Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Поэтому для педагога, работающего с этой категорией детей основной должна быть направленность на коррекцию и развитие коммуникативных функций для того, чтобы ребенок мог более успешно адаптироваться в социуме.

Это один из уроков, посвященных отношениям в коллективе и обществе. Учитель в своей работе опирается  на знания, полученные на предыдущих занятиях.

 

Цель:  Раскрытие понятий «конфликт», «конфликтная ситуация» «сигналы конфликта». Определение причин возникающих конфликтов.

 

Задачи

Образовательная: 

- способствовать повышению коммуникативного уровня учащихся;

- практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Коррекционно-развивающая:

- способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта.

- мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса;

- способствовать  развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная: способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств: ответственности, уважения к окружающим людям, толерантности.

 

Ход урока

 

Организационный момент. Сюрпризный момент. Психологический настрой

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг другу в глаза и поприветствуйте своих одноклассников и гостей улыбкой.

Чтобы на нашем уроке было всем…. СЛАЙД.

Интересно! Нужно  быть активным, но уметь слушать других.

Полезно! Участвовать всем, выполнять задания добросовестно.

Комфортно! Запрещаются обидные слова, упреки, обвинения. Успехи каждого приветствуются и поощряются.

 

Повторение. 

Учитель: Ребята,  на минутку закройте глаза и прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете в данный момент?  Откройте глаза. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.                                                                                                                   Учитель: Вспоминая, о чем мы говорили на прошлом уроке, скажите, каким словом называют эти ощущения? (Эмоции). СЛАЙД.                                                               Учитель: Посмотрите  на слайд (один из учеников читает вслух). Внимательно прочитайте и скажите, какое из этих слов лишнее? Почему?  А все остальные слова это… (Эмоции).                                                                                                                                       Учитель: Как мы узнаем о том, какие чувства или эмоции испытывает человек? (по мимике, жестам, позам).                                                                                                                          Микрообобщение.  Молодцы! Благодаря чувствам и эмоциям мы воспринимаем окружающий мир, принимаем в нем активное участие и испытываем определенные переживания. Одни ситуации вызывают ненависть и гнев, другие любовь и умиротворение... Именно переживания делают нас людьми, а нашу жизнь яркой и осмысленной.

 

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм   и ответить на вопросы: СЛАЙД  какие эмоции испытывают главные герои?   Чем они вызваны?  (просмотр отрывка мультфильма «Bridge».2010.).

Учитель: Итак,  какие эмоции испытывают главные герои?  

Чем они вызваны? 

Как вы назовете то, что произошло на мосту?

 

Основная часть.

Учитель: Темой нашего сегодняшнего урока будет «Понятие конфликт и конфликтная ситуация».  СЛАЙД. 

Что бы вы хотели узнать по этой теме? (Ответы учащихся).

Итак, мы сегодня рассмотрим вопросы: СЛАЙД.

Что такое конфликт и  конфликтная ситуация?

Почему происходят конфликты?

Как вести себя при конфликтной ситуации?

Что  же такое конфликт? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Спор, ссора, разборка, драка).

Да, действительно, все это можно отнести к  конфликту.  А какое определение слова  конфликт есть в словаре Ожегова? (Работа со словарем).

 

СЛАЙД. КОНФЛИКТ, -а, м. Столкновение, серьезное разногласие, спор.

 

Учитель: Еще одно определение: Конфликт – это открытое противостояние вследствие несовместимости взглядов, интересов, потребностей.

Сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент.  Для этого к доске выйдут …(трое учащихся).  Задание простое. Перед вами два стула. По моей команде на счет три  вам нужно успеть занять  стул. Кто быстрее?

 

Обсуждение.

 

Учитель: В чем заключался интерес? В чем была проблема? Мы можем сказать, что ваш интерес, или желание,  и ваши возможности не совпадали? Может ли это быть причиной конфликта? А кто в данном случае был виновником конфликта? (Ответы учащихся).

Правильно. Это я создала ситуацию, в которой ваши интересы и возможности не совпадали. Попросту я создала конфликтную ситуацию.

 

СЛАЙД. Ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны называется конфликтной ситуацией.

 

Учитель: А какие ощущения (эмоции) у вас вызывает понятие "конфликт"? (Злость, гнев, обида, раздражение)

Это все отрицательные эмоции.

Что же такое конфликт? Какой вывод мы можем сделать? (Ответы учащихся) Микрообобщение. Действительно, в результате конфликта могут возникнуть обида, гнев, ненависть конфликтующих сторон. Еще опаснее, если происходит, так как в нашем мультфильме,  действия сторон не поддаются контролю и в ход идут кулаки.

 

Учитель: А что же было причиной конфликта в мультфильме? (Ответы учащихся).                                        

 

СЛАЙД. Причина или Предмет конфликта – это воображаемая или объективно существующая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство.

 

Учитель: Представьте себе ситуацию, Маше и Сереже  дали один апельсин на двоих. СЛАЙД. Как вы думаете, почему они спорят? (Они не хотят его делить).

Значит в этом случае причина, или проблема, из-за которой возник спор – нежелание делиться.

Причины конфликта, или противоречия из-за которых возникла конфликтная ситуация, называют сигналами конфликта. СЛАЙД.

Какие бывают сигналы конфликта, мы узнаем, разобрав ситуацию двух подруг – Лены и Светы.  Лена подозревает Свету, что та взяла ее заколку и не вернула. Что будет чувствовать Лена? Как она себя будет вести? (Ответы учащихся).

Между девочками возникло недоразумение. Это один из сигналов конфликта. Люди часто впадают в недоразумения, делая ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания.

