Цель: формирование позитивного отношения к обучению.

Задачи:         

1) проинформировать о результатах анкетирования класса.

2) расширить объем знаний о формах и методах умственного труда,

3) побудить к самовоспитанию и самообразованию.

Подготовка и оборудование: анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам», принадлежности для тренинга, доска, материалы для рефлексии.

Ход мероприятия

1. Организационный момент, деление учащихся на группы (3 группы, случайный выбор цветовых карточек).

2. Вступительное слово классного руководителя и анализ анкет учащихся:

Находясь на пороге 9 класса, стоит задуматься, как вы хотите его закончить. Отметки, которые вы получаете, – это оценки вашего труда. Но получается, что успеваемость снижается по сравнению с предыдущей четвертью. Почему же это происходит? Сегодня мы попробуем в этом разобраться. На прошлой неделе было проведено анкетирование для определения основных проблем с этим связанных. (Приложение 1). Было опрошено 18 человек.

Вот наши результаты:

1.      8 человек в классе просыпается с мыслью, что сегодня нет одного из уроков и на них можно не присутствовать, но 6 человек рады, что будут любимые предметы.

2.      7 человек приходит в школу, чтобы пообщаться с друзьями и столько же - чтобы узнать что-то новое, а 5 – чтобы не огорчать родителей, столько же – для того, чтобы заниматься интересными предметами, такими, как алгебра, литература, биология.

3.      9 человек делают домашнее задание, обращаясь за помощью к родителям и 4 – под контролем родителей.

4.      10 человек считают, что для того чтобы учиться лучше, нужно хорошо работать на уроке, 11 – иметь интерес к учебе, и только 5 – иметь способности к учебе.

5.      Когда 9 человек получают плохую оценку, то стараются исправить на следующем уроке и 7 человек – в ближайшее время.

6.      10 человек считают причиной появления плохих оценок лень, 4 признались, что им не хватает времени и еще 4 – что не понимают предмет.

7.      5 школьникам времени не хватает, т.к. они медленно делают уроки, 6 – долго гуляют, 4 – долго смотрят телевизор или играют на компьютере, правда, 2 человека  занимаются в секциях и кружках.

 

Учитель: Таким образом, вы разделены на 3 группы произвольным способом для решения трех важных вопросов: Зачем нужно учиться хорошо? Что может помешать учиться хорошо? Что я делаю, чтобы учиться хорошо? Каждая группа будет работать только со своим вопросом и через 5 минут поделится своими выводами с другими учащимися. Представители от групп наглядно ознакомят нас с таблицей или схемой, представляя ее на доске.

Для каждого из вас приготовлена карточка с вопросами (Приложение 2), чтобы составить свой план мотивов и действий для улучшения успеваемости. Если нет вопросов, приступаем совместной работе.

Работа в группах 5 минут, по мере подготовки учащиеся оформляют отведенное им место на доске.

3. Обсуждение полученных результатов.

Учитель: Начнем с первого вопроса: зачем нужно учиться хорошо? Слушаем группу (может выступить один представитель или все по очереди).

Примерные ответы детей можно разделить на три подгруппы: для себя, для родителей, для школы.

Есть ли у остальных добавления? Спасибо. Выберите один или несколько мотивов, подходящих именно вам и заполните свою карточку. Мне бы хотелось сказать, что высокообразованный и высококвалифицированный человек сможет найти себя везде и утвердиться в жизни. Такой человек, в свою очередь, обогащает общество вокруг себя.


Скажи, мой друг, а к жизни ты готов,

К такой, чтоб за нее ты не стыдился,

Чтоб в час любой и день любой

Ты и себе и людям пригодился?

И что же слышу я в ответ?

- Скорее нет, пока что нет.

Но ты ведь думаешь о том,

Что впереди дорога жизни,

Что надо «Я» свое сказать

И послужить своей Отчизне?

И что услышал я тогда?

- Конечно, думаю я, да.


А знаешь, что такое воспитать

Себя для жизни, счастья и признанья?

Как умным и достойным стать?

В ответ – заняться самовоспитаньем!

Второй вопрос был: Что может помешать учиться хорошо? Слушаем следующую группу.

Примерные ответы детей также можно разделить на подгруппы: зависит от самого себя, от других людей: ровесников, взрослых (родителей, учителей), от обстоятельств.

