Форма занятия: игра «Полет в будущее».

Метод:  групповой, кооперативный.

 

Ход занятия

Учитель: Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: «В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни». Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: соблазн, зависимость, вредные привычки. Перед нами стоят две задачи:

1) выжить;

2) определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде.

 

Вопросы для обсуждения: что означает соблазн, вредные привычки, зависимость?

 

Учитель: Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость?

Выясним, какие зависимости, вредные привычки вы знаете?

 

«Мозговой штурм»: на доске написать список вредных привычек, зависимостей:

а) химические:                      

-алкоголь;                              

- чай;                                         

- кофе;

- курение;

- наркотики;

 

б) эмоциональные:

- постоянно включенный телевизор;

- откладывание все на потом;

 - компьютерные игры.

 

Скажите, какие из названных привычек пагубно влияют на здоровье?

 

А) Курение - вредная привычка организма.

Есть такая притча.

«Продавец табака расхваливает свой товар на ярмарке: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не станешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

- А почему стариком не буду?

- Потому что до старости не доживешь.

- А почему собака не укусит?

- Так с палочкой будешь ходить.

- А почему вор не залезет в дом?

- Потому что всю ночь будешь кашлять».

Запомните: 

Кто курит табак – тот сам себе враг.

Табак уму не товарищ.

Курильщик – сам себе могильщик.

 

Б) Употребление алкоголя – это тоже вредная привычка организма.

Недаром говорят: «Потянешься за водкой – будет жизнь короткой». Пьянство ведет за собой 6 зол: бедность, раздор, болезнь, потерю репутации, позор и ослабление умственной активности.

 

В) Наркотики – это самое страшное зло.

А что же такое наркотики?

Наркотики – это психактивные вещества, запрещенные законом, например, марихуана, героин, кокаин.

Самый распространенный наркотик – марихуана, это психоактивное вещество, нарушающее работу мозга. Марихуана – это сушеные листья и цветы растения конопли. Наркоманы их курят. Курильщики марихуаны быстро теряют интерес к тому, что происходит рядом с ними. Марихуана изменяет чувства. Поэтому наркоман видит, слышит и чувствует иначе, чем обычный человек. Иногда он смеется без остановки. А иногда сердце наркомана бьется до 160 ударов в минуту, белки глаз становятся красными, во рту сухо, дышать трудно. Все курильщики марихуаны теряют память.

     

Героин – один из самых страшных наркотиков. Во-первых, героин наркоманы чаще всего вводят себе с помощью шприца. Уколы нестерильным шприцом приводят к заражению инфекционными заболеваниями, например СПИДом, гепатитом. Во- вторых, героин очень быстро вызывает привыкание. В-третьих, передозировка героина смертельна.

   

Кокаин – наркотик, который нюхают или курят. Кокаин возбуждает мозг. Наркоман не чувствует усталости, теряет сон и аппетит. Некоторые наркоманы впадают в панику, становятся беспокойными.

 

Учитель: Ребята, прежде чем покинуть корабль, надо выяснить пагубные действия наркотиков.

 

Разбить учащихся на 4  группы, задание - прочитать надписи к рисункам (см. Приложения в прикрепленных файлах).

 

Учитель: Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль. Мы в открытом будущем, мы за бортом корабля, теперь нам нужно на практике узнать, способны ли мы противостоять опасности.

 

Разбить класс на 3 команды, разыграть ситуации, когда с помощью дружеского расположения или группового давления кто-то постарается соблазнить одного или всех членов команды закурить, уколоться.

 

Вопросы командам для обсуждения: как себя чувствовали в той или иной роли? Когда распознали соблазн? Какие трудности испытывали при противостоянии? Что помогло справиться с ситуацией.

Вывод: умейте сказать «НЕТ».

1. Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя  «хорошими», только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.

2. Говорите прямо, чего хотите: «Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина)».

3. Отказывайте так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность.

4. Поощрите себя за одержанную победу!

 

Учитель: Почему некоторые подростки пробуют наркотики, и какие уловки используют дилеры (дилеры это люди, которые принуждают к наркотикам, уговаривают, настаивают попробовать наркотики)?

 

Класс разбивается на 5 групп, группы обсуждают причины употребления наркотиков, заполняют таблицу.

 

Учитель: Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти.

Какие последствия употребления наркотиков могут быть? (Домашние скандалы, потеря друзей, кражи, побои, депрессия, передозировка, судороги и др.).

 

Класс разбивается на 3 группы, они должны показать с помощью рисунков, какие могут быть последствия употребления наркотиков.

 

Подведение итогов:

1) С помощью рисунков показать действия наркотиков.

2) Что же можно сделать, чтобы не допустить вымирания человечества от вредных привычек и пороков? Ваши формулы здоровья.

 

Учитель: А.П. Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».

Я желаю, чтобы среди вас не было равнодушных ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим.

 

Предложить учащимся ритуально-символическое упражнение, которым будет завершено занятие. Например: учащиеся встают в круг, держатся за руки, и каждый по очереди желает своему соседу слева что-нибудь доброе и хорошее.

 

Литература

1. Д.В. Колесов. «Предупреждение вредных привычек у школьников». – М., 1984 г.

2. Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы. Сост. В.А. Ведерникова и др. – Волгоград : Учитель, 2005. – 79 с.

3. Полезные навыки для 5-9 классов. Материалы для учителя.

 

Мария Аксенова, учитель Маловской средней школы Республика Бурятия.

 

В прикрепленном файле - Приложения.

Фото с сайта http://maxpark.com