Задачи

Обучающая: закрепить понятие: музыкальная форма, эпоха, музыкальные инструменты.

Развивающие:

- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля Петра Ильича Чайковского.

Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к музыке композитора Петра Ильича Чайковского, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Коммуникативная:  понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной.

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием.

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе, метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)

 

Ход урока

1.                  Вход учащихся в класс под музыку П.И.Чайковского «Январь» (цикл «Времена года»).

Учитель на фоне музыки:

Был избран свыше русский гений,
Ему был послан слуха дар.
Он слышал музыку Вселенной
И пил её святой нектар…     

(Елена Макеева «Русский гений»).

Ребята, вы узнали музыку, под которую вошли в класс? Кто её написал?

Дети: Это Петр Ильич Чайковский «Январь» из цикла «Времена года».

(1 СЛАЙД)

Учитель: Вы догадались, о ком говорилось в стихотворении Елены Макеевой, которое вы только что услышали?

Дети: О Петре Ильиче Чайковском.

Учитель: Какая по характеру пьеса «Январь»?

Дети: Неторопливая, задумчивая, плавная с движением.

Учитель: Верно. Петр Ильич Чайковский написал много незабываемых музыкальных произведений. Какие из них вам уже знакомы?

Дети: Пьесы из цикла «Времена года», «Детский альбом».

Учитель: А сегодня мы познакомимся с его «Вариациями на тему рококо» для виолончели с оркестром.

2. Ознакомление с новым материалом. Метапредметные связи (музыка, МХК, изобразительное искусство, литература.)

(2 СЛАЙД)

Учитель: Вариации – это форма музыкального произведения. Графически можно обозначить их так: А А1 А2 А3 А4.  А означает основную тему (играю мелодию темы). А1 – изменение этой темы (играю начало), А2- Ещё одно изменение этой темы (играю второе изменение темы). Итак, каждое изменение темы – это новая вариация. А какие ещё формы музыкальных произведений вы знаете, и как они обозначаются графически?

Дети: Двухчастная АВ, трехчастная АВА, куплетная.

Учитель: Верно. А теперь вы знаете ещё форму вариаций. В эпоху рококо были популярны домашние концерты.

(3 СЛАЙД)

Учитель: Посмотрите, как художники изображали такие концерты.

Чтобы понять произведение Петра Ильича Чайковского, необходимо познакомиться с той эпохой, которой эта музыка была посвящена. Стиль рококо появился во Франции в 17 веке. Его название переводится – раковина, т.е. декоративная ракушка. Художники, архитекторы, композиторы стали творить произведения в этом стиле. Им была свойственна лёгкость, игривость, насмешливость. Давайте перенесёмся в ту эпоху.

(4 СЛАЙД) Мы входим в прекрасный замок.

(5 СЛАЙД) Поднимаемся по лестнице, богато украшенной позолотой и лепниной.

(6 СЛАЙД) И попадаем в прекрасный зал, на стенах которого висят замечательные картины…

(7 СЛАЙД) Франсуа Буше,

(8 СЛАЙД) Жана Фрагонара,

(9 СЛАЙД) Никола Ланкре,

(10 СЛАЙД) Тьеполо Джандоменико. В этом зале проходят балы и концерты. Петр Ильич Чайковский очень любил эпоху рококо и подтверждением того – его вариации на данную тему.

(11 СЛАЙД) Давайте послушаем тему и первую вариацию и выберем те слова, которые соответствуют их характеру (звучит тема и первая вариация).

Дети: Медленно, отрывисто, взволнованно, прерывисто.

(12 СЛАЙД)

Учитель: Согласна с вами, давайте послушаем 2 вариацию. Определим её характер и сравним её с 1 вариацией (звучит вторая вариация).

Дети: Медленно, плавно, задумчиво, мечтательно, завороженно.

Учитель: Что между ними общего и в чём различия?

Дети: Они обе медленные, неторопливые, но первая вариация отрывистая, а вторая плавная.

Учитель: Очень хорошо. Теперь слушаем 3 вариацию и сравниваем её с первыми двумя

(13 СЛАЙД)  

Звучит третья вариация.

Дети: Протяжная, певучая, грустная, трогательная. Она похожа на вторую вариацию тем, что плавная, но из трёх вариаций она самая грустная.

(14 СЛАЙД)

Учитель: Верно. Нам осталось послушать последнюю, четвёртую вариацию (звучит четвёртая вариация).

Дети: Эта вариация совсем не похожа на остальные. Она быстрая, стремительная, восторженная, торопливая, бойкая. Она самая быстрая из всех вариаций.

Учитель: Хорошо. Скажите, вам понравились вариации Петра Ильича Чайковского?

