Происходят системные изменения в российской системе образования, которая в настоящее время предусматривает пять транзитивных переходов (существенная трансформация внешних и внутренних условий обучения): начальная школа - средняя школа - старшая школа - бакалавриат - магистратура - аспирантура. Каждый из указанных переходов - психологический стресс для ученика, поскольку сопровождается значительными изменениями, как в организационной, так и в содержательной формах обучения. Наряду с изменениями, обусловленными повышением уровня образования, важное значение имеет специфика, учебного заведения: муниципальная общеобразовательная школа, гимназия с углубленным изучением определенных учебных предметов или специализированная школа-интернат и т.п.

Целью адаптации воспитанников является их эффективное вовлечение в образовательный процесс и повседневную жизнь нашей школы-интерната как в индивидуальном, так и в коллективном плане. Процесс адаптации к условиям МООШИ включает следующие неразрывно связанные аспекты: организационный, воспитательный и образовательный.

Под организационным аспектом понимается необходимость вовлечения воспитанников в жизненные процессы школы в соответствии со сложившимся порядком ее функционирования. Данный порядок существенно отличается от традиционных общеобразовательных школ, прежде всего в части наличия военной специфики: подъем в 06.00, отбой в 22.00, строгое соблюдение распорядка дня, участие в ежедневных построениях, наличие вертикально-интегрированной структуры «командир роты – командир взвода – командир отделения» с соблюдением воинской субординации и Устава, а также необходимость ношения формы установленного образца.

Воспитательный аспект включает в себя необходимость изменения менталитета воспитанника для эффективной работы в чисто мужском коллективе с явно выраженной иерархией командир-подчиненный.

Важнейшая роль по двум данным аспектам принадлежит учителю, поскольку, с одной стороны, с ним воспитанник проводит до 40% своего активного времени, а с другой стороны учитель несет материнские функции: именно к учителям наши воспитанники приходят для обсуждения своих наболевших проблем, в поисках решения сложной для них жизненной ситуации. Работа учителя концентрируется по следующим основным направлениям:

1)                 укрепление авторитета старших по званию;

2)                 патриотическое воспитание (в том числе, акцент на строевой, военно-спортивной и летной подготовке, которая в данном возрасте доступна крайне ограниченному числу людей);

3)                 сплочение коллектива как внутри отделений (классов), взводов (параллелей), так и внутри роты (всей совокупности воспитанников);

4)                 воспитание культуры использования общей собственности. Большинство важных для повседневной жизни предметов, как в казарме, так и в учебном корпусе является общественными (например, действующие модели летательных аппаратов, компьютеризированные системы проведения опытов и тренажеры), и их повреждение одним из воспитанников ведет к неминуемому ухудшению условий обучения и проживания всех остальных.

Бóльшую часть своего времени и сил учитель тратит на образовательную адаптацию. Необходимость такой адаптации обусловлена следующими не очевидными на первый взгляд причинами.

Во-первых, изучение всех общеобразовательных предметов начинается задолго до поступления в МООШИ, при этом осуществляется по различным учебным программам и учебно-методическим комплектам, принятым в той или иной конкретной школе. Например, в МООШИ на уроках химии используется учебно-методический комплект Габриеляна О.С., составленный по концентрической схеме. Так, раздел «Органическая химия» начинает изучаться в конце 9 класса в усеченном объеме, а в 10 классе данный материал снова изучается, но на более детальном уровне проработки. В то же время значительная часть воспитанников в 8 и 9 классах до поступления в МООШИ химию изучали по учебно-методическим комплектам других авторов (Рудзитиса Г.Е., Гузей Л.С., Кузнецовой Н.Е., Новошинской Н.С. и Новошинского И.И.), где учебный материал излагается в линейной системе и дается в другом объеме.