Есть ли добавления? Спасибо. Выберите одну или несколько причин, мешающих именно вам, и заполните свою карточку. Конечно, мы не сразу повлияем на других людей… Но и это возможно. Например, есть хорошо всем известная фраза: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Улыбайся, если хочешь, чтобы тебя встречали с радостью, здоровайся, и тебе ответят вежливостью.

Давайте проведем опыт. Повернитесь друг к другу и сядьте парами. Посмотрите на своего товарища и молча, с улыбкой подумайте о нем хорошо, что в нем нравиться, как повезло, что он рядом. У вас будет полминуты, чтобы найти в нем, то, что раньше было скрыто.

Получилось? Кто-то хочет поделиться впечатлениями?

Также важно помнить, что все люди разные, как и их настроение, интересы, заботы. Спросите, правильно ли вы поняли, прежде чем обидеться, может быть, вы говорите об одном и том же, но разными словами. И его отрицательный ответ не всегда ваша вина, а его настроение, самочувствие или влияние других людей. Если вам интересна эта тема, мы можем продолжить на других классных часах.

Третий вопрос: Что я делаю, чтобы учиться хорошо? Человеку свойственно стремление стать лучше во всех отношениях. Подавляющее большинство людей хочет, чтобы у них было все прекрасно: «…и душа, и одежда, и мысли».

Выступление следующей группы.

Есть ли добавления? Спасибо.

Мне бы хотелось добавить о контроле времени, развитии способностей и самоконтроле.

Итак, техники умственной работы:

1. Обуздайте свой ум (развивайте способность сосредотачиваться на одном предмете). Есть такое, например, упражнение: посмотреть на картину и потом повторить, что на ней было нарисовано в подробностях. Или еще один вариант: встаньте из-за столов, подожмите одну ногу, закройте глаза и сложите ладони перед собой. Только абсолютное внимание поможет вам удержаться в этой позе.

2. Учитесь читать (ускорять процесс вашего чтения). Техника быстрого чтения включает в себя: 1) сосредоточение на том, что нужно прочитать, 2) не проговаривать, чтобы не задерживать себя, 3) читать фразами, а затем целыми строками.

3. Учитесь думать.

4. Проговорите про себя то, что хотите осмыслить. Процесс думанья – это диалог двух собеседников.

5. Учитесь говорить. Т.е. пополняйте свой словарный запас, кратко формулируете свое высказывание.

6. Учитесь отдыхать. Разумно проведенные выходные снимают нагрузку рабочих дней. Во время рабочего дня расслабляйтесь. Сядьте удобно. Дышите медленно, но без напряжения. Сосредоточьтесь на дыхании, закройте глаза. Начинайте проговаривать про себя: «Я начинаю мышечное расслабление». Последовательно сосредоточьте внимание на тех частях тела, которые вы будете называть: «Я расслабляю стопы, мышцы голени, бедер, спины, рук, шеи, лица».

7. Займитесь эстетическим самообразованием. Творите, рисуйте, лепите, пойте.

8. Ваш мозг должен быть занят добрыми мыслями и делами.

Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная работа по формированию положительных качеств и устранению отрицательных. Эти качества каждый определяет для себя сам. Самовоспитание – обязательный контроль над собой, своими поступками и поведением.

Контроль времени – это тоже важная задача. (Приложение 3). Общее время делится на рабочее и внерабочее. К первой группе относиться фактическое время работы и регламентированные и нерегламентированные перерывы. Во вторую группу входит время, связанное с работой (дорога, подготовка, доделывание каких-либо дел), домашний труд, самообслуживание (сон, питание, уход за собой, пассивный отдых) и свободное время, хобби. В процентном отношении идеальное соотношение таково (Приложение 4). Данная схема показывает активность среднего человека в течение суток (Приложение 5). Наибольшая активность приходиться на 10 и 18 часов, в это время нужно заниматься выполнением домашнего задания. Так же необходимо определить важность дел на данный момент, т.к. все успеть невозможно, но нужно постараться сделать максимум. Приложение 6 поможет в ранжировании дел.

Теперь, заканчивая нашу работу, выберите один или несколько способов, которые помогут именно вам учиться хорошо, и заполните свою карточку.

Ирина Прудниченкова, учитель английского языка средней школы № 14 города Череповец Вологодской области, участница V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Во вложенном файле – приложения к классному часу

Иллюстрация с сайта tigrulki.ru