый по одному набору и расположите действия алгоритма в порядке их выполнения.
Зачитать по одному из каждого варианта и показать слайд.
Решение дробных рациональных уравнений
•    Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение
•    Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
•    Решить получившееся целое уравнение
•    Сделать проверку, исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель
    Решение задач с помощью уравнения
•    Обозначить одну из неизвестных величин за  х
•    Выразить через х остальные неизвестные
•    По условию задачи составить уравнение
•    Решить получившееся уравнение
•    Проверить соответствие корней условию задачи
•    Прочитать вопрос задачи  и ответить на него
•    Записать ответ

Теперь мы «вооружены» и можно «идти в бой» то есть приступить к решению задачи.
Задача «Партизанский курьер» (см. прикрепленный файл).

V.    Подведение итогов .
Учитель истории: Подходит к концу наш урок, которым мы хотели показать, что учебные предметы нельзя рассматривать по отдельности, а жизненные проблемы, какими бы он не были: военные, бытовые, творческие, всегда требуют от человека широкого круга знаний  в самых разных областях и множества умений.

Учитель математики: Мы надеемся, что наш урок поможет вам найти свое место в жизни, и понять, что мир не показывается нам только одной стороной. Он многолик, и чтобы познать его нужно быть и ученым, и поэтом в душе, и простым рабочим и творцом своей судьбы.

Вопрос классу: Как вам кажется – по материалам сегодняшнего урока видна ли роль математики в победе русского народа над Наполеоном? Обоснуйте свой ответ.
Высказывания учащихся.

Рефлексия. Перед вами две карточки разного цвета. На розовой карточке напишите очень коротко (можно одним словом) что вам понравилось на уроке (если таких моментов нет, оставьте карточку чистой). Аналогично, на зелёной карточке напишите то, что вам не понравилось (можно написать, что бы вам хотелось увидеть на уроке).
 
VI.    Домашнее задание:  составить задачу с использованием исторического материала, посвящённого 70-летию Ульяновской области . Документальный материал можно взять в школьном музее, в библиотеке, в Интернете.

             Интегрированный урок математики  и истории в 7 классе на тему
                    «XVII век – «бунташный» век  в Отечественной истории»
Цели урока:
1.    Сформировать представление о народных движениях XVII века.
2.    Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.
3.    Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому России и малой родины.
4.    Показать связь математики и  истории на основе изучения исторических документов. Проследить практическое приложение темы данного урока к событиям Отечественной истории. Расширить знания учащихся о связи наук в окружающем нас мире.
5.    Развивать навыки и умения работы с информацией, подготовки доклада и публичного выступления, составления  и решения задач с практическим содержанием.
Задачи урока
Образовательные:
- выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
- выявить роль Симбирска XVII века в истории народных движений;
- рассмотреть  и решить задачи, составленные  по историческим материалам «Симбирск и Симбирский кремль XVII века».

Развивающие:
- развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
- развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия в рабочей группе.

Воспитательные:
- вызвать заинтересованность и желание познать новое;
- воспитывать уважение к историческому прошлому России;
- воспитывать патриотические чувства на основе изучения регионального компонента.

Необходимое оборудование и материалы:
- мультимедийное оборудование;
- компьютерная презентация;
- раздаточный материал “Прелестные грамоты” С.Разина;
- аудиозаписи  “Из-за острова на стержень”, “Ой, то не вечер”;
- учебник История России: Конец XVI – XVIII век: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.;
- раздаточный материал для работы в группах по составлению и решению задач;
- упрощённый макет  башни Симбирского кремля.
•    Справочник «Старинные русские меры длины»

Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводное слово учителя
XVII век в истории России назван “бунташным” веком. Почему? Давайте вспомним, какие выступления народных масс XVII века нам известны? (Восстание Хлопка, выступления под руководством И.Болотникова).
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Данная тема имеет особую важность для нас с вами, проживающих на территории Ульяновской области, потому что большая часть Поволжья в XVII веке была охвачена самым массовым народным движением под предводительством С.Т.Разина. Именно Симбирск стал непреодолимой преградой для разинцев, о которую разбились все планы и мечты восставших.  Почему так произошло,  в чем секрет Симбирска XVII века,  нам и предстоит сегодня узнать на уроке.
III. Изучение нового материала
Учитель: Как вы думаете, в чем причины народных выступлений?

Работа с учебником с. 61.

