Материал к уроку

Главная особенность древнего мышления - представление о том, что природа и человек - макрокосм и микрокосм - неразрывно связаны. Жизнь древнего человека подчинялась тем же законам природы, по которым вырастали и опадали листья на деревьях, чередовались времена года.

И свое происхождение человек связывал с космосом. Мифы разных народов рассказывают, как люди произошли от животных и растений, из камней, глины и др., так называемых тотемов. Тотем - слово из языка индейского племени оджибве, в переводе оно означает «род», «его род».

Ближе всего к человеку, конечно, животные. У них ярко выражены основные, очевидные признаки живого: они растут, дышат, размножаются, питаются, передвигаются, проявляют агрессивность и покорность. Наверное, поэтому в глазах древних людей животные были наиболее подходящими кандидатами на роль их предков - тотемов. Тотемные животные были основателями рода, духами-хранителями и целителями. Они считались священными, их запрещалось употреблять в пищу. Считалось, что у нарушителя запрета лицо покроется волдырями, пятнами, тело распухнет, и он умрет. Фольклор сохранил воспоминания о тех временах, главным образом в сказках о животных.

В сказке «Медведь» старик отрубил медведю лапу и принес домой. Старуха «содрала кожу, села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться». Медведь на липовой ноге пришел в деревню и съел старика со старухой. Финал сказки напоминает о запрете вредить священным тотемным животным.

Животные в сказках работают вместе с человеком (сказка о «вершках и корешках»), лису приглашают быть кумой в крестьянской семье («Медведь и лиса»), петух добывает волшебные жерновки («Петушок золотой гребешок»).

Гербы русских городов Ярославля и Перми изображали медведя. На территории нынешних Ярославской и Пермской областей в древности был культ медведя. Это подтверждают археологи. Множество бронзовых фигурок медведя найдено при раскопках. Они датируются первыми веками нашей эры. А в Среднем Поволжье почитали оленя. Именно поэтому он изображен на гербе Нижнего Новгорода.

Человека рождает женщина. Поэтому она - связующее звено между миром природы и человеческим обществом. Женщины наделялись магическими свойствами: управляли погодой, хранили домашний очаг. Многие народы во время сильной засухи поручали ритуальное распахивание земли женщинам - считалось, что они могут вызвать дождь. А на Руси, чтобы защитить себя, свою семью и двор от мора и болезни, хозяин впрягал в соху жену и опахивал на ней подворье.

Женщину считали более близкой к природе, чем мужчину. По традиции на Руси сажаньем овощей занимались исключительно женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода» (примета).

Земля, дающая хороший урожай (урожай - рожать, рождение), была женской стихией. Землю называли кормилицей, как и кормящую грудью женщину.

Наиболее магической считалась женщина некоторый период после рождения ребенка. Ведь родившиеся дети - это умершие предки, деды и прадеды, возвратившиеся в свой род в новом обличье. Женщина была посредником между обществом и миром мертвых. И сегодня, как и в прошлом, женщины - главные участники погребального обряда. Они обмывают и обряжают мертвое тело, причитают над покойником. Особым было отношение древних к мертвым. Человек приходил в жизнь из мира природы. Туда же, в природу, он возвращался после смерти. По представлениям наших предков, человек, умерев, не исчезал. Да и куда уходить, если вся Вселенная - единая, замкнутая система! Он просто сменял имя, телесную оболочку, место пребывания, но по-прежнему оставался частью природы.

Умершие населяли пустынные местности, леса, болота, находились за морем или на небе. И хотя мертвые уже не жили вместе с живыми, а помещались в особом мире мертвых - загробном мире, - они все равно сохраняли связь со своим бывшим родом. Между миром живых и миром мертвых происходило активное общение. В трудных ситуациях человек обращался за помощью к умершим предкам и считал, что получает ее.

Мертвые влияли на погоду, урожай, плодовитость скота, отношения внутри коллектива живых людей. У некоторых народов в глубокой древности существовал обычай съедать кусочек тела мертвеца. Вырезанный из тела покойника кусочек высушивали на солнце, затем, разрезав на маленькие части, раздавали родственникам и друзьям. Некоторые съедали его, чтобы набраться от мертвеца храбрости и силы, некоторые бросали его, например, в реку, ожидая после этого хорошего улова рыбы. Подобные обычаи есть у первобытных племен Африки и Австралии и сегодня.

Мертвые тоже нуждались в живых. Люди приносили на могилы еду, выливали в землю вино, чтобы мертвые были сытыми; в гроб укладывали одежду и обувь, оружие, орудия труда. Это соприкосновение двух миров - живого и мертвого - было регулярным, постоянным, предписывалось обрядами. О постоянной тесной взаимосвязи между умершими предками рода и живыми говорит расположение древних могил, кладбищ, домов мертвых - вблизи поселений и даже во дворе дома (а первоначально мертвых вообще погребали под полом жилища, под порогом дома).

Итак, природный мир играл очень большую роль в жизни древнего человека. Его мертвые и предки были частью космоса. Но отношение человека к природе было двойственным.

С одной стороны, человек подчинялся природным законам, он был только маленькой частью единой системы. Поэтому те, кто находился ближе к природе, обладали в глазах древних большой властью.

С другой стороны, мир природы - это неизвестный враждебный мир. Законы его неизвестны, устройство Вселенной - тайна, доступная только посвященным. Поэтому те, кто соприкасается с этим миром, - женщины, мертвые - тоже чужие, незнакомые. Они становятся как бы союзниками могущественного мира природы в его враждебности человеку.

Своей магической властью мертвые помогают, но их же и боятся. Из страха перед враждебной силой мертвых родились представления об оживающих покойниках: они встают из могил и всячески вредят живым, нападают, высасывают кровь, приносят болезни и смерть. Женщина считалась способной вызвать долгожданный дождь и усмирить бурю, но ей же приписывались хитрость, коварство, она считалась «нечистой», после рождения ребенка должна была пройти очистительные ритуалы. Звери, птицы, растения - изначально чужие. Они могут помочь, но могут и навредить, принести беды, болезни, уничтожить. Они никогда не становятся окончательно своими, ручными. «Сколько волка не корми, а все в лес смотрит» - говорит известная пословица.

Это двойственное отношение к природе необходимо учитывать при чтении фольклорных произведений. В сказках, например, совершенно мирные баран и овца уходят от плохого хозяина в лес и чувствуют там себя своими. Кот и петух вообще живут в лесу постоянно. Домашние животные в глазах древнего человека сохраняли связь с дикой природой, поэтому они лучше человека знали ее законы. В древности у всхрапнувшей лошади спрашивали: «Друга чуешь аль недруга?»

Вопросы и задания

1. В каких фольклорных произведениях животные выступают помощниками человека?

2. Есть старинная примета: «На Рождество нехорошо, если первым гостем в дом придет женщина: весь год будут хворать бабы в хате». Почему? Сопоставьте примету с пословицами: «Баба и черта перехитрит», «Муж от жены на пядень, жена от мужа на сажень». Объясните особое отношение к женщине.

3. Почему в сказке «Сивка-Бурка» волшебного коня дарит герою умерший отец? С какими представлениями древних о мире мертвых это связано?

4. В старину всех умерших естественной смертью называли «родителями», «батюшкой», «матушкой», независимо от возраста умершего? Почему?

5. Казалось бы, нет у человека более добросовестного и полезного работника, чем лошадь. И тем не менее: «Лошадь холь, корми, а берегись как ворога», «Коню не верь: кобылью голову найдешь и ту зануздай» (приметы). Почему так?

Марина Фролова, учитель мировой художественной культуры, Раменское