Серьёзно отнестись ко всему этому заставляет печальный опыт последнего десятилетия, когда господствовала выжидательная тактика: Россия станет свободной и её будет невозможно не любить. Мы стали свободными, Интернет дал всем слово. И как результат - получили такой вал примитивного, откровенно хамского негатива, направленного против России, по сравнению с которым «очернительные» опусы 90-х выглядят научными трудами.

I

С началом массовой компьютеризации населения стало понятно, что проблема единого учебника рано или поздно будет в повестке дня. Учительское сообщество в целом согласится с идей появления «Царь-книги» по истории. Наконец-то у нашего государства сработал инстинкт самосохранения, и оно окажется способным выполнить общественный заказ на патриотизм (его озвучил президент в ежегодном послании Федеральному Собранию).

Вопрос в том, как будет отформатирован «учебник для патриотов». Безусловно, содержание учебника должно явиться итогом стараний лучших учёных страны. Однако не стоит забывать, что с текстом этого пособия придётся работать в средней школе. Возможно ли сегодня написать параграф об истории строительства социализма в тридцатые годы так же просто, как незамысловато строится рассказ о занятиях восточных славян в древности?

Учительствуя долгие годы, постоянно сталкиваешься с тем, как трудно идёт усвоение молодыми людьми истории двадцатого века. Работая над этим разделом курса, нельзя сказать: почитай текст учебника и всё станет ясно. Понятно, чрезмерно насыщенное содержание этого периода должно было отстояться в прозрачный текст. Хочется верить, что пора идеологических метаний прошла и уже расставлены точки над всеми i.

Учебник для всех, по определению, должен быть лаконичным, компактным и легко обозримым. Это неизбежно вызовет волну вопросов: как же авторы могли обойтись без изложения тех или иных фактов? Чтобы не допустить этого, концептуальным стержнем  учебника стоило бы сделать человеческое измерение пройденного страной пути. Поставить акцент на истории людей и народов (не путать с классовым подходом).

Я предлагаю написать своеобразные общенациональные «святцы». Этот церковный термин упомянут не для красного словца. Наступил период, когда добытую в трудах и подвигах славу во имя Отчизны подменила сиюминутная известность (часто тех, кто эту страну откровенно презирает). В учебнике надо рассказать о тех россиянах, кто оказал ярко выраженное, глубокое и масштабное воздействие на жизнь страны, вне зависимости от идеологических предпочтений. «История - это жизнь наших предков», - самая правильная концепция.

Неудачное выступление благородных военных за свободу в 1825 году принесло России больше вреда, чем пользы. Победа советских солдат под верховным командованием жестокого тирана в 1945 году превратила отсталую недавно страну в сверхдержаву. Эти утверждения явно не бесспорны. Однако всесторонне их можно рассмотреть в расширенном содержании учебника продвинутого уровня, базовый же текст должен быть однозначным.

II

 

Изначально он может напоминать контурную карту. Какие ученик позже нарисует там «стрелки», в каком направлении и каким цветом, решать ему самому. И эта возможность не должна оставаться умозрительной. Текст нового учебника должен способствовать «материализации» процесса выработки личностного отношения и понимания. Полагаю, что в методический аппарат учебника необходимо включить не только вопросы и задания.

Содержание единого учебника по истории, прорисовывающее кратчайший маршрут из пункта А (862 г.), в пункт Б (2013 г.), было бы уместно сопроводить условно-графической картой происходящих событий. Это может быть наглядная конструкция (НК) – текст, основная часть смысловой нагрузки в котором перенесена на графические изображения и которому придана чёткая структура для быстрого и эффективного осмысления сведений.

Графическая опора даёт алгоритм сжатия материала, в неё воплощается и из неё вырастает всё содержание темы, раздела. Под графикой в данном случае понимается рисунок в разной стилистике: линия, штрих, пятно. Они дают возможность для показа лаконичного, быстрого, резко заостренного (своего) отношения к явлению или событию. Язык рисунка и язык цифр рождают компьютерную графику, «говорящую» обозначениями, знаками, символами.

