Я – классный руководитель, а значит друг, советчик и защитник для детей своего класса. Строить педагогическую деятельность без чёткого понимания личных интересов, позиций, целей и задач – всё равно, что начинать готовить экзотическое блюдо, не зная ингредиентов.

Уже в первые годы работы в школе я убедилась в том, что только искренность и неподдельная любовь - основа моих взаимоотношений с детьми. Уважение личности ребёнка, принятие его таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками  – залог успеха в воспитательной деятельности. Помочь каждому найти свой путь, создать условия для творчества – задача педагога, а дальше каждый пусть выберет себе дело по плечу. Человек – вот что должно стать главной ценностью и для учителя, и для его воспитанников.

Как трудно бывает найти те ручейки и тропинки, которые приведут детей к осознанию этих истин. Чем дольше я работаю в школе, тем чаще убеждаюсь в том, что любовь к своей малой родине, дому, где вырос, способна сформировать личность. Привязанность к традициям, уважение обычаев и знание культуры своего родного края, гостеприимство, жизнерадостность – всё это присуще настоящему  гражданину.

Я  всю воспитательную работу строю в форме открытых диалогов.

Один из первых классных часов, который можно провести с детьми, - «Знакомство». Попытайтесь создать тёплую, искреннюю обстановку, которая располагала бы детей к открытому диалогу. Ребята вместе с учителем садятся в круг, чувствуют плечо друг друга и видят  глаза каждого. Дети с удовольствием принимают такую форму и с нетерпением ждут очередного классного часа. Успешным будет такой разговор, когда ребята смело и открыто высказываются, делятся мыслями и чувствами. Одно из направлений в работе с детьми – гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для успеха, самоанализа, самооценки, формировании ценностного отношения к самому себе и к человеку вообще.

Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость, необходимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к людям, окружающему миру.

Для реализации этих задач идей  разработана тематика классных часов по духовно-нравственному воспитанию.

 

Направления

Темы

 

Я человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мой мир знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я и семья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я и Отечество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я и природа

 

 

 

1  к  л  а  с  с

1. Я и мои друзья.

2.Да здравствует вежливость и доброта!

3.Мир моих увлечений.

2  к  л  а  с  с

1.Умеем ли мы обижаться?

2.Моё «хочу» и моё «надо».

3.Город вежливых.

4.Как я выгляжу.

3          к  л  а с  с

1.Кому нужна моя помощь?

2.Умеем ли мы ценить своё время?

3.Благодарность – это…?

4.Я личность. Мои роли.

4  к  л  а  с  с

1. История одежды мальчиков и девочек «Встречают по одёжке, провожают по уму».

2.Для чего нужно тренировать память?

3.Человек и его имя.

4.Речевой этикет. Умение общаться.

1        к  л  а  с  с

1.Азбука безопасного поведения.

2.Нравственный мир сказок.

3.Откуда вещи к нам пришли.

2  к  л  а  с  с

1.Домашнее задание, и как мы его выполняем.

2.Зачем мы ходим в школу?

3.Мой любимый сказочный герой.

3  к  л  а с  с

1.Что значит быть ответственным?

2.Сказка – родина чувств.

3.Библиотека – хранилище знаний.

4  к  л  а  с  с

1.Культура умственного труда в школе и дома.

2.Путешествие в страну неразгаданных тайн.

3.Я познаю себя и других.

1  к  л  а  с  с

1.Профессии наших родителей.

2.Моё семейное древо.

3.Мои семейные обязанности.

2  к  л  а  с  с

1.Род, родные, Родина.

2.Взаимоотношения в семье.

3.Семейные реликвии.

3  к  л  а с  с

1.Самые дорогие для нас слова: «мама, Родина, мир».

2.Как образовалась моя семья?

3.Культура поведения человека.

4  к  л  а  с  с

1. За что уважают в семье и обществе?

2.Ребёнок становится взрослым.

3.Что значит быть мужественным? Что значит быть женственной?

