Призывы к развитию компьютерной грамотности учащихся и формированию базовых навыков работы с текстовыми редакторами все-таки не решают проблемы неправильного оформления значительного (если не большего!) количества печатных работ учащихся, постольку, поскольку она весьма многогранна. Кроме очковтирательства и халатности, часто наблюдаемых в российских учебных заведениях (как, впрочем, и в большинстве организаций в нашей стране), имеются и более глубокие причины.

Оформившаяся в отдельную область научных исследований теория текста сложна и междисциплинарна, не случайно ее изучают такие научные дисциплины, как социолингвистика, психолингвистика, история, культурология, информатика, семиотика, герменевтика, прагматика, психология, книговедение, риторика, теория перевода, функциональная стилистика.

Латинское слово «textus» означает ткань, сплетение, соединение. Н.С.Валгина в своей работе «Теория текста» пишет: «…важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется», – отмечая, что «…текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность».

Физическая структура печатного текста образуется путем последовательного объединения в строки и страницы разнообразных символов: букв, цифр, знаков препинания, специальных знаков, разделителей. Важность соблюдения основных правил оформления текстов давно доказана полиграфистами, которые веками вырабатывали критерии удобочитаемости, поскольку отклонения от стандарта отвлекают и мешают сосредоточиться на содержании печатного текста, а нелепые сочетания не только вызывают раздражение и досаду, но и снижают доверие к источнику информации. В наши дни их опыт утрачивается и отвергается миллионами авторов, самостоятельно редактирующих свои тексты, и даже многими издателями.

На создание текста влияют обстоятельства создания и бытования текста, речевой жанр, языковая форма текста, психологические состояния речевого субъекта, окружающая социокультурная среда.

Анализ психологических состояний речевого субъекта, влияющих на текст, может быть сугубо индивидуальный, здесь недопустимы обобщения. Что же касается социокультурных факторов, то здесь наблюдаются некоторые тенденции, влияющие как на образование в целом, так и на речевую культуру обучающихся. Главной особенностью стала трансформация информационно-коммуникационного пространства в конце XX – начале XXI, которая сопровождается значительным повышением роли информации в современном мире, изменением форм и методов ее распространения, потребления и взаимообмена, увеличением объемов информации. Положительным итогом этих процессов можно назвать расширение пределов информационного поля, создание мощных стимулов для общения и творчества, появление экономики знаний.

В то же время сказывается разрушительное воздействие постмодернистских идей, образно представленное в диссертационной работе Сергеева А.С. «Софийная парадигма философии образования». Автор отмечает характерную для данных идей атаку на каноны разума, «…отказ от устойчивых ориентиров развития культуры, неверие в общезначимость высших ценностей бытия, упование на сферу бессознательного, превращение системы коммуникативного взаимодействия людей в варианты языковых игр…». Все это привело к созданию мира «клипового» сознания, способного удерживать информацию на столь короткое время, чтобы только на какое-то мгновение «распознать» предъявленный объект и тут же его утопить этот образ в калейдоскопе новых впечатлений». Не знание и не истина становятся целью обучения, а «в качестве цели и решающей ценности образования выдвигается единственная цель и ценность – формирование человека, поглощенного потреблением продуктов аудиовизуальных средств, не контролирующего себя и не способного найти в самом себе точку опоры в трудные минуты жизни».

На речевую культуру эти процессы оказали сильнейшее давление. С появлением персональных компьютеров, текстовых редакторов, принтеров печатать тексты стало намного проще и быстрее. Практически каждый желающий может сделать свой печатный текст, в том числе и в учебных целях. Только вот что пожелает напечатать ученик? Где он найдет фактический материал, и какого качества будет этот материал? Какова письменная речь учащегося? Массовость и доступность очень часто побеждают качество.

Хотелось бы обратить внимание так же на то, что от уровня развития научно-исследовательской работы в учебном заведении, уровня подготовки к подобной деятельности конкретного педагога, работающего с детьми и подростками, во многом зависит уровень культуры научной речи учащихся. Нельзя научить тому, что сам преподаватель делать не умеет. Если исследовать печатные тексты учащихся в разных учебных заведениях, то разница окажется весьма ощутимой.

Ученик, как правило, печатает учебные тексты по заданию педагога. Какие были даны методические рекомендации по работе? Как проверяется текст? При выполнении самостоятельной работы учащиеся ориентируются на эти критерии. Если требуется содержательная работа, правильно оформленная, то это одна ситуация, а если годится любой распечатанный текст – это совсем другая. Справедливости ради стоит заметить, что многие работы, а особенно рефераты, выполняются для галочки. Учителя их даже не обсуждают ни с учащимся, ни с классом. Абсурдные тексты из сомнительных источников создают иллюзию благополучной письменной самостоятельной работы и дают возможность легко получать незаслуженные пятерки-четверки.

Самое лучшее качество у различных конкурсных текстов. А вот на текущие работы, в частности на их оформление, многие преподаватели и большинство школьников не обращают должного внимания. Эти неряшливые, наспех выполненные материалы, часто с сомнительным содержанием, формируют такое же отношение к своему учебному труду.

Чтобы повысить качество оформления печатного текста, необходимо постепенно вырабатывать у учащихся навыки верстки текста на компьютере не только на уроках информатики, но и при изучении других предметов в том случае, когда необходимо выполнение письменных работ с помощью компьютерной техники. Школьники должны знать требования к оформлению текста. Учитель может предложить шаблоны титульного листа, списка использованной литературы, образец правильно оформленного печатного текста, сопровождающегося, если это необходимо, графическим материалом и т.п. Выполненная работа должна обсуждаться с учащимися, а уровень оформления печатного текста, графических материалов влиять на оценку и отметку, полученную при выполнении самостоятельной письменной работы.

Таким образом, значение письменной речи очень высоко, но на практике часто наблюдается небрежное отношение к оформлению учащимися печатных работ учебного назначения. Причины этого явления следует искать не только в мотивации учеников. Меняется окружающий мир, давая современному человеку новые возможности и создавая новые трудности, в том числе в области образования. Задача педагогической теории и практики – вовремя реагировать на эти перемены, создавая условия для повышения культуры письменной речи учащихся, в том числе для обучения грамотному оформлению печатных текстов.

 

Литература:

1. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. – Москва:  Изд-во МГУП «Мир книги», 1998. –  210 с. Московский государственный университет печати. Центр дистанционного образования МГУП. –

URL: http://hi-edu.ru/e-books2/xbook029/01/index.html. (дата обращения 15.08.2012).

2. Маркарова Т.С. Научная информация и язык как основа научного чтения и научного познания // Проблемы современного образования. – 2010. – № 2. – С. 102-105.

3. Сергеев А.С. Софийная парадигма философии образования: автореф. дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Сергеев Алексей Станиславович; [Место защиты: Рос. гос. торгово-эконом. ун-т]. – Москва, 2009. – 27 с.

4. Шапинова Н. Правила набора и верстки: так ли уж они нужны? // Курсив. – 1997. – №3 (6). URL: http://www.kursiv.ru/kursiv/archive/06/rules.html (дата обращения 15.08.2012).

 

Сергей Анохин, доцент, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин

Наталья Анохина, доцент кафедры экономики и управления,

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета