Компоненты и содержание.

Я разработала воспитательные системы по ступеням:

II ступень - воспитательная система основной школы, 5-9 классы.

III ступень - воспитательная система средней школы, 10-11 классы.

 

Воспитательная система класса состоит из следующих компонентов:

1 - индивидуально-групповой

2 - целостно-ориентационный

3 - функционально-деятельностный

4 - пространственно-временный

5 - диагностико-аналитический.

 

1.Индивидуально-групповой.

Данный компонент имеет исключительную важность для реализации воспитательной системы. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъек­тными полномочиями, решают, какую воспитательную сис­тему создавать, как ее моделировать и строить, каким обра­зом она должна функционировать и т.д. Во-вторых, смысл и целесообразность деятельности по созданию такой сис­темы обусловлены потребностью в изменении индивидуальных и групповых характеристик и эле­ментов этого компонента.

Этот компонент представля­ет собой сообщество детей и взрослых, объединенных со­вместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса, и состоит:

- из классного руководителя;

- учащихся класса;

- родителей учащихся;

- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Ведущая роль в данном компоненте отводится классному руководителю, который является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Считаю, что классный  руководитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный  мир, помочь ему стать человеком, способным найти и достойно занять свое место в  жизни. Классный руководитель - наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания.

 

2. Ценностно-ориентационный.

Этот компонент включает следующие элементы:

- ключевая идея замысла системы;

- цель и задачи воспитания;

- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

- принципы построения воспитательной системы и жиз­недеятельности класса.

Этот компонент является ценностно-смысловым ядром системы, или главным детерминирующим и интегрирую­щим фактором функционирования и развития воспитатель­ной системы.

В воспитательном пространстве класса существует широ­кий спектр индивидуальных и групповых ценностей.

В процессе разработки и реализации модельных пред­ставлений о воспитательной системе класса особое значе­ние имеет определение ключевой идеи замысла системы. Эта идея — своеобразный внутренний стержень системы, вок­руг которого формируются все другие представления сооб­щества детей и взрослых о целях, перспективах и принци­пах организации воспитательного процесса и жизни в классе, содержании, формах и методах совместной деятельности, построении общения и отношений в классном коллективе.

 

3. Функционально-деятельностный.

Этот компонент складывается из таких элементов:

- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

- основные функции воспитательной системы;

- педагогическое обеспечение жизнедеятельности класс­ного сообщества и самоуправления в нем.

Данный элемент — главный системообразующий фак­тор, обеспечивающий упорядоченность и целостность вос­питательной системы, функционирование и развитие ее не­обходимых функций и связей. Основу его составляет совме­стная деятельность членов классного сообщества.

Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целе­направленный и системный характер,  предприни­маю попытку объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные «дозы воспитания» — темати­ческие программы, ключевые дела, социально-педагогиче­ские проекты. Например:

1.  Разработаны и осуществляются целевые (тематические) программы «Учение», «Досуг», «Общение», «Образ жизни», «Здоровье».

2.    Систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов лич­ности ребенка, как познавательный, ценностный (нравствен­ный), коммуникативный, художественный (эстетический), физический.

3.    Формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов класс­ного сообщества и воспитательные действия во времени.

 

4. Пространственно-временной.

Данный компонент со­стоит из элементов:

- эмоционально-психологическая, духовно-нравствен­ная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;

- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

- этапы развития воспитательной системы.

Каждая воспитательная система имеет среду - жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятель­ность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются инди­видуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за классом и их классным руководителем. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влия­ют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива.

 

5. Диагностико-результативный.

Этот компонент вклю­чает следующие элементы:

-  критерии эффективности воспитательной системы;

-  методы и приемы изучения ее результативности;

-  формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Для исследования эффективности воспитательной системы класса используются следующие критерии:

- уровень воспитанности учащихся,

- уровень самооценки знаний, умений и качеств учащихся в области самосовершенствовании личности,

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в школе,

- сформированность классного коллектива,

-  репутация класса,

-  проявление индивидуальности («лица») классной об­щности.

 

В содержание  воспитательной системы класса, входят:

- программа реализации системы;

- критерии эффективности воспитательного процесса в классе и система мониторинга;

- организационное, методическое, педагогическое сопровождение системы.

 

IV. Пути реализации и результативность.

Мою деятельность как классного руководителя определяют инвариантный и вариативный компоненты.

