Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации. В связи с этим для школьников с ОВЗ характерно качественное своеобразие процесса развития речи: замедленный темп, недостаточная речевая активность, бедность, ограниченность, примитивность словаря (В. Г. Петрова). Поэтому, чтобы обеспечить речевую практику, так необходимую детям данной категории, должны быть созданы оптимальные условия для развития их речевой деятельности. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что в значительной степени содействует его жизненным успехам. Поэтому так важна организация словарной работы на уроках русского языка, задачами которой являются:

- уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;

- коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи;

- выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал  известный российский ученый-методист А.В.Текучев.

Преодолевая пассивность, характерную для учащихся коррекционной школы, стараюсь  разнообразить словарную работу и применять задания, которые вызывают интерес у  обучающихся, привлекают их внимание. Появление интереса к обучению у учеников коррекционной школы в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

Один из путей повышения активности и пробуждения интереса у школьников - использование ребусов.

Ребус – «загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов).

Ребусы – помощники в работе со словарными словами. Дети с удовольствием их разгадывают. Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти детей с ОВЗ. Отгадывание ребуса позволяет учителю привлечь и сконцентрировать  внимание всех учащихся на задании, в классе не остается равнодушных детей. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы. Использование ребусов выступает как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности. Ребусы учат мыслить, рассуждать, говорить, что очень важно для учащихся данной категории.

Данный вид работы стимулирует творческую активность детей. Предмет, изображенный на картинке, может иметь несколько названий. Нужно учить детей выбирать нужное слово, т.к. важно правильно назвать предмет, чтобы разгадать ребус.  Например, «дом», «изба»; «доктор», «врач»; «облако», «туча». Таким образом, разгадывание ребусов обогащает активный словарь школьников синонимами.

Ребусы позволяют учителю даже на самых сложных этапах урока активизировать познавательную деятельность учащихся.

Аксенова А.К., формулируя общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе, указывала, что процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей; затем слово ещё раз прочитывается учениками, включается в предложение и записывается.

Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для  разгадывания ребусов. В глазах детей зажигается огонек радости. Преодолевая пассивность, дети испытывают радость познания, положительный эмоциональный настрой – главные помощники учителя на уроке.

Таким образом, ребусы являются помощниками учителя на таком важном этапе урока, как  словарная работа, т.к. от сформированности речи умственно отсталых детей зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов и степень общего развития. Полноценная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации обучающихся.

 

Методические рекомендации к презентации - в прикрепленном файле.

 

Презентация доступна для скачивания здесь.

 

Литература

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1994.

2. Петрова В. Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы.— М.: Педагогика, 1972.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы. - М., 1988.

4. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1978.

5. Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе (5 – 8 классы). Пособие для учителей.– М.: Просвещение, 1970.

6. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011 – Сб.1.

 

Ирина Сметкина, учитель русского языка и чтения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида города Ельца Липецкой области