Для решения данной проблемы используются следующие инструменты:

- дифференциация учащихся по уровню их подготовки, а также ранее используемым учебным программам. Дифференциация происходит на основе вводного тестирования и подразумевает формирование от 2-4 до 6-8 подгрупп. Данные подгруппы – временные, в зависимости от результативности обучения воспитанники могут переводиться из одной подгруппы в другую;

- проведение факультативных занятий (обязательных для посещения учащимися) с каждой из подгрупп по индивидуально составленной (адаптированной) программе;

- закрепление за слабо успевающими воспитанниками своеобразных кураторов из числа воспитанников-отличников. Специфика школы-интерната позволяет использовать данный инструмент наиболее эффективно, поскольку воспитанники находятся в школе круглосуточно;

- использование практики «Дня свободной консультации», когда воспитанники могут попросить методической помощи у учителя по конкретному вопросу, который оказался сложным для усвоения даже в рамках дифференцированного подхода по подгруппам.

Во-вторых, имеет место существенное различие в материально-техническом обеспечении учебного процесса. МООШИ хорошо оснащена. Во всех учебных кабинетах имеются мультимедийные средства обучения -интерактивная доска с проектором и персональным компьютером, широким спектром установленных электронных учебников, образовательных и энциклопедических программ, телевизоры и плазменные панели, настенные электронные дистанционно управляемые таблицы Д.И. Менделеева и растворимости веществ. Вводится система единого электронного журнала. Практика показывает, что большинство воспитанников при поступлении в школу не в состоянии полноценно воспринимать информацию по разнообразным мультимедийным каналам. Достаточно отметить, что демонстрация даже коротких учебных видеофрагментов в начале первого года обучения требует от учителя постоянного контроля за воспитанниками, так они постоянно отвлекаются. К началу второго года обучения эффективной является работа уже с продолжительными учебными видеофрагментами.

Для нивелирования различий в уровне материально-технического обеспечения учебных классов мы знакомим вновь поступивших воспитанников с оборудованием учебных кабинетов в ходе «Курсе молодого бойца», в августе. Данное мероприятие позволяет заинтересовать воспитанников, а также помогает психологам школы совместно с учителями-предметниками выявить склонности ребят к изучению конкретных предметов.

В-третьих, имеет место значительный дефицит времени, вызванный строгим внутренним распорядком. Если в обычных общеобразовательных школах на выполнение домашнего задания теоретически может быть отведено все время после окончания уроков, то в МООШИ данный интервал сокращен до 3–3,5 часов самоподготовки в день.

Данная проблема решается через интенсификацию работы с учебным материалом в ходе аудиторных и факультативных занятий, что позволяет на 30-50% снизить время, требуемое для выполнения домашнего задания.

В-четвертых, существует замкнутость информационно-коммуникативной системы МООШИ. Это выражается в ограниченном доступе к информационным ресурсам сети Интернет со школьных компьютеров, а также библиотечным ресурсам. Безусловно, отличная библиотека в МООШИ, к сожалению, физически не способна удовлетворить все информационные потребности воспитанников, прежде всего в связи с ограниченностью библиотечного фонда и его узкой направленностью. Библиотека включает полный спектр книг, предусмотренных образовательной программой, однако не в полной мере способна удовлетворить потребности ребят в книгах для досуга.

Недостающая тематическая литература предоставляется из личного фонда учителей и сотрудников. Воспитанники с большим удовольствием читают журналы по информационным технологиям (например, «Upgrade», «Потребитель: компьютеры и программы»), по фотоделу («DigitalPhoto») или научно-популярные издания «National Geographic», «Популярная механика» или «Потенциал».

