1.  Актуализация.
2.  
Ценностно-ориентированный компонент:

- цели, задачи,

- принципы,

- направления,

- заповеди класса.

3.      Функционально-деятельностный компонент:

- функции классного руководителя,

- традиционные дела класса.

4.      Пространственно-временной компонент:

- самоуправление класса,

- социокультурная среда.

5.      Диагностико-аналитический компонент:

- диагностика,

- анкетирование,

- наблюдение,

- исследование,

- практические занятия.

 

1.

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Особенности этого возраста:

 - половое созревание организма, которое вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, дает новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек;

 - избирательность, как психологическая особенность данного возраста. Это значит, что подростки откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле;

- критичность мышления. У ребенка, который всегда и во всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период особенно склонны к спорам и возражениям. Родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризис;

- потребность в творческом развитии. В этом возрасте учащимся нравиться разбирать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решить проблему, поучаствовать в дискуссии, отстоять и доказать свою правоту, следовательно, классный руководитель должен моделировать такие ситуации;

- несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями поведением, как одна из основных проблем среднего школьного возраста. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать осложнить развитие и становление ребенка. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

- реорганизация чувственной сферы. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним;

- подражательность. Притягательными могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе — насилием над другими. Исследования показали: заметно смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Многие подростки не желают связывать свою будущую жизнь с трудовой деятельностью. Идеал честного труженика становиться не привлекательным. Взрослым необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с положительными примерами.

Учитывая особенности развития и поведения подростка, современный классный руководитель должен уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе: школа  à семья à общество àребенок.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями.

Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.

 

2.

Учитывая вышеперечисленное, ставлю перед собой следующие цели и задачи:

Цель:  развитие и саморазвитие ученика на основе общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных особенностей каждого, воспитание социально-ориентированного шестиклассника, осознающего приоритет успешного овладения основами наук.

Задачи:

- совершенствовать условия для дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей детей, используя возможности дополнительного образования школы и досуговых центров города;

-  воспитывать самостоятельность, ответственность и инициативу учащихся;

- развивать коммуникативные умения, воспитывать культуру поведения, общения и досуга;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, расширять возможности для поддержания стабильного здоровья учащихся;

- развивать интерес к определенным областям наук для дальнейшего выбора классов с углубленным изучением отдельных предметов, занятий в школьном НОУ;

- искать и применять современные эффективные формы привлечения к воспитательной работе с детьми родителей класса.

 

Принципы:

Принцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.

Принцип привлекательности будущего дела

Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат.

Принцип деятельности.

Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности.

Принцип свободы выбора.

У ребенка должна быть возможность выбора задания или дела с учетом его возможностей, его интересов, его личных качеств. При таком подходе желание участвовать в том или ином мероприятии  у школьников не пропадает, а наоборот - растет.

Принцип обратной связи.

Проводя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, настроение, степень участия в проведенном мероприятии.

Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество в процессе подготовки внеклассного мероприятия - это право учеников выбирать себе партнеров. Стимул для творчества учащихся - возможность самостоятельно вносить коррективы в сценарий внеклассного мероприятия, проявлять самостоятельность и инициативу в порученном деле.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.

 

Направления:

 

- Я - гражданин (гражданско-патриотическое, экологическое, правовое).

- «Интеллект» (интеллектуально-познавательное).

- «Я среди людей» (изучение личности коллектива).

- «Досуг».

- Труд - основа жизни.

- Колыбель талантов (работа с одаренными детьми).

- Долгожитель (здоровый образ жизни).

- Работа с «проблемными» детьми.

- «Семья».

- Работа по социальной защите.

 

Заповеди класса:

 

Познай себя - это интересно!

Сотвори себя - это необходимо!

Утверди себя - это возможно!

Прояви себя - это реально!

 

3.

  Сегодня педагогика приветствует идеи важности и значимости детства,  сотрудничества,  диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Поэтому классный руководитель должен координировать взаимодействия всех участников воспитательного процесса:  учащихся, педагогов, родителей; уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлекать семьи к участию в жизни детского коллектива, оказывать помощи семье в решении проблем воспитания. Учитель должен использовать в работе лучшие отечественные и зарубежные традиции воспитания, современный инновационный опыт.

Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить по трем уровням (см. Приложение 1).

 

Традиционные дела класса

I.                        «Я пришел в этот день в этот мир» (празднование дней рождения учащихся класса).

II.                     Походы, экскурсии по памятным местам своего города.

III.                  Ежегодный праздник «Ода книге».

IV.                  Праздники восславления, благодарения - 8 марта, 23 февраля, 9 мая (возможность сказать многократно спасибо тем, кто нас создал, кто прославил и прославляет мужество и женственность).

V.                                           Совместные праздники, вечера отдыха, часы общения (Осенний бал, Новый год, 1 апреля, 14 февраля, прощальная дискотека).

VI.                  «Теплое» письмо, которое пишет классный руководитель ученику, прощаясь с детьми перед летними каникулами.

VII.               «Праздник рождения класса» (каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).

VIII. Встречи с родителями под названием «Глаза в глаза».

 

4.

Самоуправление класса

Ученическое самоуправление - демократическая форма организации деятельности класса, которая обеспечивает развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Педагогическая цель ученического самоуправления - демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом (см. Приложение 2).

 

5.

Диагностика и анкетирование. Индексы здоровья.

Индексы здоровья — цифровые показатели состояния организма. Они отражают уровень физического развития и функциональных возможностей человека, его готовность к выполнению повседневных нагрузок, к труду, социальной активности. Индексы здоровья выявляются в процессе опроса, наблюдения, практических занятий, составления карты здоровья.

 

Изучение особенностей высшей нервной деятельности:

-  методика, разработанная С. И. Вершининым,

-  определение темперамента (опрос, диагностика, темпинг-тест),

-  изучение устойчивых характеристик личности (методика «Личностный опросник Айзенка») направлена на диагностику базисных, обобщенных устойчивых характеристик личности. К ним относятся факторы экстраверсии, интроверсии и нейротизма.

 

Характер:

- анкета (определение уровня развития своих волевых качеств),

- практическое занятие (отношение к нравственным нормам поведения),

- тест «Самооценка волевой регуляции» определяет самостоятельность человека,

- тест «Способность к самоутверждению» определяет степень тревожности и депрессии.

 

Практические занятия на тренировку внимания, памяти, мышления, воображения.

 

Методика, позволяющая выявить доминирующий мотив учения.

 

Методика наблюдения позволяет оценить  нравственное поведение учеников, выявить уровень трудолюбия и ответственности школьников.

 

Тестирование, анкетирование помогает выявить коммуникативные и организаторские способности, разобраться с межличностными отношениями в классе, помочь детям в самооценке, раскрытии своих интересов и способностей. Интерес – это повышенное внимание к определенным объектам, стремление узнать о них как можно больше, высказать свою точку зрения об интересующем явлении.

 

Светлана Воеводина, учитель информатики средней школы с углубленным изучением отдельных предметов №34 города Саранска Республики Мордовия, участница V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова».

 

Во вложенных файлах – Приложения 1, 2.

 

Фото Оксаны Родионовой