Несомненно, что подготовка современного поколения специалистов - целостный и весьма сложный педагогический процесс, разностороннее развивающий студентов. В этом процессе не только закладываются и развиваются собственно профессиональные способности, знания, умения и навыки будущих специалистов, но и формируются их основные, сущностные социальные качества, что предполагает необходимость комплексного, системного подхода к обеспечению педагогического процесса, особую роль в котором играют преподаватели. Учебно-воспитательный процесс в средних учебных заведениях характерен активным использованием разнообразных технических, информационно-вычислительных и других средств, без которых в настоящее время немыслима профессиональная подготовка студентов. Однако материальная база учебно-воспитательного процесса, даже самая совершенная, выполняет всё же вспомогательную функцию. Главным, решающим, звеном целенаправленного педагогического процесса выступают педагоги, поскольку живой контакт, живое общение наставников и воспитанников нельзя заменить никакими техническими средствами. Исследования показывают, что общение студентов с их педагогами - один из важнейших конкретных механизмов управления профессиональным и социальным становлением молодых специалистов.

Какими же качествами должен обладать преподаватель как человек и профессионал? Из чего складывается авторитет педагога, без которого вряд ли возможно его ожидать полноценного контакта с учащимися? В работе преподавателя много трудностей, и велика ответственность его как личности. Конечно, преподавание соответствующей дисциплины - это основная работа преподавателя, но его мировоззрение, его поведение, его жизнь, его подход к каждому явлению так или иначе влияют на всех учеников. Это часто незаметное влияние. Можно смело сказать, что если преподаватель очень авторитетен, то у людей на всю жизнь остаются следы влияния этого человека. Вот почему и важно, чтобы преподаватель следил за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Опытные преподаватели знают, что авторитет у студентов нельзя завоевать автоматически, каждый раз это происходит заново. Надо учитывая те разумные требования, которые молодёжь предъявляет к взрослым «вообще». Установлено, что черты взрослых, которые импонируют  молодежи, - это вежливость, смелость, культура поведения, далее следуют честность, умение найти общий язык с молодёжью, искренность, ум и т.д. Черты взрослых, которые не нравятся молодёжи -  грубость, трусость, лживость, неряшливость, глупость, лицемерие, самодурство, неумение понять молодёжь и т.д. Для студентов их наставник выступает ближайшим и непосредственным примером того, каким должен быть настоящий специалист как профессионал и личность, «с кого можно делать жизнь». Изучая своего преподавателя, молодой человек воспринимает его, так сказать, «целиком», оценивает и его профессионализм, и культуру, и образованность, и жизненную позицию, включая поведение на занятиях и в быту. Конечно, идеальных людей не существует, но юноши и девушки и не претендуют на то, чтобы их наставники были таковыми. Во многих сферах деятельности одним из эффективных принципов обучения и воспитания остаётся принцип «Делай, как я!». А для этого надо иметь не только формальное, но и моральное право «предъявить себя» студентам в качестве положительного примера, образца для подражания. «Ум воспитывается умом, совесть - совестью» - слова В.А.Сухомлинского.

На мой взгляд, преподаватель должен быть тактичным, приветливым и вежливым; быть требовательным, но справедливым; внимательным, но принципиальным; ценить своё время и время студентов; признавать свои ошибки и выполнять свои обещания; уважать мнение студентов и уметь стать на их место; держаться со всеми людьми ровно; иметь терпимость к слабостям людей, обладать чувством юмора и ценить его в других. Никогда не терять контроль над собой, не проявлять нервозность; не быть грубым или фамильярным; не разговаривать в повышенном тоне; не спешить с критикой, когда есть возможность осознания ошибки самим студентом; не отвергать чужие вкусы и привязанности; не поощрять подхалимство и лесть.

Выполняя то или иное действие, совершая тот или иной поступок, студент практически всегда ждёт некоторой реакции со стороны своего преподавателя, его оценки, роль которой тем выше, чем большим авторитетом он пользуется у юношей и девушек. Исследования психологов показывают, что эта оценка (реакция) имеет существенное значение в учебно-воспитательном процессе, причём важен и сам факт оценивания, и та форма, в которой оно осуществляется (включая голосовую интонацию, выражение лица, обстановку, в которой даётся оценка, и многое другое). Поэтому преподаватель должен в совершенстве владеть методикой оценивания способностей студентов. Результатами работы любого учителя являются не только знания, умения и навыки и воспитанность, но и здоровье, и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся. Пользующийся авторитетом у студентов преподаватель способен многое сделать в плане формирования у них здорового образа жизни, осознания ими высокой социальной, личностной и профессиональной значимости. Как отмечает академик медицины Ю.М.Лопухин, «сегодня врачи имеют дело чаще всего с людьми, искалеченными своим пренебрежением к здоровью…». 

B настоящее время есть немало пособий, с помощью которых преподаватель может оказать ощутимую помощь своим воспитанникам в грамотной организации учебной деятельности режима труда и отдыха, развитии профессионально важных психофизиологических качеств и т.д. Но студент только тогда внемлет советам и рекомендациям своего преподавателя, когда убедится, что сам педагог заботится о своём здоровье, ведёт здоровый образ жизни, активно занимается если и не спортом, то уж физической культурой – наверняка. Мы должны чётко осознавать, что нашим воспитанникам предстоит жить и работать в жёстких условиях рыночной экономики, в которых фактор духовного и физического здоровья будет занимать столь же высокое место, как и его квалификация. Мы, преподаватели, должны помочь им понять себя и впоследствии определить свой жизненный путь. 

Список литературы

1. Юрганов О.Б. Смотрись, как в зеркало, в другого человека: Записки психолога о человеческом общении. - Минск, 1977.

2. Серов Н.К. Личность и время. - Л., 1989.

3. Всё начинается с учителя /Под ред. З.И.Равкина. - М., 1983.

4. Лопухин Ю.М. О науке, творчестве и здоровье. - М., 1991

5. Брэгг П.С. Формула совершенства. - СПб., 1993.

6. Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. - Минск:, 1982.

Елена Сафронова, преподаватель Московского областного государственного колледжа, город Раменское, Московская область