4.Праздничный этикет.

1  к  л  а  с  с

1.Россия – Родина моя.

2.Правила жизни в моей школе.

3.Что значит быть счастливым в своей стране?

2  к  л  а  с  с

1.Чем и кем славен мой город?

2.Мои мечты, мои желания.

3.Устав – основной закон школы.

3  к  л  а с  с

1.Мудрые заповеди предков.

2.Символы Российского государства.

3.Мы крутим глобус.

4  к  л  а  с  с

1. Мой родной город.

2.Интересные факты из газет и журналов о моём городе.

3.Вчера и сегодня родного города.

1  к  л  а  с  с

1.Осенний лист – краса природы.

2.Мир вокруг меня. Какой он?

2  к  л  а  с  с

1. «Как чудесен этот мир, посмотри!»

2.Если бы дерево умело говорить.

3.По страницам Красной книги.

3  к  л  а с  с

1.Чем богат наш край?

2.Какие растения и животные есть у меня дома.

3.Я – житель планеты Земля.

4  к  л  а  с  с

1. Мы в ответе за тех, кого приручаем!

2.Почему важно не забыть о гигиене?

3. Экология – это наука о том, как сберечь дом?

Проводя все классные часы в форме открытого диалога, я выстраиваю проблемную ситуацию. Для ее обсуждения применяю интересную  методику, разработанную известным психологом Эдвардом де Боно. Впервые я столкнулась с этой методикой, изучая проблемы исследовательского обучения школьников. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, психолог предлагает не пытаться сделать всё сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Чтобы каждый этап чётко фиксировать в сознании, автор советует мысленно снимать и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задаёт определённое направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп. Это метод «шести думательных шляп» (см. вложенный файл).

Почему используются именно шляпы? И почему они разноцветные? Головной убор – это то, что в первую очередь указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Мы можем надеть кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры, и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней новую модель поведения и новый взгляд на окружающее.

Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации. Надев ту или иную шляпу, человек начинает рассматривать проблему под определённым углом зрения.

В четвертом классе была выбрана проблема для обсуждения - «Отношения в классе». Ребята надевают белую шляпу и излагают только цифры, факты, информацию (насколько дружен наш класс, сколько ребят действительно дружит между собой, кто готов всегда прийти на помощь, кто, напротив, часто конфликтует, сколько произошло ссор и т. д.). Затем снимаем белую шляпу и надеваем красную. Теперь мы рассматриваем проблему отношений в классе, дав волю чувствам, интуиции, предчувствиям. Далее следуют остальные шляпы, и завершаем наш необычный анализ проблемы, мысленно надев синюю шляпу, оценивая собственное мышление и полученное решение, подводим итоги и намечаем пути для следующего шага. Ребята пришли к выводу, что проблему отношений в классе надо специально исследовать. Этот метод дает возможность из «сухого», нравоучительного классного часа превратить его в живой разговор.

Нельзя забывать о развитии творческих и актёрских способностей детей, навыках общения друг с другом. Ребята с большим интересом участвуют в небольших инсценировках, придуманных тут же на классном часе. Исполнительская деятельность требует вхождения в роль другого и оценки его действий изнутри, ненавязчиво формирует отношение, позицию, побуждает к самоанализу. Игра – драматизация может использоваться в качестве корректирующего средства для некоторых детей, позволяя им реализовать себя или осознать негативные стороны своего поведения.

На одном из классных часов по теме «Умеем ли мы ценить своё время» третьеклассникам было предложено инсценировать небольшой рассказ Л. Н. Толстого «Наши жали, а ваши спали», раскрывающий смысл русской народной пословицы. Сколько было интересных находок в созданных  образах! Ребята хотели попробовать себя в разных ролях, давали друг другу советы. Главное здесь -  вызвать глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, которые объединяют детей. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания, благодаря которым ребёнок станет лучше.