Необходимо провести чёткую грань между понятиями «конспект» и «конструкция». Конспект (опора) отображает содержание печатного текста буквально, конструкция  фиксирует в графике то, как это содержание понято. Постепенно уходит нелепое представление  о малопонятном наборе застывших «иероглифов», который надо тупо зазубрить, а затем детально воспроизвести.

В пору доминирования экранного представления информации уже просто невозможно не оценить значимость графического выражения сведений. За примерами её использования далеко ходить не надо - откроем стартовую страницу всем известного Google (см. рис.1). Иногда можно увидеть забавные картинки. Дизайнеры поисковика стремятся разнообразным графическим начертанием товарного знака компании донести какую-либо информацию, и даже создать соответствующее ей настроение. Такую заставку вполне можно назвать НК.

Обычная практика многих новостных агентств - широкое использование инфографики  (Россия 24, http://ria.ru/infografika/, http://www.itar-tass.com/g0.html). Фрагмент исторической «картинки» ИТАР-ТАСС покажем как своеобразную цитату (см. рис.2).

Думаю, что иллюстрировать далее актуальность связки «содержание-графика» нет необходимости. Наверное, стоит только уточнить понятие «учебная наглядная конструкция». Она не только выразительно передаёт главное, так или иначе структурируя его. Составитель обучающей конструкции должен предложить иерархию смыслов, которая будет определять глубину и характер прочтения графического текста. Его буквальное озвучивание в преподавании вторично: это только начало процесса усвоения материала.

Своё представление прошлого школьник может не только усваивать через символ, но и символом выражать. Ряд ёмких знаков-символов, которых ученик сам внедрит в исходный текст конструкции станут графической оболочкой его мысли, выразят его отношение к тому или иному событию. Посредством графической опоры, отобразившей текст параграфа,  ученик получает механизм невербального объяснения содержания (см рис.3).

Это можно назвать графической интерпретацией, переосмыслением содержания, переводимого на язык знаков-символов (уже не просто обозначений). Варианты такой работы могут быть различными. Итак, дан нейтральный опорный конспект по истории бунташного XVII века. Каким образом в него можно привнести смысловую нагрузку, превратить в учебную наглядную конструкцию?

1.Замена отдельного обозначения знаком-символом. Берем один из графических элементов, отображающий ключевой артефакт эпохи – Соборное Уложение 1649 г.

(См. таблицу 1).

 

2. Преобразование части наглядной конструкция. В этом случае изменения касаются целого блока, передающего какой-либо исторический сюжет. Добавляются новые моменты, раскрывающие особенность трактовки события. Например, совершенно по-разному может оцениваться крестьянская война под предводительством Разина:

(см. таблицу 2, рисунки 4, 5)

 

3. Замена условных обозначений иллюстрациями. Цель – посмотреть в глаза истории. Попытаться сделать прошлое более живым и осязаемым. Из уменьшенных картин (самых разных) составляются коллажи (см. рис.6). Важно добиться того, чтобы получилось не хаотическое нагромождение миниатюр, а продуманная композиция. Графический дизайн увлекателен, он может стать составной частью работы с текстом НК. Опоры, которые необходимо будет трансформировать в собственную конструкцию, изготавливаются в Word, программа предлагает необходимые инструменты через панель Вставка (Фигуры) и Формат. С их помощью легко редактируются отдельные элементы и вся «картинка». Однако стоит помнить, что «рисование» в данном случае - приём осмысления содержания.

 

4.Графическое обозначение проблематики содержания. Это наиболее сложный вариант осмысления. Надо не только увидеть противоречивость в развитии исторического явления, но и показать вопрос, возникающий в этой связи (см. рис.7).

