Мой учительский путь начался с разработки курса «Человек играющий». Понимание игры как формы бытия человечества и человека увлекло меня после чтения труда И. Хейзинги «Homo Ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре». Мое внимание привлекла возможность формирования мировоззренческих основ личности с помощью игровой деятельности. Сейчас важно воспитать человека нового времени - человека, способного нестандартно мыслить, умеющего легко адаптироваться к окружающим условиям, ориентированного на постоянное совершенствование, движение, на взаимодействие с миром... Обращение к игре и игровым программам различного содержания и уровня показалось весьма целесообразным. Появилась гипотеза: если создать условия для участия школьника в игровой деятельности различного уровня, то начнется активное развитие мировоззренческих основ личности: сформируется готовность к творческому взаимодействию с миром, к ассоциативно-деятельному участию в нескольких проектах одновременно.

Курс «Человек играющий» предусматривает участие школьников в разрешении игровых ситуаций различного содержания. Программа курса содержит три раздела: «Ролевые игры», «Интеллектуальные игры», «Творческие игры»; каждый раздел предусматривает игровую деятельность учащихся в соответствии с заявленной проблемой и завершается индивидуальной или групповой работой - «сочинением» собственной игры. Представление авторских игр проходит как программа, в которой играют все участники.

Программа была апробирована на учениках обычной школы, гимназистах гуманитарного учебного заведения и студентах педагогического колледжа. Восприятие курса каждым новым поколением школьников различно; меняется и содержание курса - все перемены обусловлены особенностями времени и образовательными потребностями участников занятий.

Повседневная школьная жизнь выявила и противоречия, вызванные преподаванием этого курса: занятия курса показывали пути выхода из нестандартных ситуаций, развивали творческие способности личности, но при этом вопросы нравственного поведения, культуры общения и сотрудничества рассматривались косвенно. Возникла необходимость поиска духовно-нравственной основы игровой деятельности. Ею стало преподавание нового курса - «Мировая художественная культура».

Программа курса «Человек играющий» вошла в курс «Мировая художественная культура», обеспечивая игровую, творческую основу усвоения учащимися культурологических сведений, что способствует активному участию школьников в процессе приобретения культурного опыта. В соответствии с игровыми принципами менялись и структура урока, и формы образовательной деятельности учителя и учащихся.

Особую роль в преподавании МХК начал играть праздник.

Большая часть книг и статей о роли праздников в школьной жизни и методике их проведения представляет собой рекомендации по проведению отдельных праздников, предлагает сценарии. Интересующие нас вопросы педагогической философии праздника пока мало исследованы. Моя педагогическая позиция: новое время явило новое понимание праздника. Отныне он «вышел» за рамки школьного мероприятия и преобразился в культурное событие, наполненное духовно-нравственным содержанием. Праздник как событие (со-бытие) способствует самореализации школьника в условиях созидательного взаимодействия с миром и самим собой, создает особую атмосферу сотворчества и сотрудничества.

В русле преподавания МХК праздник представляет собой самую эффективную форму интеграции культурологического образования и игровых форм организации урока.

Праздник может открывать тему или завершать ее; настроение праздника, его режиссура определяются содержанием. Так, тема «Культура Древней Греции» завершается праздником «Античный театр»; изучение культуры средневековой Европы венчает «Рыцарский турнир»; знакомство с культурой Японии осмысливается во время итогового урока-праздника «...Когда нисходит тишина...».

Праздник в преподавании МХК предполагает театрализацию, игру, конкурс, занятие в творческой мастерской и т.д. В таком празднике участвует весь класс, участие вариативно - в соответствии с интересами и настроением детей. В качестве зрителей могут быть приглашены ученики класса, который на следующий год будет изучать эту тему (опережающее обучение); в качестве жюри, экспертов, знатоков, ценителей и поклонников могут выступать учащиеся классов, изучавших эту тему в прошлом учебном году (обеспечивается повторение учебного материала).