Я не случайно уделяю такое большое внимание классному часу, так как считаю эту форму работы очень важной для учеников и учителя. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседами на самые разные темы, развивающими играми, дискуссиями, чтением книг, проведением викторин и т. д. Ученики нуждаются во встречах и разговорах со взрослыми, с учителями. Для успеха таких занятий учитель должен проявить искреннюю заинтересованность, завоевать симпатию детей.

В подготовке к тематическому классному часу я широко использую анкетирование, что привлекает детей к работе над выбранной темой. Не претендуя на полную объективность и точность,  анкетирование даёт человеку информацию, которая помогает ему задуматься о самом себе, определить перспективы своего личностного роста, осмыслить вместе с другими нравственные проблемы. Самое главное условие – обеспечение абсолютной искренности.

В качестве примера приведу анкету «Умею ли я ценить свое время?»

Вопрос

Да

Нет

1.Встаешь ли ты сразу, как звенит будильник, и не лежишь в постели?

 

 

2.Собираешь ли ты портфель с вечера и не тратишь утром на это время?

 

 

3.Успеваешь ли дома позавтракать?

 

 

4.Ты идешь в школу быстро, не считая ворон по сторонам?

 

 

5.Ты успеваешь подготовиться к уроку на перемене до звонка?

 

 

6.Ты всегда внимательно слушаешь на уроке?

 

 

7.Ты никогда не опаздываешь на первый урок?

 

 

8.Успеваешь ли ты сделать уроки за 1-2 часа?

 

 

9.Остается ли у тебя время на любимое занятие?

 

 

10.Тебе никогда не говорят «Делай быстрее! Поторопись!»

 

 

1) Если ты набрал 8-10 «+», ты умеешь ценить свое время, ты организован, понимаешь, как важно все делать вовремя, и это очень помогает тебе в учебе и жизни. ТЫ - МОЛОДЕЦ!

2) Если ты набрал 5-7 «+», тебе стоит о чем-то задуматься. Научись по-другому относиться к своему времени, не теряй попусту минуты, составь для себя режим дня и четко соблюдай его.

3) Если ты набрал 0-4 «+», ты на грани настоящей катастрофы, СРОЧНО меняй ситуацию, труби SOS, иначе ничего не успеешь в жизни и очень скоро превратишься в старика!

Анкетирование позволяет ребёнку сформировать убеждения, взгляды, усвоить нравственные и другие нормы жизни людей. Дети с удовольствием зачитывают свои ответы, сравнивают их с ответами одноклассников, учатся анализировать.

Считаю одним из важных направлений в воспитательной деятельности развитие у ребенка потребности в познании культурно-исторических ценностей, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества на основе краеведения. Эта работа даёт возможность воспитывать у школьников любовь к Родине, к отчему краю, дому, где вырос, а также позволяет формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление. Через систему краеведческой работы развивается потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой сферах жизни.

Я предлагаю такое планирование краеведческой работы.

Класс

Формы работы

1 класс

1. Прогулка по городу. Ищем приметы осени в природе.

2. Рисуем осенний школьный парк.

3. Играем в старинные игры.

4. Классный час «Бабушкины сказки».

5. Праздник русских овощей.

6. Изготовление кормушек для птиц. Сбор корма.

7. Изучаем родословную, традиции своей семьи. Выставка в классе. Представляем своё семейное древо.

8.Праздник «Моя семья».

9.Беседа «Вот моя деревня, вот мой дом родной…».

10.Праздник наших бабушек.

11.Экскурсия в краеведческий музей.

2 класс

1. Беседа «Как устроен крестьянский дом».

2. Экскурсия в музей на выставку декоративно-прикладного искусства. «Чем славится Подмосковье».

3. Экскурсия в художественную школу.  Знакомство с детским творчеством.      

4. Роспись поделок из доступных материалов.

5. Ярмарка – выставка поделок народного творчества детей и их родителей.

6. Классный час. «Термины родства. Обряды и обычаи взаимоотношений».

7. Поход по окрестностям города.

8. Мир семейных увлечений.