Учитель: События XVII века объединили в стремлении к борьбе против государственной политики разные сословия и социальные группы.

1) “Соляной бунт”, “Медный бунт”, восстание в Соловецком монастыре.
Работа в группах (3 группы)
Задание: В ходе работы учебной группы выяснить причины, ход и итоги бунта. Результаты работы занести в таблицу.

Дата события    Очаг восстания    Причины    Участники    Итоги
                
Представление образовательного продукта
– Что общего между причинами “Соляного бунта” 1648 года и “Медного бунта” 1662 года?
– В чем особенности выступления старообрядцев?
– В чем схожесть развития событий этих восстаний? О чем это свидетельствует?
– Чем различаются результаты? Чем вызваны эти различия?
2) Восстание под предводительством Степана Разина.
Вершиной “бунташного” века стало восстание С.Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что “в Донском краю между речками Тишиной и Иловлей собираются многие казаки воевать Волгу, взять Царицын и засесть там”. Сведения были достоверны.
Почему именно в этих краях зародилось восстание? (варианты ответов)
Задание “Незаконченное предложение”.
Особенности казачества как социального слоя состояли в …
Важнейшими источниками существования казачества являлись …
Российское правительство рассматривало казачество как…
Учитель: В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, и так сказать, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна стекались недовольные из Центральных областей (существовало негласное правило “с Дона выдачи нет”, т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец.
Степан Тимофеевич Разин сумел собрать отважных и непокорных людей.
Сообщение учащегося (биографическая справка о С.Т.Разине).
Учитель: Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа.
1-й этап. “Поход за зипунами”
Разглядеть не успели стрельцы,
Как на струги неслыханно быстро
Налетели в челнах удальцы.
С диким гиканьем, с посвистом страшным
Осаждала суда голытьба.
Царским слугам в бою рукопашном
Приготовила гибель судьба.
В начале октября 1669 года Разин со своим отрядом вернулся на Дон и стал готовиться к новому походу.
Какое значение имел 1 этап движения для дальнейших событий?
2-й этап.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан…
В середине мая отрядам Разина открыли городские ворота жители Царицына. Вторым населенным пунктом, где закрепились восставшие, стал Черный Яр.
Как народ встречал и воспринимал восставших?
Ответы учеников.
Учитель: 19 июля войско повстанцев подошло к Астрахани.
Да, Степан пошел не приступом,
А вокруг повел, в обход,
По садам, по виноградникам
Рать повел он в те места,
Где открыла ходы ратникам
Городская беднота.
Почему восставшие легко одерживали победы?
Ответы учеников.
Учитель: К началу осени 1670 года силы восставших превышали 20 000 человек.
И туда к Степану тянется
Отовсюду беглый люд,
Кто придет, тот и останется
В эти сотни всех берут.
Тут свои казаки местные
И крестьяне беглецы…
Разин грамоты “прелестные”
С Дона шлет во все концы.
Работа с документом “Грамота от Степана Тимофеевича от Разина»: «Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государству служить, да великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить… и кабальные и опальные шли бы в полк к моим казакам».
Почему грамоты назывались “прелестные” (призывные)?
Против кого в поход созывает Разин “кабальных и опальных”? (восставшие считали приказных людей виновниками всех бед, т.к. они мешали царю узнать об истинном положении вещей в России).
Призывы Разина имели широкое хождение. Они писались на русском, украинском языках, на языках народов Поволжья и распространялись в городах и селах. Письма Степана Тимофеевича производили везде сильное впечатление.
В конце июля выступил Разин из Астрахани. Серьезным препятствием стал город Симбирск. Экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю.Барятинский.
Ой, Симбирск, стена высокая,
Двадцать восемь дней под стенами
Со своими неизменными
Силачами атаманами,
С войском, с пушками, с таранами
Разин город осаждал,
Но Симбирска царь не сдал.
Путешествие в Симбирск и симбирский кремль XVII века.
Учитель математики:   Но Симбирска царь не сдал… Давайте посмотрим, почему же Разин, который легко брал другие крепости, не смог взять Симбирск?  Причин несколько. Мы сейчас рассмотрим одну из них, а именно, устройство Симбирской крепости 17 века.  Попробуем представить русскую деревянную крепость XVII века и на этом составить свое представление о крепости Симбирск. Наиболее распространенным и простым типом крепости в России был острог - огороженное тыном (заостренные бревна, установленные плотно друг к другу) пространство, имеющее, для наблюдения и усиления обороны, несколько деревянных же башен. Для больших острогов тын устанавливался на земляном валу, перед которым был вырыт ров. Башни имели срубную конструкцию и могли иметь ворота для проезда внутрь острога. Внутри острога размещались церковь, приказная изба, казармы для служилых людей, избы. Этот тип крепости существовал вплоть до XIX века.
К XVII веку русские строители имели настолько высокие навыки постройки крепостей, что могли соорудить крепость (деревянную) размером с Московский кремль за 4 недели.
В настоящее время ни в музее города Ульяновска, ни в областной библиотеке, не сохранилось достаточно достоверных сведений о  Симбирской крепости,  так как  бич прошлых времен - пожары в начале XVIII века в Казани, уничтожили дела Казанской губернии, а в пожаре Симбирска 1864 года сгорели почти все архивные дела Симбирска.  Поэтому дать точное описание крепости или изготовить точный макет невозможно, но различные историки, по крупицам собирая разрозненные данные из архивов, восстановили примерное описание кремля и изготовили макет, который вы видели на слайде.  
Ребята, а каким вы представляете Симбирский  кремль?  (Высказывания ребят).
Класс разбивается на 3 рабочие группы и каждая группа получает задание, по которому должна предоставить устный отчёт.