Инвариантный компонент включает в себя:

- обеспечение жизни и здоровья учащихся;

- обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися, учителями и их родителями;

- содействие освоению школьниками образовательных программ;

- воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся.

 

Вариативный компонент - это:

- программирование воспитательной работы с классом;

- профилактическая работа.

 

В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, использую в работе:

- программу воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности;

- сотрудничество с родителями;

- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

- сотрудничество с организациями местного социума.

 

Воспитательная  система класса является частью воспитательной  системы школы. В основу воспитательной системы школы положена программа психолого-педагогического курса «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко. Наша школа - муниципальная экспериментальная площадка по апробации этого курса. Работа по данному курсу позволяет решать поставленные мною цели воспитательной работы: формирование и наиболее полное развитие личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и самоопределения в социуме.

Данный курс - это поэтапная модель развития и самосовершенствования умений личности школьника с 1 по 11 класс:

11 класс - самоактуализация  «Реализуй себя»,

 

 
10 класс - саморегуляция  «Управляй собой»,

9 класс -   самоопределение  «Найди себя»,                                                                        

8 класс -   самоутверждение  «Утверждай себя»,

7 класс -   самообучение  «Научи себя учиться»,

6 класс -   самовоспитание  «Сделай себя сам»,

5 класс -   самопознание  «Познай себя»,

1 – 4 классы -  «Начала этики».

 

Ежегодно строится программа  воспитательной работы с классом, которая содержит: 

- анализ воспитательной работы за предыдущий год;

- характеристику классного коллектива;

- ученическое самоуправление класса, его связь с детской школьной организацией «Седьмой континент»;

- воспитательные задачи;

- планирование на текущий учебный год.

 

Планирование разделено на блоки, которые  соответствуют четвертям. Например,

I  четверть - блок «О, Родина! Ты у меня одна!»

II четверть - блок «Гражданином быть обязан»

III четверть - блок «Богатство Родины трудом множимо»

IV   четверть - блок « В здоровом теле - здоровый дух»

В свою очередь каждый блок разделен по месяцам. В план месяца включены следующие направления:

- учебно-познавательная деятельность;

- трудовая деятельность;

- художественно-досуговая деятельность, свободное общение;

- ценностно-ориентированная деятельность, гражданско-патриотическая деятельность;

- работа с семьей, общественностью.

 

Воспитательная система и школы, и класса охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность за пределами школы, учитывая влияние социальной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющей воспитательное пространство.

 

Мой нынешний класс пришел ко мне  в шестом классе. Работаю я с ними уже шестой год. Сейчас они уже в 11 классе. Наш класс – одна большая семья единомышленников. Дети, их родители и классный руководитель все делают вместе: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе.
Большое значение в социализации личности имеет  ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие и самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Органы самоуправления мы выбираем ежегодно в начале учебного года. Учащиеся сами предлагают кандидатуры, рассматривают и выносят решение. Каждый из учащихся класса имеет постоянное поручение. Так же создаются временные органы самоуправления, если необходимо решить конкретную задачу, например, для участия в походе, экскурсии, подготовке к школьным КТД, праздникам.

Одной из первоочередных задач в своей работе считаю содействие освоению школьниками образовательных  программ. В реализации этой задачи мне помогает тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. Это не только контроль за успеваемостью учащихся, но и реальная помощь – советы, рекомендации на МО, дополнительные консультации после уроков.  Учащиеся, успешно осваивающие программу, углубляют свои знания в группах по программе «Одаренные дети». Ребята принимают участие в предметных школьных олимпиадах и олимпиадах на районном уровне, многие являются их победителями. Участвуют в международных конкурсах  «Кенгуру» и «Медвежонок»  и показывают неплохие результаты.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Мой предмет – история - способствует воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. И я, как учитель истории,  должна  способствовать развитию у детей этих качеств, поэтому  патриотическое воспитание  является ключевым в воспитательной системе класса.

Реально переживают ребята чувство привязанности к «малой» Родине, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, да и просто свидетелями  прошедших лет.

Ребята  изучают  историю Ростовской области и нашего района на классных часах, где им предлагаются викторины и конкурсы о родном крае, принимают активное участие в проведении акций «Помним и чтим», «Доброе утро, ветеран», «Островки памяти», в Неделе Славы.