3 класс

1. Игровая викторина, «Какие праздники проводились в старину?»

2. Конкурс загадок, частушек, народных песен.

3. Экскурсия в краеведческий музей.

4. Классный час «Традиции моего края»

5. Посещение экспозиции работ местных художников.

6. Экскурсия в зал Боевой славы

7. Путешествие по городу

8. Экскурсия в библиотеку

9. Поход по окрестностям города

10. Вчера и сегодня родного города

11. Игра-путешествие «К истокам старины»

4 класс

1. Экскурсия в краеведческий музей.

2. Фотовыставка по теме: «Мой любимый город».       

3. Заочное путешествие по реке, которая протекает рядом с городом. Знакомство школьников с историей населенных пунктов вдоль реки.     

4. Выставка сочинений учащихся на тему «Моя малая родина».

5. Экскурсия в художественную школу. Знакомство с детским творчеством.

6. Классный час по теме: «Заглянем в историю города». Знакомство учащихся с историей создания города, гербом, флагом,  с нынешней жизнью города, почетными гражданами.   

7. Конкурс – викторина «Наши предки» (вспомним имена прославленных предков).     

8. Итоговый  классный час «Колесо истории»  

      

Считаю одной из основных форм воспитательной деятельности организацию коллективного творческого дела. Её главные принципы таковы:

- воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную  самостоятельность, создавать вместе с ними, а не вместо них;

- обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребёнка, что ведёт к развитию умений, характера, способностей школьника.

Одним из самых интересных коллективных творческих дел стало исследование, проведенное в четвёртом классе под названием «Книгопечатание: история, современность, будущее. Презентация учебника «Азбука для первоклассников».

Организация дела проходила в несколько этапов.

1) Совместное решение о проведении дела.

На этом этапе можно провести анкетирование, стартовое собрание, «волшебный сундучок».

Ребята, изучая историю, столкнулись с темой «Книгопечатание в России». Учебник предлагал очень краткую информацию. А так как в этом классе было много ребят, увлекающихся историей, я предложила детям более углублённо исследовать этот вопрос.

2) Коллективное планирование или разработка сценария дела.

Моя задача на этом этапе – разбудить фантазию, инициировать творчество детей. Школьников можно разделить на группы по интересам, с помощью эмблем, символов, цветных жетонов. Можно применить такие формы, как «мозговой штурм», общая дискуссия, экспертный совет, «банк идей»

Ребятам было дано задание собрать материал по теме, посетить библиотеку, выдвигать и записывать все предложения, даже самые фантастичные.

3) Коллективная рабочая подготовка дела.

На этом этапе взрослым разрешается помогать детям что-то узнать, чему-то обучиться. На этом этапе действует принцип совместно-разделённой деятельности: взрослые показывают, а делают вместе с детьми.

Мои четвероклассники с азартом взялись за создание учебника для первоклассников. Были разработаны эскизы, подобраны интересные тексты, выполнены рисунки. Каждый ребёнок готовил одну страницу, посвященную какой-то букве и полностью отвечал за дизайн этой страницы. Среди ребят были выбраны редакторы, художники, корректоры, технические редакторы и т. д. В итоге получился замечательный учебник для первоклассников.

4) Проведение коллективного творческого дела.

Это должно стать настоящим праздником для ребят, публичным выступлением.

На презентацию были приглашены родители, педагоги, ученики  даже местное телевидение. Ребята испытали настоящую гордость за себя и за свой класс.

5) Коллективный анализ.

Ребята сами говорят о том, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.

Модель коллективной творческой деятельности работает при определённых условиях. Необходима психологическая атмосфера, которую характеризует вера в возможности детей, вера в положительные ценности, идеалы, в добро и справедливость. Необходимо наличие педагога – лидера, яркой личности, а у него – помощников, единомышленников. Такая организация деятельности делает жизнь школьников и учителей содержательной, насыщенной развивающей.

