Ход праздника

На сцену выходят двое ведущих в русских народных  костюмах. Они садятся за стол, на котором стоит горшочек с кашей.

 

Первый ведущий: Дорогие гости, речь сегодня пойдёт о русской старине, о том, как жили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Неужели в наши дни никто не хочет иметь стол простой и разнообразный, здоровый и полезный?

Второй ведущий: Вся русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши тревожные дни. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Не ушло еще старое, доброе, то, что веками складывалось. Скажем, в иной деревушке и сегодня можно отведать кислых щей, сваренной в русской печке вкусной разваренной каши! Каша считалась самой простой, сытной и доступной едой. Она была незаменимым обрядовым блюдом. Её варили на свадьбы, крестины, поминки.

 

На сцену выходят царь и принцесса.

 

Царь:     Ах ты, бедненькая моя дурочка,

      Посмотри, как исхудала фигурочка!

      Может быть, нам обратится к врачу?

Принцесса: Ничего я не хочу!

Царь:     Состояние твоё суперкритическое!

      Может, скушаешь яйцо диетическое?

      Или, может, принести молоко?

Принцесса:  Не хо-чу я ни-че-го!

Царь: Доченька любимая, ну так нельзя, нужно кушать, поправляться, витаминами запасаться.

Принцесса: Ах, оставьте, папенька... все мне надоело. Невкусно, картошка да капуста…

Царь: Так это мы в миг исправим, из самой заграницы тебе повара доставим. Не пройдет и трех минут, как иностранец будет тут!

 

Царь трижды хлопает в ладоши - появляется француз, пританцовывает.

 

Француз: Ваше величество, моё почтение! Не надо волнения! О-ля-ля ! Всё будет лучший вид, так как я большой знаток французской кухня. Позвольте вам преподнести презент - французский десерт из сливок, шоколада, мармелада, сладостей и прочих разных радостей.

Царь: Что вы, что вы, от таких сластей

   Без зубов останешься скорей!

   Для моей дочки ваша еда заграничная

   Очень уж кажется неприличная.

   О'ревуар, мусье, подите вон...

 Француз: Ой-ей-ей! Темнота...

          Хрен да редька ваша еда!

 Царь: Дочь, скажу наверняка:

   Надо звать Ивана-Дурака.

 

Царь трижды хлопает в ладоши – появляется  Иван-Дурак.

 

Иван: Коль меня цари тут ждут,

  Я явился - тут как тут.

Царь: Ты здесь не зубоскаль да шапку перед царём сними.

Иван: Не могу.

Царь: Как это "не можешь"?

Иван: Да она у меня вместе с головой снимается. А без головы что я буду делать?

Царь: Да, без головы ты нам ни к чему... Послушай, Иван, на тебя вся надежда. Спасай мою дочь: не ест она, не пьёт, измучила отца...

Иван: (чешет затылок) Что ж, задача ясна

Я, светлость ваша,

Наварю-ка  каши,

Крупянистой, маслянистой,

Да разваристой.

Пальчики оближете!

Царь: Вари, Иван, вари.

  Во дворце нашем

  Никто не варил нам каши.

 

Иван жестами имитирует приготовление каши. Звучит песня "Манная каша" (музыка и слова Л. Абелян). Царь кормит принцессу с ложечки кашей.

 

Манная каша (слова песни)

На плите в кастрюле каша пыхтела.
Всех ребятишек угостить хотела.
Манная-манная, каша желанная.
Вкусная, нежная, каша полезная.


Кушай, кушай Маша, манную кашу,
Станешь, станешь Маша и сильней и краше!
Манная-манная, каша желанная.
Вкусная, нежная, каша полезная.

 


Кушай, кушай киска, кашу из миски.
А барбос из плошки ест понемножку.
Манную, манную, кашу желанную
Вкусную, нежную, кашу полезную.

 

Принцесса: Ай да каша, хороша!

            Развеселилася душа!

 

В зал входят  девочки в русских сарафанах и поют частушки о каше.

 

Первый ведущий: Сегодня мы поговорим о каше. «Каша, - толкует Владимир Даль, - густоватая пища, крупа, варенная на воде или на молоке. Крутая каша гречневая пшённая, полбеная, ячная, овсяная, ржаная готовится в горшке и в печи, запекаясь сверху. Жидкая каша или кашица-похлёбка с крупою. Размазня по густоте между крутою и кашицей».

Второй ведущий: Кашей называют не только пищу. Это ещё и артель, которая собирается для общей работы (артельщики иногда говорят: «Мы с ним в одной каше»). Во время жатвы крестьяне помогают друг другу, такая помощь тоже порой именуется кашей. Наконец, все мы понимаем, что пословица «сам заварил кашу, сам и расхлёбывай» тоже   не про еду: здесь «каша» - «беспорядок, суматоха, недоразумение».