На протяжении многих лет я являюсь руководителем школьного музея и кружка «Поиск». Мои ребята с самого начала помогали и помогают мне в пополнении музейных фондов, сборе материалов для экспозиций, проведении выставок, экскурсий и мероприятий в музее.

Все  учащиеся класса  посещают кружок еще с пятого класса, несколько учеников в течение трех лет занимались в Ростовской областной очно-заочной историко-краеведческой школе по программе «Экология нравственности», в этом году они успешно ее закончили и получили свидетельства.

Любят ребята путешествовать. Запомнятся  надолго экскурсионные поездки в город-герой Волгоград  (именно в этой поездке началось мое знакомство с ребятами, когда они перешли в шестой класс), в столицу Калмыкии - город Элисту, в районный краеведческий музей.

В прошлом учебном году класс принял участие в комбинированном походе «По донским просторам» в рамках областного конкурса туристических маршрутов. Во время похода ребята смогли прикоснуться к прошлому и настоящему нашего села и сел нашего района, посетили места исчезнувших хуторов.

Мой класс - участник акций милосердия, дети оказывают посильную помощь ветеранам Отечественной войны. Классный коллектив имеет благодарственные письма от совета ветеранов, местного собрания депутатов, грамоты детской школьной организации «Седьмой континент».

 

Одно из самых главных направлений работы классного руководителя - защита, сохранение и развитие физического и психического здоровья ученика. Работая в этом направлении, прививаю потребность в ведении здорового образа жизни. Сотрудничаю с медицинским персоналом нашего фельдшерско-акушерского пункта, с учителями-предметниками, использую диагностические методы исследования, организую просветительскую работу по формированию правильного отношения к урокам физкультуры. Провожу профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях.

В классе  любят спорт, уроки физкультуры. Все учащиеся посещают спортивные секции по волейболу, футболу, баскетболу, занимаются в тренажерном зале. В коллективе есть рекордсмены школы. Ни одно районное соревнование не обходится без моих воспитанников, почти все входят в сборную команду школы по различным видам состязаний. На школьных спартакиадах мы всегда занимаем призовые места.

 

Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя людей.

Школа у нас многонациональная, в ней учатся русские, чеченцы, даргинцы, карачаевцы, лезгины и  дети других национальностей. Поэтому очень важно воспитывать детей в духе толерантности.

В классе проводятся беседы, классные часы, посвященные культуре русского народа, а также жизненному укладу различных народов России.

 

Развитие творческой личности тесно связано с обучением в системе дополнительного образования. В нашей школе много различных кружков и секций, где можно развить свои способности. Ежегодно растет количество учащихся класса, охваченных кружковой работой. Ребята также посещают секции и объединения ЦВР и сельского Дома Культуры.

 

Дети любят трудиться. Они активно участвуют в социально значимых акциях: уборке улиц, прилегающих к территории школы, побелке деревьев, благоустройстве стадиона и парка, уходе за памятниками на территории села, в высадке деревьев  около школы и закладке школьного розария. За каждым классом закреплена пришкольная территория, и учащиеся всегда содержат ее  в порядке.  Во время летних каникул учащиеся работают в местном сельхозпредприятии.

 

К любому школьному заданию относятся мои ребята со всей ответственностью  - это честь класса.

Думаю, что в классе очень важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Моим ребятам я стараюсь помогать выжить с наименьшими моральными и материальными потерями.

Считаю, что суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условий для воспитания у детей нравственных ценностей.

Поэтому большое внимание я уделяю в работе с родителями, их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета. Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей), например: «Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста», «Конфликт поколений…Можно ли его избежать».

Родители класса принимают активное участие в работе Совета школы. В классе создан родительский комитет, в состав которого входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. В поле зрения родительского комитета находятся вопросы организации родительских собраний, организация в классе мероприятий учебного и внеурочного плана.

В классе сложились хорошие взаимоотношения  с сельским молодежным комитетом, некоторые ребята - активные члены этого комитета, они помогают молодежи села в проведении акций, организации спортивных состязаний, проведении досуга. Так, весной класс принял участие в высадке деревьев вдоль берега реки Загисты.

 

Для использования информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в нашей школе созданы все необходимые условия: два компьютерных класса оснащены современными компьютерами, установлены мультимедиапроэкторы, интерактивные доски, поэтому имеется возможность применять ИКТ и Интернет во внеклассной работе.

