Задачи

Образовательные:

- Актуализировать знания учащихся о транспорте.

- Закрепить и уточнить знания о поведении в общественном транспорте.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать, обогащать и активизировать словарный запас.

- Развивать умение отвечать полным ответом.

- Развивать внимание, мышление, память.

- Развивать эмоционально-волевую сферу.

- Развивать коммуникативные навыки.

- Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе.

- Воспитывать чувство толерантности.

 

Оборудование: индивидуальный раздаточный материал, компьютер, презентация «Поведение в общественном транспорте», мультимедийный проектор, толковый словарь, загадки о транспорте, «смайлики».

Словарь: транспорт, пассажир, общественный.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

 

Эмоциональный настрой учащихся на работу

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем и смотрим  внимательно

 

Приготовьте тетради, ручку и дневники.

 

2.Загадки о транспорте.

Учитель: Ребята, давайте попробуем отгадать загадки: (слайды 2 и 3).

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.

                                               (Автобус).

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

(Трамвай).

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей.

(Метро).

 

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.

(Троллейбус).

 

3.Тема урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки.

А теперь, пожалуйста, назовите, как мы называем автобус, метро, троллейбус, трамвай? (слайд 4).

И тема нашего сегодняшнего урока – «Поведение в общественном транспорте» (слайд 5).

 

4.Рассказ учителя о транспорте.

Учитель: Давайте вспомним, что же означает слово «транспорт». В современном словаре русского языка сказано, что транспорт – это тот или иной вид перевозочных средств.

Скажите, что можно перевозить транспортом?

Какие виды транспорта вы ещё знаете? (слайд 6).

А как называют того, кто совершает поездку в транспортном средстве? (слайд 7).

Возникновение транспорта относится к древнейшим временам. Древние  государства вели многочисленные войны за покорение других стран. Военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта. В Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог. По ним двигались повозки, колесницы, носилки с богатыми гражданами (слайд 8). Возникли города - государства на Средиземном море, в которых большую роль играла торговля. Развилось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда. Морские суда, особенно военные, в государствах древнего мира - Греции, Риме, Египте - достигали больших размеров, в отдельных случаях они имели тысячи гребцов – рабов (слайд 9).

Техника морского судоходства постепенно совершенствовалась. Во многих странах появляются почта и регулярные перевозки пассажиров по сухопутным дорогам, строятся улучшенные дороги (слайд 10).

Создание транспорта общего пользования происходит относительно недавно, примерно 200 лет тому назад. Развившаяся крупная промышленность требовала дешевой перевозки большого количества грузов. С изобретением паровой машины появились паровозы и пароходы, позже  - автомобили и самолёты (слайд 11).

Основным видом городского транспорта сначала были извозчики. В начале XX века появилась конка. Со временем извозчики  и конка были вытеснены механическими видами городского транспорта: такси и трамваями (слайд 12).

 

5. Правила поведения в общественном транспорте.

Учитель: А теперь, давайте посмотрим, какие же правила поведения в мы должны соблюдать в общественном транспорте.

На остановке нужно спокойно стоять и ждать необходимый транспорт (слайд 13).

Из автобуса, троллейбуса, трамвая сначала пропускают всех выходящих пассажиров (слайд 14).

Вперед пропускают пожилых людей, детей, инвалидов (слайд 15).

Проходить нужно  в салон, а не стоять в дверях (слайд 16).

При входе в транспорт сразу предъявляют проездной документ или оплачивают проезд (слайд 17).

Сидячие места уступают старикам, больным, пассажирам с маленькими детьми (слайд 18).

Уступая место, говорят: «Садитесь, пожалуйста» (слайд 19).

Если женщина едет с мужчиной, он первым проходит к выходу, выходит и подает даме руку (слайд 20).

Есть и пить в транспорте не принято (слайд 21).

Не принято громко говорить, слушать музыку и т. д. (слайд 22).

У впереди стоящих пассажиров спрашивают: «Вы выходите на следующей остановке?» (слайд 23).

Если встретил знакомого, недопустимо через весь автобус здороваться с ним, махать рукой и т. д. (слайд 24).

 

6. Динамическая пауза.

Учащиеся вместе с учителем выполняют движения под стихотворение (слайд 25).

 

7. Задание «Третий лишний».

Учащиеся называют лишнее изображение (слайд 26, 27, 28).

Лайнер

Заяц

Повар

 

8. Задание «Зачеркни неверное изображение».

(слайд 29, 30, 31)

 

9. Работа на карточках.

В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, ученики выполняют посильное задание на карточках.

Задание «Слова – перевёртыши» (слайд 32)

«Выберите правильный ответ» (слайд 33, 34).

 

10. Подведение итогов урока.

Давайте ещё ответим на несколько вопросов (слайд 35).

Окончание урока (слайд 36).

Выберите «Смайлик», который, по вашему мнению, соответствует вашей работе на уроке, вашему настроению в конце урока (см. прикрепленный файл).

 

Программа общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с  умеренной умственной отсталостью). Учебник отсутствует.

 

Марина Лисенкова, учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

 

Презентация к уроку в прикрепленном файле.