Принятие Соборного Уложения знаменовало достижение стабильности в Московском государстве, НО относительное спокойствие было достигнуто за счёт закрепощения значительной части населения страны. КАК ЭТО СКАЖЕТСЯ НА ХАРАКТЕРЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ?

 

5. Придание тексту большей графической выразительности. Базовый конспект делается более ярким и броским. Это достигается средствами графики: заливка, толщина и начертание линий и изменением положения условных обозначений (находятся более выгодные для их представления места). Добавлением всего нескольких штрихов водружаем над шапкой Мономаха подобие нимба. Это заставляет вспомнить о том, что при Алексее Михайловиче начинает формироваться абсолютизм… (см. рис.8)

 

6. Детализация содержания НК путём увеличения объёма её текста. Исходный графический текст для придания ему необходимой подвижности создаётся достаточно «прозрачным». Расширяя рамки предлагаемого им содержания, насыщаем конструкцию новыми деталями (сравните рис. 9 и соответствующий блок на рис.3).

Итак, не записать традиционным текстом, а нарисовать свою историю России. И для этого не надо иметь талант самоучки Гюстава Доре (кстати, автора и весьма язвительной графической «Истории Святой Руси»). Предлагаемый механизм усвоения содержания текста через преобразование его графической основы, требует только элементарных навыков работы с компьютерной графикой.

Вспомним, как в раннем детстве ребёнок использует понравившиеся карандаши для раскраски на свой вкус контуров изображений различных объектов. Для повзрослевшего, ставшего учеником, самым коварным школьным вопросом становится: «А как ты это понимаешь? …». И часто он повисает в воздухе. Понимать - понимаю, а сказать не могу...

Мысль - это определённое отношение к рассматриваемому явлению. Сформулировать свою позицию, используя соответствующий понятийный аппарат, школьникам бывает непросто. Некоторым из них легче прибегнуть к «детскому», графическому способу выражения мысли. Новый учебник мог бы предоставить такую возможность.

III

 

Единый учебник о прошлом обязан быть современным. Это означает необходимость не только печатного, но и электронного представления содержания с возможностью его свободной трансформации. Только при этом условии можно согласиться на введение упрощённо-ортодоксального базового варианта пособия. Очевидно, что большим печатным учебником, который должен появиться вслед за кратким курсом, воспользуются немногие.

Уместно направить средства, которые потребует его печать, для создания интернет-платформы, используя которую, любой ученик мог бы формировать своё историческое пространство. Если создание учебника мыслится как дело государственное, то поставить мощные серверы, выделить ученикам небольшие площадки и разработать движок, позволяющий обрабатывать размещаемую там информацию, - задача заурядная.

Существует опыт целого ряда социальных сетей, которые позволяют хранить, редактировать и обмениваться информацией. Из масштабных школьных сетевых проектов можно назвать Дневник.ру. Тех, кто до сих пор сомневается в востребованности такого рода образовательных услуг, перенаправим в социальную сеть ВКонтакте (http://vk.com/ege100ballov). Там есть даже «Молитва перед ЕГЭ»! Адрес ещё одного сайта содержащего «жизненно» необходимую ученику информацию (http://www.ctege.info) и т д.

Действительно, лень – двигатель прогресса. Примитивный велосипед уже изобретён нашими учениками, может быть стоит его усовершенствовать? Попытаться направить энергию школьных масс в нужное русло. Каждый (подчеркнём ещё раз) ученик должен получить возможность отредактировать, дописать «официальную» историю по своему усмотрению. Воспользуется ли он этим правом, и каким образом – выбор за ним.

Переходным мостиком от печатного учебника в виртуальное историческое пространство, на мой взгляд, может стать учебная графика. НК становятся главными страницами глобального сетевого учебника. Ученик на их основе создаёт свой гипертекст (значение этого термина уже не приходится объяснять). Графическая оболочка превращается тогда в своеобразное облако тэгов. К лаконичной конструкции можно привязать огромный объём информации.