Дети: Да, они очень напевные, мелодичные. У них очень красивая мелодия.

Учитель: Я рада, что эта музыка вам понравилась.

3. Ритмическая пауза.

Учитель: А теперь мы немного подвигаемся. Вставайте и готовьте свои ладони (прохлопываю ритмические рисунки на 2, 3, 4 четверти. Дети повторяют). Садитесь, ребята, продолжим наш урок.

(15 СЛАЙД) Знаете ли вы, что в эпоху рококо многие музыкальные инструменты были немного другими? Они выглядели и назывались иначе. Давайте познакомимся с ними.

(16 СЛАЙД) Это колёсная лира или харди–гарди - струнный щипковый музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипку с тремя струнами.

(17 СЛАЙД) Это виола да гамба – предшественница виолончели. Это струнный смычковый музыкальный инструмент, который по форме отличается от виолончели и держали его часто как гитару.

(18 СЛАЙД) Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом и загнутым грифом.

(19 СЛАЙД) Барочная гитара – это переходный инструмент между лютней и современной гитарой.

(20 СЛАЙД)

Учитель:А вот этот инструмент в эпоху рококо выглядел так же, как и сейчас. Этот клавишно-духовой музыкальный инструмент называется орган. Он имеет пять ручных клавиатур и одну ножную. Множество рычагов и пять педалей. Для того, чтобы играть на нём, необходима очень хорошая координация – попробуйте играть сразу двумя рукам и двумя ногами, да ещё успевать подкручивать нужные рычаги и нажимать педали. Человек, играющий на органе, – просто волшебник!

(21 СЛАЙД)

Учитель: Посмотрите, сколько труб у органа. Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Одни длинные, другие короткие,  а ещё широкие и узкие.

Учитель: Всё правильно, они отличаются длиной и шириной. От размера труб зависит их звук.

(22 СЛАЙД)

Учитель: А теперь мы посмотрим на современный музыкальный инструмент – скрипку и сравним её с харди-гарди. Чем они похожи и чем отличаются?

Дети: Формой они похожи, но на харди-гарди 3 струны, а не 4, как у скрипки.

Учитель: А ещё харди-гарди щипковый инструмент, а скрипка какой?

Дети: Смычковый.

Учитель: Точно. А звук скрипки напоминает человеческий голос.

(23 СЛАЙД)

Учитель: А чем виолончель отличается от виолы да гамба?

Дети: Своей формой. А ещё у виолы да гамба нет ножки, на которой она стоит.

Учитель: Верно, эта ножка называется шпиль. Звук у виолончели ниже, чем у скрипки. Вспомните вариации, которые мы сегодня слушали – ведь там виолончель солировала.

4. Рефлексия.

Учитель: Для того, чтобы закрепить наши знания, давайте ответим на следующие вопросы.

(24 СЛАЙД) 

1. Что такое вариации?

А) Это форма.

Б) Изменение.

В) Перевоплощение.

  1. Слово «рококо» означает:

А) Орнамент.

Б) Раковина.

В) Украшение.

  1. Кто из русских композиторов написал вариации в стиле рококо?

А) М. И. Глинка.

Б)  М .П. Мусоргский.

В) П. И. Чайковский.

4.  Сколько вариаций в стиле рококо мы слушали?

А) Одну.

Б)  Три.

В) Четыре.

Учитель: Вы молодцы!

(25 СЛАЙД) Давайте попрощаемся с замечательным стилем рококо вот таким стихотворением Натальи Алмаевой :

Я серебряной иголкой

Вышью наш роман на шёлке.

Так изыскано - легко,

В нежном стиле рококо…

Пусть на вышитой подушке –

Ты пастух, а я пастушка…

Яркой нитью голубой

Вышью взор лукавый свой …

5. Вокально-хоровая работа.

Учитель: А на прощанье давайте споём песню Петра Ильича Чайковского «Девицы -  красавицы» из оперы «Евгений Онегин».

Распеваемся и поём.

Вывод: Мы сегодня снова послушали музыку замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. И вновь оценили потрясающую мелодичность и современность его произведений.

6. Домашнее задание: найдите стихи, которые подходили бы к одной из «Вариаций на тему рококо».

В уроке использованы фотоматериалы из интернета, оформление урока позаимствовано у Чирковой Ольги Леонидовны. Презентация и текстовый материал урока выполнены самостоятельно.

Ольга Огурцова, учитель музыки и МХК средней школы №762 Москвы, победитель конкурса «Щелкунчик» в номинации «Сценарий урока по любому предмету или внеклассного мероприятия, посвященный Петру Ильичу Чайковскому».

В прикрепленных файлах: презентация, аудиоматериалы.