Первый ведущий: К слову «каша» Даль подобрал чуть не полсотни пословиц. Вот   некоторые из них:

На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

Любо брюху, что глаза кашу видят.

Без каши и обед не в обед.

Одному и у каши неспоро.

Второй ведущий: А вот шутка-прибаутка: «Ел мужик щи с кашей долго: положил ложку,

Распоясался, перевёл дух, да и начал снова!».

Первый ведущий: В древности свадебный пир называли «кашей».

 

Аукцион пословиц и поговорок

За каждую названную пословицу или поговорку ребята получают приз.

Первый ведущий: «Щи да каша - пища наша». А вы знаете, ребята, сколько лет каше? Каша была одним из самых первых кушаний человека и появилась она даже раньше, чем хлеб.

 

На сцене  появляется семья. Мама, отец и двое детей садятся за стол.

 

Мама (доставая из шкафчика пакеты с крупами): Итак, сегодня мы научимся варить кашу. Но прежде кое-какая информация об этом замечательном блюде.

Достаёт из кармана фартука маленькую записную книжечку и читает: «Каша всюду была праматерью хлеба». Это написал немецкий археолог Стокар. Несколько лет назад при раскопках древнего города Любеча на Украине среди прочего был обнаружен засыпанный толстым слоем золы горшочек с кашей, сваренной тысячу лет назад.

Папа (очень удивлённо): Ничего себе! Что от этой каши осталось за столько лет? Ты однажды забыла на ночь убрать кашу в холодильник, и она прокисла, бр-р-р-р... А тут   тысяча лет!

Мама: Представь себе, что находка прекрасно сохранилась. В древнем Риме умение варить кашу было признаком женской домовитости. Во Франции много веков назад вступающие в брак или в общее владение имуществом должны были в присутствии свидетелей вместе съесть кашу.

Папа: Ну да, ты её заварил, а кто-то другой должен расхлёбывать.

Мама: Не перебивай, пожалуйста. С глубокой древности известно это блюдо и на  Руси. И, пожалуй, только каша стала национальным блюдом, столько почитаемым всеми слоями населения. Причем в старину каша была не только блюдом, но и своего рода обычаем. Например, слово «каша» означало свадебный пир, сопровождаемый церемониями и обрядами.

Ребёнок: Кажется, мама решила нам прочитать целую лекцию. Мне так хочется поесть вкусной каши!

Мама: Оставим разговоры и займемся делом. Будем варить гречневую кашу.

 

Второй ведущий: Вот как в старину отмечалось строительство дома. Когда дом был почти готов к заселению, закутанный в полушубок горшок сладкой каши подвешивали на верёвке к поперечной балке. На крышу поднимался главный плотник, рубил верёвку топором, после чего садился с товарищами есть кашу.

Первый ведущий: Вкусная, питательная, душистая и столь демократичная каша   остается любимицей многих и сегодня. Её едят с удовольствием короли и простые люди, взрослые и дети.

Второй ведущий: Едят кашу как отдельное блюдо и как гарнир к мясу, рыбе, овощам.  Из неё делают прекрасные запеканки и пудинги, её используют в качестве начинки к пирогам и кулебякам.

Первый ведущий: Сегодня у нас в гостях диетсестра. Она нам расскажет о пользе каши в диетическом питании.

Слово диетсестре.

 

Второй ведущий: В  гостях у нас ещё один специалист - кашевар.

Кашевар: Всем известно слово «кашевар». Но не все знают, что моя профессия самая древняя из поварских. Каша - это шедевр кулинарного искусства. В каше для меня нет секретов, сюрпризов. Я знаком со всеми неожиданностями, которые могут преподнести каши. Ведь зерно бывает разного качества - то зрелее, спелее, то зеленее, то суше, то с большим запасом белков, то крахмалистее, то слизистее - и это у одного и того же сорта крупы. Для хорошего кашевара всё это имеет значение, всё это он учитывает, приступая к варке.

А в старину были еще рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая. Тогда так называли всякую полугустую-полужидкую еду. Варили каши из овощей. Недаром люди говорили: «Каша - мать наша».

 

Фестиваль сказок.

Ребята показывают заранее подготовленные сказки, сочиненные ими самими.

 

Игра «Верите - не верите»

Первый ведущий: Давайте поиграем в игру «Веришь - не веришь». Она касается застольных традиций и обычаев. Все мои вопросы будут начинаться со слов: «Правда ли?». Если то, что я скажу, вы сочтёте правдой, отвечайте: Да, это правда». Если вы не согласны, и на ваш взгляд это просто невозможно, так и говорите: «Это неправда». Я не буду лукавить и честно признаюсь, что правда, а что нет.

