На уроках МХК могут быть использованы различные варианты диалогового взаимодействия:

1) ученика с изучаемым материалом;

2) ученика с другими школьниками;

3) ученика с учителем;

4) творческое общение всех участников урока.

Диалоговое взаимодействие ученика с другими ребятами становится возможным, если использовать на уроке групповые формы образовательной деятельности.

Школьники сначала вступают в диалог с пространством кабинета, затем - с членами микрогруппы. Завершающий этап - диалог микрогрупп. Учитель играет роль организатора диалогового взаимодействия учащихся.

Проблемы создания эффективных рабочих групп вновь актуальны в современной педагогике, поскольку, применяя групповые методы на уроке, учитель создает условия для самореализации ученика, раскрытия креативных способностей ребенка, повышения мотивации к учебе и процессу познания. В группе возникает атмосфера поиска и диалога, ее участники приобретают социальные навыки сотрудничества с окружающими. Но необходимо заметить, что групповая работа на уроке - это подвижная обучающая система, имеющая свои секреты управления, знание которых позволяет учителю стать дирижером сложного детского оркестра, а ученикам - овладеть интеллектуальной партитурой.

В середине 90-х годов ХХ века теоретики менеджмента сформулировали несколько этапов, которые проходит любая созданная группа: «...формирование (люди собираются вместе); бурление (выяснение, кто и что будет делать, кто лидер и т.д.); нормирование (принятие явных и неявных норм поведения); функционирование (действительно хорошая работа после начальных этапов настройки) и, наконец, умирание (группа разваливается)» (Адриан Фернем. «Реализация преимуществ командной работы»). Значимый этап - распределение и выяснение ролей в группе. Используя методику «каталога ролей Белбина», мы выделяем качества характера каждого ученика и на этой основе создаем эффективные группы.

Важный этап работы по созданию группы - самоанализ. После самооценки каждый участник группы выбирает свою роль.

Успех работы группы зависит прежде всего от сочетания ролей и от того, насколько хорошо эти роли исполняются. Уместно для каждого игрока подобрать две роли: первая будет для него основной, а вторая резервной, чтобы он мог скоординировать свою функцию в команде во время работы группы. Успех групповой работы зависит от сбалансированности состава. Ученики с положительными качествами компенсируют недостатки партнеров.

Так, на уроке «Русская традиционная культура: народный театр» в 8-м классе формируются группы с одинаковыми творческими возможностями, однако «самых развитых детей не стоит прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем...» (Г.А.Цукерман. «Виды общения в обучении»). Группы представляют театральные зрелищные проекты «Святочные игрища», «Вертеп», «Петрушка», «Раек» и дают к ним искусствоведческий комментарий. Из числа участников группы выбираются искусствоведы, актеры, костюмеры и т.д. В этом случае диалоговое взаимодействие превращается в полифункциональное: важен не только обмен сведениями о зрелищных формах народного театра, но и постижение их особенностей через «проживание» постановки спектакля.

Урок в 9-м классе на тему «Евангелие: первое чтение...» (раздел «Христианство как культурообразующая религия») также построен на интерактивных формах взаимодействия. Однако группы здесь формируются по другому принципу. Каждое из четырех Евангелий обращено к конкретным людям (в зависимости от грамотности, понимания сути вероучения), поэтому важно при первом обращении к тексту Евангелия сохранить этот принцип и каждой группе детей дать исследовательскую работу по силам.

Ученики, склонные к философскому мышлению, читают Евангелие от Иоанна, обладающие навыками обработки больших объемов информации - Евангелие от Луки, интересующиеся вопросами веры - Евангелие от Матфея, склонные к конкретному мышлению - Евангелие от Марка. Вопросы, касающиеся осмысления земной жизни, притч и заповедей Христа, соответствуют возможностям и склонностям ребят. В группах проходит обсуждение смыслов прочитанных фрагментов текста. На следующем уроке по данной теме группы формируются по-другому: теперь за каждым столом сидят представители предыдущих четырех групп, диалог идет обо всех четырех Евангелиях. В центре внимания - вопросы сходства, различия и единства евангельских текстов. Итог образовательной деятельности на уроке - выступление каждой группы (или ее представителей) с докладом о результатах исследования.

Владимир Никляев, учитель МХК, заместитель директора по воспитательной работе СШ №70 Тюмени, учитель года Тюменской области-2004