Доступ в Интернет в последний год стало менее ограниченным, поскольку у большинства воспитанников есть телефоны (коммуникаторы), при помощи которых они имеют возможность использовать ресурсы Сети. Важно понимать, что, наряду с положительными свойствами Сети в плане доступа к практически неограниченным информационным ресурсам, существуют и негативные факторы. Используя сетевые ресурсы, пользователь должен уметь расставлять приоритеты и организовывать свое время. В противном случае существует реальная опасность смещения приоритетов в сторону досуговых он-лайн сервисов (социальные сети, игры и пр.) в ущерб образовательному процессу. Таким образом, в целом, идея ограничения доступа в Сеть в школах-интернатах правильная, однако в будущем целесообразно несколько расширить существующие рамки.

Наконец, необычно, с точки зрения типичной общеобразовательной школы, влияние текущих учебных отметок на повседневную жизнь воспитанника. В МООШИ используется практика поощрения увольнениями тех воспитанников, которые не имеют задолженностей по учебным дисциплинам. Данный факт нельзя рассматривать в качестве «образовательной проблемы», поскольку это просто специфика школ-интернатов с воинским уклоном. Первое время обучения в МООШИ воспитанники крайне болезненно воспринимают запрет на выходные и праздники поехать в увольнение домой в связи с низкой успеваемостью. С другой стороны, уже через 2-3 месяца это становится мощным стимулом для повышения успеваемости.

Необходимость адаптации воспитанников к учебному процессу в МООШИ подтверждается статистикой отчислений. Если в стандартных общеобразовательных школах отчисление ученика девятого-десятого классов - событие из ряда вон выходящее, то в МООШИ, к сожалению, данная практика распространена. В среднем за год отчисляется 5-10% воспитанников, в том числе по собственному желанию из-за внутреннего непринятия специфической формы проживания и обучения.

Приведу примеры дополнительных педагогических приемов, используемых в процессе адаптации воспитанников при обучении химии и биологии.

1. Входной контроль, проводимый в самом начале обучения в МООШИ. Его целью - выявление уровня подготовленности каждого воспитанника, а также его индивидуальных особенностей по восприятию учебного материала. Результаты сопоставительного анализа результатов входного контроля и результатов последующих итоговых оценок за полугодия и год показаны на рисунке (химия, взвод 10-3, 2010-2011 учебный год):

2. Корректировка и модификация учебной программы и календарно-тематического планирования по результатам входного контроля (на примере химии):

- в 2009-2010 учебном году входной контроль показал наличие существенных пробелов по темам «Валентность», «Степень окисления», «Строение атома» у значительной части поступивших. Для устранения выявленных пробелов были сделаны необходимые лекционные и практические акценты в первом полугодии обучения в рамках темы «Строение атома углерода»;

- в 2010-2011 учебном году были выявлены недостаточные навыки воспитанников по решению расчетных задач, вследствие чего в течение всего 10 класса на решение задач отводилось несколько больше времени, чем было предусмотрено первоначально;

- в 2010-2012 учебных годах оказалось, что у 30% воспитанников в 9 классе вообще не было курса органической химии. В связи с этим необходимый теоретический материал был прочитан на факультативных занятиях. Были составлены раздельные планы работы с одаренными воспитанниками, с отстающими и с теми, кто собирается сдавать ЕГЭ по предмету.

3. Индивидуальный дифференцированный подход к обучению воспитанников в зависимости от их уровня подготовки и особенностей восприятия информации по различным коммуникативным каналам находит свое отражение в разработке разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тематических тестов.

4. Стимулирование самостоятельной познавательной активности во время внеклассных мероприятий: проведение предметных недель, олимпиад, тематических презентаций. Все это самым положительным образом сказывается на повышении уровня самостоятельной подготовки воспитанников, в том числе, во время увольнений и каникул, а также уровня вовлеченности воспитанников в учебный процесс.

Концентрация работы педагогического коллектива на вопросе эффективной адаптации воспитанников к учебному процессу в МООШИ положительно сказалось на результатах сдачи ЕГЭ по всем учебным предметам, уменьшилось количество отчислений по неуспеваемости.

Светлана Ильина, учитель химии и биологии Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой имени трижды героя Советского союза А.И. Покрышкина