Технология проектного обучения.

Описание технологии реализации.

Для реализации планируется проведение подготовительных мероприятий:

1.                  Дети делятся на 5 групп: «историки», «теоретики», «практики-астрономы», «практики-математики», «информатики».

2.                  Группа «историки» изучает историю системы координат и готовит сообщение на эту тему.

3.                  Группа «теоретиков» обобщает теоретический материал по теме «Координатная плоскость».

4.                  Группа «практики-астрономы» готовит задание: выполняет рисунки созвездий в координатах.

5.                  Группа «практики-математики» готовит задание: выполняет рисунки в координатах «Мир вокруг нас».

6.                  Учитель готовит презентацию к уроку, помогает группе «информатиков» выработать навыки работы в учебной компьютерной программе «KOODRAW».

 

Предмет «Математика», «Информатика»

Цели

Образовательные:

- создать условия для развития умений строить координаты точки, используя предметы и образы окружающей действительности;

- помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала.

Развивающие:

- развитие образного мышления учащихся;

- развитие математической речи;

- создание условий для творческой самореализации личности, развития познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;

- развитие исследовательских способностей.

Воспитательные:

- воспитать аккуратность, любовь к предмету;

- воспитание настойчивости при решении проблемы;

- формирование сотруднических отношений в классе при решении проблемы.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, рисунки, школьные инструменты.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: урок закрепления и обобщения материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, творческий.

Формы познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Содержание урока

Актуализация.

Сегодня на уроке математики и информатики продолжим изучение темы «Координатная плоскость». Как вы думаете: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы? (Ответы: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в игре «морской бой», в армии, в военных действиях). Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.

Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков.

Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче - залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.

Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт. Следы применения идеи прямоугольных координат в виде квадратной сетки (палетки) изображены на стене одной из погребальных камер Древнего Египта.

1. Слово предоставляется группе «историков». Дети рассказывают о Декарте и его вкладе в математику.

2. Группа «теоретиков» обобщает теоретический материал по данной теме, проводит небольшой опрос одноклассников:

- «Как определяется прямоугольная система координат?»

- «Как обозначаются и называются оси координат?»

- «Какая плоскость называется координатной?»

- «Как записываются координаты точки на плоскости?»

3. Группа «практиков-астрономов» предлагает построить созвездие Дракона по координатам, последовательно соединяя точки между собой: (-9;-4), (-8;1), (-4;4),   (-2;6), (-1,5;3,5), (1;1), (3;-3), (4;-5), (6;-5), (6;-3), (6;4), (7;6), (5;6), (4;5), (6;4).

Построить созвездие Ковш Большой медведицы по координатам (-12;1), (-5;3), (0;2), (4;1), (6;-3), (13;-2), (13;3), (4;1).

4. Группа «практиков-математиков» предлагает выполнить рисунки, которые они приготовили к этому уроку по теме «Система координат»:

Рыбка: (-6;0); (-3;2); (2;4);(0;2); (4;1); (6;0); (9;3); (8;0);  (3;- 3); (6;0); (4;-1); (0;-2); (1;-3); (-3;-2); (-6;0); глаз (-4;0)

 

Тюльпан: 1. (-3;3); (0;6); (0;9); (-2;17); (-2;13); (-3;14); (-3;10); (-4;13); (-6;9); (-6;6); (-3;3); 2. (-3;3); (-3;-3); (2;2); (-2;-6); (-3;-11); (-3;-13); (-3;-11); (-5;-5); (-3;-3).

 

Ёлочка: (0;14); (2;11); (1;11); (3;9); (1;9); (4; 6); (2;6); (5;3); (1;3); (1;2); (-1;2); (-1;3); (-5;3); (-2;6); (-4;6); (-1;9); (-3;9); (-1;11); (-2;11); (0;14)

 

Кораблик: 1. (-5;3); (10;3); (5;0); (-2;0); (-5;3); 2. (-2:3); (2;10); (5;3); 3. (-2;3); (2;13); (4;13); (3;12); (4;11); (2;11)

 

Группа «информатиков» помогает одноклассникам  работать в компьютерной программе «KOODRAW» - построение рисунков в координатной плоскости. Задания предложены из альбомов рисунков группы «практиков-математиков» и «практиков-астрономов». (Презентация 1 и Презентация 2 в прикрепленных файлах).

 

Творческое задание: попробовать  создать свои рисунки в компьютерной программе и на бумаге.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: продолжить работать над созданием  своих рисунков в системе координат на бумаге.

Этап внедрения: урок прошел апробацию.

 

Литература:

1.                  Авторская программа УМК Н.Б. Истомина «Математика», 6 класс

2.                  http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm

3.                  http://www.chemtable.com/

4.                  http://www.zaitseva-irina.ru

 

Наталья Куц, учитель математики средней школы №4 с углубленным изучением отдельных предметов города Батайска Ростовской области, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»