Задание 1-й группе
1.    Прочитайте сообщение «Симбирский кремль и русская крепость 17 века»
2.    Выберите из данного сообщения информацию о наиболее вероятных на ваш взгляд  размерах Синбирского кремля . Обоснуйте свой выбор.
3.    Найдите площадь Синбирского кремля по вашему выбору. Используя справочник «Старинные русские меры длины» выразите её в гектарах.
4.    Сравните  площадь Синбирского кремля и площадь территории нашей
           школы. (Справка: териитория Верхнемазинская школы им. Д.В. Давыдова – 0,6 га).
5.    Подготовьте отчёт о проделанной работе в виде устного сообщения.

Для устного выступления можно использовать  следующую схему: «Мы узнали, что до настоящего времени исследователи не пришли к единому мнению о размерах Симбирского кремля.  Мы считаем, что…».
«В 17 веке для измерения длины использовались такие меры, как…».
«Мы перевели приведённые в тексте размеры в метры и нашли площадь Синбирского кремля…».
«Сравнили с площадью школьной территории…»

Вывод: Симбирский кремль и русская крепость 17 века.
Примерные границы Симбирского Кремля  в современном Ульяновске   - здание администрации Ульяновской области, здание филармонии, по бульвару Новый Венец до здания Краеведческого музея, до старого здания 1-й гимназии и по ул. Советской до здания администрации или суворовского училища.
Попробуем представить русскую деревянную крепость XVII века и на этом составить свое представление о крепости Синбирск.
Наиболее распространенным и простым типом крепости в России был острог - огороженное тыном (заостренные бревна, установленные плотно друг к другу) пространство, имеющее, для наблюдения и усиления обороны, несколько деревянных же башен.
Для больших острогов тын устанавливался на земляном валу, перед которым был вырыт ров.
Башни имели срубную конструкцию и могли иметь ворота для проезда внутрь острога.
Крепость имела вид прямоугольника с большей стороной по Венцу, острожную стену с обламами и шесть башен с двумя проезжими. Кремль простирался «вдоль» на «90 сажен» (375 метров 20 сантиметров), «поперек» – на«83 сажени» (355 метров 24 сантиметра). Это самая крупная крепость на Симбирской черте площадью около 7 470 квадратных саженей. Кремль был обнесен земляным валом и рвом, достигавшим в глубину трех, «а в ширину поверху пять сажен». Длина рва и вала по периметру равнялась «415 сажен с аршином».  
Возможно, что она имела 8 башен - 4 угловых и 4 в стенах - это видно на планах Симбирска 1738 и 1779 годов.
Обычно башни в стенах были проездными, но башня со стороны Венца не могла быть проездной, то есть проездных башен было не более трех.
На плане 1738 года видно три проездных башни, а в отчете А.Свечина и по плану 1779 года - имеется только две - северная и южная.
Две проездные башни - Казанская (северная) и Крымская (южная) упоминаются и в росписном списке 1670 года. Следовательно, сведения этого периода можно считать достоверными.
Видимо в разное время количество проездных башен менялось.
Кремль был центром военной, административной и судебной части уезда: в нем жили воевода, дворяне и боярские дети и помещались тогдашние "присутственные места": воеводский двор, приказная изба, казармы для гарнизона, продовольственные склады, арсенал, а так же здание Троицкого собора.