Коллективные творческие дела, проводимые мной:

- тематические праздники,

- походы и экологические тропы,

- коллективные исследования,

- конкуры рисунков и поделок,

- игры – путешествия,

- весёлые спортивные соревнования,

- рыцарские турниры, КВН, викторины,

- конкурсы, фестивали,

- коллекционирование.

Коллективное творческое дело – это яркое событие в жизни класса. Но нельзя забывать и о повседневной реальности. Здесь вступает в права технология будничных дел. Деятельность классного руководителя не должна отрывать детей от повседневной жизни, а наоборот призвана внушить уважение к будничным трудовым делам, воспитывать привычку к труду, формировать культуру любого труда. Все мои ученики очень любят дежурить по классу, с удовольствием проводят физминутки, принимают участие в озеленении кабинета и трудовых десантах. Стало традицией изготовление и развешивание кормушек для птиц. На детей положительно воздействует совместная работа, любой коллективный труд.

Хочется сказать еще об одном направлении в своей работе. Это поддержание и укрепление классных и школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь. Приблизить школу к семье, не дать состариться воспитательной системе, вводить новые дела и закреплять добрые традиции  - вот задачи этого направления.

За долгие годы работы в моих классах зародились прекрасные традиции. Мы с ребятами отмечаем день именинника, проводим «арбузник». Стали традиционными встречи «Мама, папа, я – спортивная семья!», посиделки за чаем с любимыми мамами и бабушками. Совместные родительские собрания, трудовые десанты, работа «Веселой почты», походы по окрестностям города, поездки и экскурсии и т. д.

Планирование работы с родителями очень серьёзно и ответственно. Одна из форм работы – родительское собрание, которое должно стать не формальным скучным докладом родителям о том, что не умеют их дети и как плохо себя ведут, а напротив -  открытым  разговором об успехах, достижениях и положительных моментах в жизни класса. Организуя родительское собрание, я придерживаюсь следующих принципов:

- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учёбе;

- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является чёткость, лаконичность, системность;

- каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений, полезную информацию и положительные эмоции (у родителей должно появиться желание прийти на следующее собрание)

Вот примерная тематика бесед с родителями:

Класс

Тема беседы

1 класс

1. Особенности физического и психического развития ребёнка 6-7 лет.

2. Трудности адаптации первоклассников к школе.

3. Родная речь, её роль в первые годы школьной жизни.

4. Книга в семье и духовное развитие ребёнка. Семейная библиотека.

5. Режим дня ребёнка 7 лет.

2 класс

1. Первые уроки школьной отметки.

2. Значение взаимоотношений отца и матери в воспитании детей.

3. Понятие о нервном типе и темпераменте.

4. Кино, телевизор, компьютер и воспитание ребёнка.

5. Воспитание любознательности.

3 класс

1. Познание мира и развитие речи у ребёнка.

2. Поощрение и наказание. Хочу, можно, нельзя, надо.

3. Рациональный режим питания ребёнка.

4. Природа и труд в воспитании ребёнка.

4 класс

1. Мальчики и девочки 9-11 лет.

2. Потребности и самодисциплина.

3. Что такое акселерация.

4. Как понимать счастье ребёнка.

5. Эстетическая атмосфера в школе и семье.

Школа должна тесно сотрудничать с родителями. Сама себе я всегда говорю: «Мне очень повезло с родителями. Они настоящие мои помощники и единомышленники». И мои слова обретают силу. Благодаря такой установке мы сможем решить многие проблемы, вовлечь каждого ребёнка в школьную жизнь и дать ему шанс проявить себя.

Главный воспитатель – жизнь, основной воспитатель – семья, остается связать первое со вторым и создать условия для развития и творчества ребёнка.

 

Марина Мордовина, учитель начальных классов гимназии города Протвино Московской области, победитель VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Классный час Марины Мордовиной "Умеем ли мы ценить свое время?" будет опубликован в №16 "Учительской газеты" от 17 апреля. Во вложенном файле - презентация к классному часу.