  1. Правда ли то, что иностранцы, попавшие в Россию в XVI-XVII веках, с восторгом отзывались о русской кухне? (Нет, жаловались, что русская еда без меры сдобрена луком и чесноком).
  2. Правда ли, что перед севом крестьяне вываливались в грязи, чтобы урожай хлеба уродился богатый и жирный? (Нет, накануне сева крестьяне мылись в бане, чтобы хлеб уродился чистый, без сорняков; в день сева надевали белую рубаху и с лукошком выходили в поле).
  3. Вспомните пословицу «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу». Правда ли, что в старину у крестьян не было завтрака?  (Да, «Домострой» говорил о двух обязательных трапезах - обеде и ужине. Завтрака могло и не быть. В народе существовало представление о том, что дневную еду надо сначала заработать).
  4. Правда ли, что на Руси существовало поверье, что, если стряпуха будет стоять у печи сытой, обед покажется вкуснее? (Нет. Наоборот, если стряпуха будет голодной, тогда обед будет вкуснее. Пищу подавала хозяйка дома. А в большой семье некогда было присесть к столу во время обеда, и она ела одна после того, как закончит все свои дела).
  5. Правда ли то, что на Руси хозяин с женою и детьми становились перед гостем на колени, умоляя съесть еще хоть немножко? (Да. Именно об этом писал Иван Крылов в басне «Демьянова уха»).
  6. Правда ли то, что на Руси овсяная крупа особого приготовления называлась толокном? (Да, правда).
  7. Правда ли, что существует полбяная каша, о которой вы читали в пушкинской сказке, где жадный поп кормил своего работника Балду. (Да, полба существует. Полбяная пшеница - злаковое растение, что-то среднее между пшеницей и ячменем. Это полноценный исходный материал для селекции. Из полбы варили кашу, которая, хотя и считалось питательной, но была груба на вкус и пользовалась   спросом только у бедняков).
  8. Правда ли то, что в крупах содержится от 9 до 13 процентов белков? (Да, наиболее   ценные белки содержатся в овсяной, гречневой крупах, манке, рисе.)
  9. Правда ли то, что овсяные хлопья «геркулес» лучше усваиваются организмом, чем другие каши? (Да, правда. Хлопья быстрее развариваются, содержат меньше   клетчатки, поэтому быстрее усваиваются организмом).
  10. Правда ли, что все овсяные крупы богаты солями железа? (Да, правда).

 

Первый ведущий: Времена меняются, меняются вкусы, привычки, но главные ценности должны свято храниться. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. И в наши дни очень важно иметь стол простой и разнообразный, здоровый и полезный.

Второй ведущий: В «Книге русской опытной хозяйки», изданной полтора века назад, сказано: «Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, мы думаем, что нам во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, что извлечено опытом, передано от отцов к детям. Ешьте каши! Будьте здоровы!».                                                  

Праздник заканчивается дегустацией каш, приготовленных работниками нашей столовой. Кашевар проводит игры и аттракционы. 

 

Игротека.

«Угадай кашу по вкусу».

Дети с закрытыми глазами пробуют несколько видов каши.

 

«Щенок Митрошка».

На стуле сидит Митрошка, в руках у него большая ложка, напротив, на расстоянии 10 шагов, стоят двое детей. Дети говорят текст, Митрошка инсценирует их слова («ест кашу», роняет ложку).

Ел щенок Митрошка

Кашку у окошка.

Уронил Митрошка

Ложку за окошко.

Кто легок на ножки,

Беги, достань ложку.

После этих слов двое детей бегут за ложкой: кто быстрее поднимет ложку и отдаст Митрошке.

 

Рекомендации по подготовке праздника

Приступая к подготовке праздника, проведите с ребятами беседу «Щи да каша - пища наша».

Для фестиваля сказок можно подготовить инсценировку сказок: «Каша из топора» (русская народная), «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке мурке» (Н.Мамин-Сибиряк), «Мишкина каша» (Н.Носов).

Заранее провести конкурс частушек о каше.

Оформить вернисаж «Каша - мать наша».

 

Литература

Похлёбкин В. Тайны хорошей кухни. Красноярск, 1998.

Табенкина А. Хрестоматия по детской литературе. М., 1988.  

Уланова Л. Праздничный венок. М., 2001.

Педсовет//№ 8, 2003.

 

Валентина Косович, Светлана Стародубцева, воспитатели детского санатория «Озеро Шира» Росздрава, Республика Хакасия

 

Иллюстрации с сайтов http://biobabi.inspaceblog.net,  http://www.liveinternet.ru/users/3244445/post116379953, http://izumi-posidelki.ru