Неотъемлемой частью преподавания МХК являются образовательные путешествия, которые сочетают в себе и игру, и праздник, и урок. Образовательное путешествие предваряет, сопровождает или завершает изучение темы. Оно выстраивается в соответствии с образовательными целями, предполагает подготовку и защиту итогового проекта. Так, итогом изучения античной культуры в 5-м классе является образовательное путешествие в Санкт-Петербург, где дети становятся участниками образовательной программы «Диалог с городом»; результат участия в программе - проект «Античность на берегах Невы», который включает в себя материалы исследований, театрализацию, изготовление макетов и т.д.

Цель моей исследовательской деятельности: изучение влияния интеграции содержания культурологического образования и игровых форм организации преподавания МХК на духовно-нравственное становление личности и образовательной среды.

Гипотеза: если обеспечить интеграцию содержания культурологического образования и игровых форм организации урока, то преподавание МХК станет эффективным средством духовно-нравственного совершенствования личности и развития ее творческих способностей, что приведет со временем к повышению уровня культуры жизни и деятельности всего образовательного сообщества.

Задачи образовательной деятельности на уроках МХК:

создавать условия для самореализации личности в процессе приобретения знаний, усвоения культурного опыта человечества;

помогать учащимся видеть в явлениях культуры, искусства воплощение нравственно-этического, интеллектуально-творческого опыта человечества;

научить школьников понимать язык явлений искусства и культуры.

Пути решения поставленных задач:

использование на уроках МХК игровых технологий, методов театральной педагогики, музейной педагогики, метода проектов и интерактивных форм обучения;

использование современных видов искусства (таких, как перформанс, инсталляция и др.) для интерпретации явлений культуры и искусства, для самовыражения личности;

во время образовательных путешествий: обращать внимание учащихся на философский, символический смысл пути через установление ассоциативных связей между географическим пространством и явлениями культуры, бытием природы, народа, личности;

во время праздников: создание атмосферы сотворчества и сотрудничества.

Прогнозируемый результат: духовно-нравственное совершенствование личности и образовательного пространства.

Критерии духовно-нравственного совершенствования личности:

доброжелательные отношения среди участников образовательного процесса;

умение эффективно работать в малых группах;

чистота речи;

чистота в пространстве пребывания человека;

культура внешнего вида;

культура питания;

культура здоровья (отсутствие вредных привычек, их преодоление, активная работа по сохранению собственного здоровья);

совершенствование культуры общения;

насыщенная творческая жизнь личности, класса и школы (количество и качество событий школьной жизни);

качество образования (данные тестирования, анкетирования; исследование комфортности школьной жизни; готовность учащихся и учителя к позиционированию своих возможностей, к самоопределению и самореализации; растущее число призовых мест на конкурсах различного уровня, результаты успеваемости; активное участие школы в жизни городского, регионального, российского образовательного сообщества);

толерантность;

мобильность участников образовательного процесса.

Эволюция представлений о смысле преподавания МХК соответствует процессу моего личностного и профессионального становления.

Десятилетний опыт работы в качестве преподавателя МХК послужил основой педагогики творческого общения.

В моем понимании педагогика творческого общения - образовательная деятельность, в основе которой - организация школьной жизни вообще и урока МХК в частности как процесса творческого общения учителя и учащихся друг с другом и с осваиваемым содержанием.

Творческое общение предполагает созидательную деятельность, продукт которой не только проект, идея, материальный результат, но и отношения сотрудничества, сотворчества между участниками образовательного процесса.

Принципы педагогики творческого общения:

всеобщность (процесс творческого общения предоставляет равные возможности для участия в созидательной деятельности всем ее участникам);

индивидуальность (участие в процессе творческого общения вариативно и определяется личными целями и задачами учащихся);

многоуровневость (предлагается несколько уровней организации и содержания творческого общения в соответствии с уровнем личностного развития его участников);

многомерность (творческое общение строится на основе ассоциативного мышления, что позволяет видеть явление культуры, произведение искусства, человеческие отношения с различных точек зрения);

свобода (предоставляется возможность свободного - в русле темы - проявления творческого потенциала личности);

ответственность (творческое общение основано на понимании и приятии нравственно-этических норм, уважительного отношения к культурному опыту человечества).

Владимир Никляев, учитель МХК СШ № 70 г.Тюмени, учитель года Тюменской области-2004