До настоящего времени исследователи не пришли к единому мнению о размерах Симбирского кремля.  При этом большинство исследователей конца  XIX-XX веков ссылаются либо на данные Т.Г. Масляницкого и маршрут крестного хода, который ежегодно проводился в Симбирске «вокруг города», либо на К.И. Невоструева.
Т.Г. Масляницкий застал в Симбирске «остатки пяти  деревянных с таковыми же стенами башен и со рвом бывшей деревянной четырехугольной крепости…»   «Длина оной крепости 200 сажен и столько же ширины, в окружности до 800 сажен», таковы размеры Симбирского кремля по Т.Г. Масляницкому    Ж. А. Трофимов пишет, что эти данные основаны на визуальном наблюдении Т.Г. Масляницкого, на старинном труде «О построении города Симбирска», а также на рассказах старожилов. К сожалению, ни «старинный труд», ни воспоминания старожилов XVIII в. до нас не дошли, поэтому проверить их достоверность мы не можем, что же касается визуальных наблюдений, то они являются безосновательными.
Подполковник А. Свечин, посетивший в 60-х годах XVIII века Симбирск   пометил в отчете о своем путешествии, что построенная «в 1648-1649 гг. крепость представляет четырехугольное сосновое укрепление, имеющее шесть башен и двои ворота…, коего длины по сту сажен, а поперег по осмидесят одной сажени, окружа оной немалой глубины и ширины рвом…».
Историк Н.П. Гриценко полагал, что Симбирский кремль занимал в ширину до 200 и в длину до 800 саженей общей площадью до 66 десятин.
Иные размеры приведены М.Х. Валкиным и М.А. Гнутовым, которые считают, что каждая из его четырех стен была примерно по 400 метров    Эти данные можно считать более точными, так как соответствуют данным, полученным  из описи стольника и воеводы Петра Бестужева-Рюмина 1703 года: «…строенье было все деревянное, по мере круг того города по рву стен и башен 415 сажен с аршином круг того города по рву стен и башен 415 сажен с аршином круг города же ров в глубину 3, в ширину по верху 5 сажен, городового места вдоль 90 сажен, поперек 83 сажени».
Симбирский кремль был деревянный, имел ромбовидную форму. Вокруг Кремля был выкопан ров 6-8 метров шириной, заполненный водой, в котором были установлены заострённые брёвна - надолбы, вокруг стен земляной вал. Имелось двое ворот - Казанские (северные) и Крымские (южные). С наступлением темноты ворота запирались на железные засовы и замки. С каждого воротника - стража при воротах бралось специальное обязательство, что он «не будет ключей подбирать к замку, никого в неурочное время за деньги из города и в город пропускать не будет, и город будет закрывать». По углам стояли восемь сторожевых башен. Самой высокой и мощной была Наугольная башня (ныне р-н Краеведческого музея), в ней было четыре уровня пушек. Как правило, в крепостях пушки ставились через этаж, значит, в этой башне было не меньше семи этажей по 3-4 метра, т.е. всего 21 метр, практически 7-ми этажный дом.
Симбирский Кремль оказался прочной твердыней. С.Т. Разин, взявший многие города Поволжья, так и не смог в течение месяца овладеть этой крепостью.
Отметим, что крепость закончила боевую службу в 1759 году, - гарнизон был снят, а пушки свезены в Уфу. Развалившиеся остатки начали разбирать с 1767 года, и просуществовала она до конца XVIII века.

(См. прикрепленный файл - Симбирский кремль и русская крепость XVII века   Реконструкция Ю.Д. Ефимова. Макет Синбирского кремля).

Задание 2-й группе
1.    Прочитайте сообщение «Башни Симбирского  кремля»
2.    Посмотрите упрощённую модель башни с «обламом», принцип её действия
3.    Решите задачу: Основание башни с «обламом» представляет собой квадрат со стороной  1 сажень. Какой длины брёвна необходимо взять на постройку «облама».   Недостающие данные возьмите из текста сообщения. При необходимости используйте справочник «Старинные русские меры длины»
4.    Подготовьте отчёт о проделанной работе в виде устного сообщения.

Для устного выступления можно использовать  следующую схему:
- из сообщения мы узнали, что «облам» -это…
- щель между срубами должна быть ….
- 1 сажень равна…
- брёвна для постройки «облама» должны иметь длину …
Потому, что ….

