Ход занятия

1-й этап

Среди современной молодежи достаточно широко распространились расистские, националистические, профашистские настроения, процветают различные формы дискриминации по групповому, возрастному, половому и другим признакам. Может ли школа всерьез препятствовать таким влияниям? Да, она способна стать для детей школой ненасилия, свободы, толерантности. Одна из задач гражданского образования сегодня - подготовка подростков к участию в жизни государства и общества через формирование активной гражданской позиции, составной частью которой является толерантное межкультурное взаимодействие с другими людьми.

В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной литературе множество определений данного понятия - это сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими и т.д. Многие отмечают многоаспектность данного понятия - оно означает готовность терпеть, мириться с чем-то, существовать без вмешательства, быть великодушным, снисходительным, миролюбивым, милосердным к окружающим.

В современной педагогике толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. Принятие - это положительное безусловное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

2-й этап

Участникам предлагается составить «Портрет толерантной личности». Организуется работа в малых группах. Деление людей на толерантных и интолерантных - условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Вот над этим вы сейчас вместе и подумайте. Задача каждой микрогруппы - создать словесный портрет толерантной личности, выделив ее основные черты. На это отводится 7 мин. Вы должны записать все те предложения, которые будут поступать от членов вашей микрогруппы, но только после того, как это предложение будет принято большинством голосов. После составления обобщенного портрета каждая микрогруппа представит его на всеобщее обсуждение. Для этого один человек от каждой микрогруппы должен будет зачитать полученный словесный портрет и ответить на вопросы других участников, если они возникнут. Как вариант - микрогруппам первоначально дается возможность поочередно назвать лишь одну черту из портрета, которая записывается на доске, и в итоге получается обобщенный портрет с перечнем черт толерантной личности.

Примерный перечень черт:

расположенность к другим людям;

снисходительность;

терпение;

чувство юмора;

чуткость;

доверие;

альтруизм;

терпимость к различиям (национальным, религиозным);

умение владеть собой;

доброжелательность;

умение не осуждать других;

гуманизм;

умение слушать собеседника;

любознательность;

способность к сопереживанию.

3-й этап

Участниками выполняется упражнение «Черты толерантной личности» - оно дает возможность оценить каждому степень своей толерантности.

Сначала необходимо поставить знак «+» напротив тех трех черт (они написаны на доске), которые, по мнению участников, у них наиболее выражены. Знак «-» ставится напротив трех черт, которые, на их взгляд, наименее выражены у них. Знак «*» - напротив тех трех черт, которые, на взгляд педагогов, наиболее характерны для толерантной личности. Затем возможно подсчитывание числа отметивших каждую черту, и выделяются три черты, которые набрали наибольшее количество баллов и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Участники получают возможность сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой. Помочь процессу самопознания на занятии может игра «Магазин», в ходе которой участникам предлагается представить, что существует магазин, в котором есть необычные «товары»: терпение, снисходительность (и далее весь перечень записанных на доске качеств). Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать один или несколько товаров, которых у него нет (т.е. слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке. Закончить игру можно обсуждением вопроса: «Каких качеств и в каких ситуациях общения с окружающими нам чаще всего не хватает?»

4-й этап

В Декларации принципов толерантности: «Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями».

В связи с этим участникам предлагается ответить на вопрос: «Кто из перечисленных категорий людей вызывает у вас в большей степени раздражение?» Им разрешается сделать до трех выборов:

Группы людей - Представители групп.

1. Члены партий, общественных объединений - коммунисты, либералы, демократы.

2. Антисоциальные элементы - террористы, мафия, сектанты.

3. Люди группы риска - проститутки, бомжи, наркоманы.

4. Лица разных национальностей - евреи, армяне, кавказцы, цыгане.

5. Члены неформальных объединений - панки, скинхеды, бритоголовые.

6. Люди с отклонениями в развитии - умственно отсталые, глухонемые, инвалиды.

7. Представители разных социальных страт - новые русские, чиновники, бизнесмены, актеры.

8. Представители конфессий - христиане, исламисты, буддисты.

9. Другие.

Размышления над данным вопросом подготовят педагогов к участию в следующем этапе занятия.

5-й этап

Участники выполняют упражнение «Презентация субкультур»

Предлагается в микрогруппах познакомить друг друга с образом жизни представителей той или иной социокультурной группы предварительно подготовив краткий рассказ о ней, отражающий образ жизни, формы поведения, стили общения, ценностные ориентации (это могут быть этнические, возрастные общности, профессиональные, имущественные группы). Когда это упражнение выполняется со школьниками, то им можно дать задание заранее собрать соответствующий материал. Зрителям дается задание отметить, что в образе жизни данной общности может:

быть непонятным окружающим;

вызвать насмешки окружающих;

провоцировать ненависть и агрессию со стороны окружающих.

После презентации каждой из субкультур «зрители» высказывают свои суждения.

Затем предлагается найти причины негативного отношения к представителям какой-либо культуры, а также попытаться встать на их место и убедить окружающих изменить свое отношение на более позитивное. После работы в группах следуют выступления представителей команд. Задача ведущего - организовать выступления в дискуссию, инициируя дополнения и возражения со стороны других групп.

В конце занятия участники составляют «Общее обращение к гражданам» о необходимости толерантных отношений в обществе».

Ирина Якимович, кандидат педагогических наук, Брянск