К мероприятиям мы с ребятами создаем презентации, используем Интернет и электронные мультимедиа-издания на компакт дисках.

 

Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.

Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.

Для диагностики воспитательного процесса в классе применяются следующие методики:

М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»;

Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника»;

тест А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся  и их родителей  школьной жизнью»;

тестирования, предлагаемые Селевко в курсе «Самосовершенствование личности»;

анкета  «Я и моя семья» и др.

 

Школьное воспитание решает двуединую задачу: осуществляет направленную социализацию, т.е. учит на основе овладения базовой культурой быть полезным обществу, и индивидуализацию, т.е. создает условия и помогает учащимся раскрыть индивидуальные способности, реализовать себя в деятельности и поведении.

Результативность воспитания оценивается следующими критериями: продвижение личности в своем развитии, способность  к самоорганизации деятельности и саморегуляции поведения.

В нашей школе используется технология изучения и анализа воспитанности современных школьников, разработанная Шиловой М.И. Уже несколько лет я изучаю воспитанность школьников, руководствуясь этой методикой.

Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, об их психофизическом развитии, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, в формировании его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализируя эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий, я координирую учебную деятельность каждого воспитанника классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих  способностей детей, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Родители, оценивая уровень воспитанности своих детей, дают высокую оценку моей работы с классом. Среди привитых ребятам качеств они отмечают стремление к получению знаний, практичность, умение свободно мыслить, отстаивать свои убеждения. Дети, по их мнению, растут трудолюбивыми. По окончании школы они смогут социализироваться в обществе.

Возрастные особенности выпускника средней школы и социальная ситуация требуют от педагогов активной помощи учащимся в личном и профессиональном самоопределении. Большую помощь старшеклассникам  в формировании личности, в умении принимать жизненно важные решения, в поиске цели в жизни, в выборе профессии оказывает классный руководитель.

Провожу классные часы на темы «К чему люди стремятся», «Каким мне быть?», «Как претворить мечты в реальность», «Мой характер и выбор профессии», «Мир профессий». Встречаемся с представителями  сельской администрации и сельхозпредприятий, наши гости рассказывают о профессиях,  в которых  нуждается наше село. В прошлом году приняли участие в общешкольном КТД «Выбирая профессию» - подготовили презентацию рабочей профессии, приняли участие в конкурсе баннеров.

 

Считаю, что для оценивания качества обучения и воспитания наряду с традиционными методиками необходимо применять и инновационные методы, например  портфолио. 

Чтобы быть интересной детям, необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, повышать свой уровень и делиться накопленным опытом с другими.

Являюсь участником методического объединения классных руководителей, всегда с интересом посещаю открытые мероприятия своих коллег, делюсь с ними своими наработками, накопленным материалом, советами с начинающими педагогами.

 

Наверное, трудно, а, пожалуй, невозможно забыть первых своих учеников. Классным руководителем я стала у них,  когда пришла работать в школу в 1987 году. Ершистые, непосредственные, по-своему мудрые мои восьмиклассники! Они были уже совсем взрослые и дали мне гораздо больше, чем я, мало что умевшая. Преподанная ими наука и продолжает вести меня по нелегкой, но прекрасной школьной стезе.

Это они научили меня, что все происходящее в моей жизни, да и я сама, должно быть по возможности доступно им, иначе невозможно предположить доверие и открытость с их стороны. 

Мой 11 класс - это четвертый выпуск. В этом году я расстаюсь с моими ребятами. Как быстро летят годы! Теперь они - взрослые люди, серьезные ученики, без пяти минут выпускники. Стройные и сильные юноши, красивые и воспитанные девушки. Когда - то девчонки на переменах шептали мне свои самые сокровенные секреты, просили совета. В этом, наверное, мое учительское счастье, в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце. В нем мы черпаем силы и энтузиазм для нашей такой непростой, но такой нужной работы.  И каждый раз, входя в праздничный день в класс, видя улыбки своих учеников, красочно разрисованную доску, цветы, я понимаю, что наша профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

Мы, как кропотливые архитекторы, планируем будущую жизнь молодого поколения, и дай нам бог каждое слово, каждый свой шаг совершать во благо нашим детям.

 

Лидия Чугунова, учитель истории и обществознания Федосеевской средней школы Заветинского района, Ростовской области, победитель Всероссийского конкурса «Мудрая сова»

Фото из школьного архива