Башни Симбирского Кремля
Башни устраивались в городах среди стен, в стоялых острожках, на земляных валах, у надолб. В плане башни представляли собой либо квадрат, либо правильный шестиугольник. Большинство башен деревянных крепостей были четырехугольными в плане, и поскольку крепость была квадратной, в Симбирске, видимо, они такими и были. Стены башни всегда рубились методом сруба, башни обычно выступали за линию стены. Выступ этот в плане представлял либо трапецию, либо квадрат, либо полукруг.  Высота башен могла доходить до 50 метров, но обычно превышали высоту стен в два-три раза, т.е. составляла 10-15 метров.
Наличие башен намного усиливало оборону крепости. В них размещались артиллерия. Башни использовались и для наблюдения за врагом. Башни состояли из закрытых, отделенных друг от друга этажей, которых обычно было два или три. Иногда верхние этажи делались «теплыми», в этом случае между бревнами прокладывался мох, и в башне устанавливалась печь. Пол каждого этажа назывался мостом. Над мостами прорезались бойницы и амбразуры для пушек. Этажи соединялись лестницами. Высота большинства башен составляла 15-20 м. Для строительства башен обычно использовался более длинный дубовый лес.  В некоторых местах при строительстве Симбирской черты не хватало дубовых деревьев и мы встречаемся при описании ее укреплений с сосновыми башнями. Но это было редкостью. Так, в самом городе Симбирске при строительстве острога «большого города» (посада), кроме дубовых, были поставлены и сосновые башни. Стены и башни Симбирского кремля рубились из дубовых брёвен. По углам стояли  сторожевые башни. Самой высокой и мощной была Наугольная башня (ныне район Краеведческого музея), в ней было четыре уровня пушек. Как правило, в крепостях пушки ставились через этаж, значит, в этой башне было не меньше семи этажей по 3-4 метра, т.е. всего 21 метр, практически 7-ми этажный дом.
Крепость имела вид прямоугольника с большей стороной по Венцу.
Нет сомнения и о том, что она имела 8 башен - 4 угловых и 4 в стенах - это видно на планах Симбирска 1738 и 1779 годов.
Обычно башни в стенах были проездными, но башня со стороны Венца не могла быть проездной, то есть проездных башен было не более трех.
На плане 1738 года видно три проездных башни, а в отчете А.Свечина и по плану 1779 года - имеется только две - северная и южная.
Две проездные башни - Казанская (северная) и Крымская (южная) упоминаются и в росписном списке 1670 года.
Видимо в разное время количество проездных башен менялось.
Обычно башня строилась с "обламом". Облам представлял собой невысокий сруб, несколько большего размера, завершающий основной сруб. Образованная щель в 15-25 см между срубами позволяла поражать противника, подошедшего вплотную к стене. Обламы устраивались по всей длине стен и с трех сторон башен, обращенных к противнику.
В башнях и стенах прорубались бойницы для пушек и пищалей. С внешней стороны кремля отрывался ров. Как правило, посад, расположенный вблизи кремля, обносился еще земляным валом и рвом.
В проездных башнях устраивались часовни и колокольни, над воротами вешали иконы, по имени которой они получали свои наименования.
На самых больших башнях устанавливались сторожевые вышки.
Башни, как правило, использовали под амбары, жилье.

Задание 3-й группе
1.    Прочитайте сообщение «Стены Синбирского  кремля».
2.    Посмотрите иллюстрации  Симбирской крепости.
3.    Решите задачу:  Наиболее вероятный размер Симбирской крепости приведен в отчете подполковника А.Свечина 1765 года - это прямоугольник 100 на 80 саженей. Сколько брёвен понадобилось для постройки острожных стен вокруг крепости. Недостающие данные возьмите из текста сообщения. При необходимости используйте справочник «Старинные русские меры длины».
4.    Подготовьте отчёт о проделанной работе в виде устного сообщения.

Для устного выступления можно использовать  следующую схему:
- Из сообщения мы узнали, что главная часть в конструкции крепостных стен  - это…
- Длина бревен равнялась обычно… саженям, причем бревно закапывалось в землю на  ….. сажень.
- 1 сажень равна…
- При использовании бревен толщиной в… На каждую сажень стены требовалось...   вертикально стоящих бревен.
- Общая длина крепостных стен ….
- Для постройки острожных стен понадобилось ….