Воспользовавшись печатной версией, ученик получает необходимый минимум сведений по какой-либо теме, а вот насколько дальше он продвинется в её изучении и в каком направлении, он вправе решать сам. Чтобы помочь ему в этой деятельности, сетевая версия учебника должна включить солидную базу данных: архив документов, библиотеку исторических монографий, фильмотеку и т д.

Кто-то может прикрепить к имени царя Алексея Михайловича ссылку на ролик с You Tube (http://www.youtube.com/watch?v=wkFhGTrcXAg), кто-то к Уложению - его текст, взятый с сайта Научной библиотеки МГУ (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm), а третий, порывшись в архиве «Новой газеты», найдёт интересный материал о чуде земского собора 1613 года http://www.novayagazeta.ru/society/56969.html. Так НК становится графическим интерфейсом, связывающим её с информационным пластом различной глубины.

Школьник обретает свободу в виртуальном пространстве учения. Действительно, он создаёт свой электронный учебник – совокупность файлов, содержащих текстовые документы, рисунки и видео/аудиофрагменты, системообразующим элементом (параграфом) которой является графическая наглядная конструкция, связанная с локальными информационными ресурсами и интернетом.

Принципиальную значимость приобретает система ссылок, определяющая порядок прохождения/прочтения материала. Именно она порождает феномен электронного текста как всей совокупности материалов по данной теме, которая выводится на экран в произвольной последовательности посредством гиперссылок. Такое пособие фрагментарно, разнообразно по содержанию  и разноформатно.

Работа по созданию своего электронного текста становится более содержательной, если ученик не просто прикрепляет какой-либо материал к тексту опоры, а создаёт собственные страницы. Эти авторские электронные страницы-меню будут содержать дополнения, разъяснения, комментарии к содержанию, представляемому отдельными элементами НК.

Странички могут быть различными, однако необходимо, чтобы их текст

- имел чёткие очертания;

- содержал отдельные фрагменты;

- был композиционно завершён;

- выглядел соразмерно экрану.

Такого рода электронно-графическая наглядность позволит оперировать огромным объёмом сведений, рассматривая отдельный факт или явление в самых неожиданных аспектах. Было бы недальновидно игнорировать эту возможность при создании нового учебника истории. В нынешней ситуации, когда собственно информация стала общедоступной, особую роль начинает играть форма, в которую она облечена, и способы её подачи.

Логика развития современных информационных систем рано или поздно потребует серьёзного присутствия школы в виртуальной среде. И пособие надо писать «на вырост». Оно должно быть объёмным: печатный текст+графика+электронный гипертекст. Давайте не забывать, что учебник пишется для молодых людей, у которых слова «читать книгу», равнозначны словам «смотреть на экран», будь то планшетник, ридер или смартфон…

Создание единого учебника истории будет, пожалуй, первой содержательной попыткой сбалансировать понятия «сильное государство» и «свободное общество». Наверное, пришло то время в Россию, когда человек может позволить себе быть патриотом, и не обязательно – гражданином. Да и в последнее время это понятие переживает (простите) ребрендинг – в ходу «гражданские/интернет-активисты».

Многие из них не заметили, или не хотят замечать, что уже живут в свободной стране. Пришла пора, сохраняя эту свободу, предложить молодым людям чётко прорисованную патриотическую систему исторического знания. Единый учебник может стать эффективным  инструментом в том случае, если, предлагая содержание в достаточно категоричном варианте, он будет облечён в современную форму, не сковывающую мысль.

В конце эпохи Рюриковичей в России была отлита «Царь-пушка», весьма внушительная по своим характеристикам. Однако выстрелила она, по заключению специалистов, лишь однажды и своё предназначение - устрашать врагов Отечества на поле боя - не исполнила. Печально будет, если «Царь-учебник» сможет стрелять только по воробьям и не выполнит возлагаемых на него надежд.

Сергей Селеменев, учитель истории школы №175 Новосибирска

Схемы и таблицы к тексту статьи – в прикрепленном файле.