Как вы думаете, что будет, если Лена долго ничего не скажет Свете о своих подозрениях? Решится ли конфликт? (Ответы учащихся). Появляется второй сигнал – напряжение.
Состояние напряжения меняет наше отношение к другому человеку, понимание его поступков и действий. Наши взаимоотношения становятся хуже от наших плохих мыслей и чувств.

Вернемся к нашим подругам. Света начала замечать, что отношение Лены к ней изменилось. Они стали меньше общаться. Что чувствует Света? (Ответы учащихся).

Этот сигнал приближающегося конфликта называется дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно.

Если ситуация не будет выяснена, если девочки не смогут поговорить и понять друг друга, что может произойти? (Ответы учащихся).

Они прекратят общение. Этот сигнал называется кризис. Когда человек прекращает отношения со своим другом, или близким человеком, скорее всего причиной этого будет  неразрешенный конфликт.

Итак, в чем же причины конфликта между девочками? Как бы вы предложили Лене и Свете решить их проблему? (Ответы учащихся). СЛАЙД.

Микрообобщение. Мы разобрали второй вопрос, Почему происходят конфликты. Если вы научитесь узнавать сигналы приближающегося конфликта, то сможете быстро на них реагировать, а значит предотвращать конфликтные ситуации.

 

Учитель: А сейчас  немного отдохнем. Я предлагаю вам выполнить небольшое творческое задание. У вас есть чистый  лист бумаги. Положите его на середину стола. Задание следующее: вместе со своим соседом, одной ручкой, нарисуйте на листе бумаги домик.

 

Обсуждение.

 

Учитель:  Что у вас получилось? Было ли вам трудно выполнить это задание? Почему? Если смогли договориться, то как? (Ответы учащихся).

Это упражнение очень хорошо показывает, как можно вести себя в ситуации конфликта.

 

Учитель: СЛАЙД. Посмотрите, Маша и Сережа  до сих пор ссорятся.  Попробуем им помочь. Стратегий поведения в конфликтной ситуации несколько. Как же поступить с апельсином? Ответы учащихся.                                                                                                            Разрезать пополам? Это  будет стратегия компромисса, при ней предмет желаний, в данной ситуации апельсин, делится поровну.  А  может быть ребятам потянуть жребий? Или рассудить, кому он нужнее? Тогда кому-то придется уступить, и дальнейшие взаимоотношения будут зависеть от того, насколько чистосердечно было принято это решение.

Об этих и других стратегиях мы более подробно поговорим на следующем уроке. А сегодня мы рассмотрим стратегию, которая называется сотрудничество. При этом взаимодействии положительный результат получают обе конфликтующих стороны. Для  этого нужно: СЛАЙД.

Шаг 1.Узнать чего и почему хотят участники конфликта.

Давайте спросим Машу и Сережу, зачем им апельсин. Предположим, Сережа сказал, что он хочет пить, и ему нужен сок. А Маша хочет испечь пирог, и ей нужна цедра.

Шаг 2. Быть может, их желания не противоречат, а дополняют друг друга?

Наш опрос показал, что Маше и Сереже  апельсин нужен для разных целей.

Шаг 3.Каковы варианты решений?

Если один человек хочет сок, а другой - кожуру, ответ прост, так как каждый может взять то, что ему нужно от целого апельсина.

Шаг 4. Сотрудничество.

Если искать решение проблемы вместе, то оно будет найдено быстрее и принесет больше пользы и радости обеим сторонам. Отношения не только сохранятся. Но и возможно станут лучше. 

Как вы думаете при таком решении конфликта между Машей и Сережей, чем может закончиться эта история?

Посмотрите вторую часть мультфильма и скажите, какую стратегию использовали герои для выхода из проблемной ситуации?

Микрообобщение. Мы с вами рассмотрели третий вопрос  нашего плана «Как вести себя в конфликтной ситуации?». Какие выводы вы можете сделать? Молодцы. А я только хочу напомнить вам золотое правило: СЛАЙД. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

 

Учитель: А теперь, чтобы вы могли самостоятельно оценить знания, полученные на сегодняшнем уроке, решите тест. СЛАЙД.

1.      Конфликт — это:

- необходимость при общении,

- результат неправильного общения.

2.      В результате конфликта у человека возникает  чувство

- радости,

- гнева,

- обиды,

- интереса.

3.      Как вы назовете разговор двух школьников

«Одолжи, пожалуйста, ручку. - Обойдешься, свою иметь надо».

- дружеская беседа,

- конфликтная ситуация,

- компромисс.

4.      Когда конфликтная ситуация решается в пользу обеих сторон, это…

- соперничество,

- уступка,

- сотрудничество.

Сравните свои ответы с ответами на слайде. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Те кто, считает, что работал на уроке активно, добавьте себе еще один балл. Посчитайте, что у вас получилось, подпишите листочки и передайте мне.

 

Учитель: Наш урок заканчивается. СЛАЙД. Скажите, все ли вопросы плана мы рассмотрели? СЛАЙД. Было ли вам интересно, почему? Был ли урок полезен? Почему? Комфортно ли вам было на уроке? Чем вы это можете объяснить? Ответы учащихся.

СЛАЙД. Мне тоже было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

 

Литература

1. Авторский коллектив. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях». ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003

2.  Анн Л.Ф. «Психологический тренинг с подростками». СПб.: Питер, 2008

3.  Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя». Москва, «Глобус», 2008

4. Тыртышная М.А. «50 идей для классного руководителя». Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

 

Татьяна Рудник, учитель социально-бытовой ориентации Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края

В прикрепленном файле - презентация к занятию.