Стены  Симбирского кремля
Крепость Симбирск в плане имела прямоугольную форму, острожную стену с обламами и шесть  (или восемь) башен с двумя проезжими.
При постройке Симбирска конструкция деревянной стены города была представлена в виде стоячего острога с обламами. Главную часть конструкции составлял плотный ряд вертикально стоящих бревен. Длина бревен равнялась обычно трем саженям, причем бревно закапывалось в землю на одну сажень. При использовании бревен толщиной в пять вершков (22 см) на каждую сажень стены требовалось 10 вертикально стоящих бревен. Острожная стена скреплялась изнутри поперечным горизонтальным бревном, а также железными скобами или деревянными «иглами». Для устройства над острожной стеной обламов на расстоянии одной сажени от стены (внутри со стороны защитников крепости) вкапывались в землю вертикальные столбы из расчета: один столб против каждого десятого столбы стены. Эти столбы соединялись короткими, горизонтально расположенными бревнами с основной стеной в двух ярусах. Верхние, короткие бревна назывались обламными связями, они выходили над острожной стеной и поддерживали навес – облам, состоявший обычно из трех рядов бревен. Нижние, короткие бревна, представлявшие собой, как и обламные связи, перпендикуляры к плоскости стены, крепились в отверстиях – проушинах и назывались проушинами. На проушины клались горизонтальные – обычно осиновые – пластины, таким
образом, вдоль стены устраивались мостки, называемые «кроватями». Для подъема на кровати использовались лестницы. Бойницы располагались обычно в два ряда. Из верхних бойниц вели огонь стрелки, находившиеся на кроватях, из нижних – стоящие на земле. В Симбирске стены с обламами в пределах города имели тесовые односкатные крыши
С внешней стороны кремль был окружён рвом шириной около 10 м и глубиной более 6 м. Кроме стен и валов крепости полагалось иметь тяжелое вооружение (пушки и пищали).    Опубликованный в последнее время "Росписной список" Симбирска 1670 года детально перечисляет все вооружение, состоявшее у защитников крепости через месяц после снятия осады Степаном Разиным.
По росписи на башнях и стенах имелось около 25 пушек и несколько затинных пищалей (тяжелые ружья), а также более 350 мушкетов.
При правильной организации обороны и твердости защитников этого было достаточно, чтобы вести упорную оборону. Отметим, что крепости Поволжья разинцы штурмом не брали, их сдавали жители по договору или обманом.
Лишь Симбирская крепость и ее защитники показали способность к твердой обороне от многотысячного, хотя и неорганизованного войска.

Заслушивается короткий отчёт каждой группы.

Учитель истории: Почему Симбирск разинцы  взять не смогли?
Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили С.Т.Разина и выдали властям.
Звучит песня “Ой, то не вечер”.
Учитель: Каковы причины поражения восстания?
В народной памяти сохранился образ вождя восстания, как защитника.
Прошло уже три сотни лет,
Прошло уже три века.
Но не забудет белый свет
Такого человека.
Имя Разина отразилось в песнях “Из-за острова на стрежень”, “Ой, то не вечер”, “Есть на Волге утес”; в пословицах и поговорках, крылатых выражениях, например, “Стенька вел себя важно, говорил отважно”, “Умел Стенька слово сказать, себя показать”.
Разные поколения людей в зависимости от своего исторического сознания, нравственных установок по-разному воспринимали и воспринимают имя и дело С.Разина. Ведь у каждой эпохи свое отношение к истории, свои герои и антигерои. Пожалуй, ни один русский человек из столь отдаленной эпохи не отмечен такой народной любовью, не воспет в таких прекрасных песнях, не окружен такой многовековой славой.
IV. Рефлексия
Рефлексивные вопросы:
- Какие задания понравились больше всего?
- Что вы считаете нужным запомнить?
- Над чем еще надо поработать?

Итог урока.
Домашнее задание          
По выбору:
Ответить письменно на вопрос: Что вас привлекает в личности С.Разина? А что отталкивает?
Нарисовать рисунок – иллюстрацию по итогам путешествия в Симбирск XVII века.
Придумать математические задачи, используя "Росписной список" Симбирска 1670 года.
                                       
Спасибо за сотрудничество на уроке!

Галина Волкова, учитель истории,
Нина Шибилист, учитель математики
Верхнемазинской средней школы им.Д.В.Давыдова Радищевского района Ульяновской области
В прикрепленных файлах – дополнительные материалы и презентации к урокам.