Основные понятия:

рыночная экономика, субъект, потребитель, конкуренция, функции права, арбитраж, лицензия, ответственность предпринимателя.

Оборудование:

Закон РФ «О защите прав потребителей», таблица, чайнворд (по одному экземпляру на каждого ученика), иллюстрации и т.д.

Предварительная работа:

1) составление таблиц (схема, чайнворд);

2) задания учащимся:

- подготовить сообщение «Из истории правовых отношений между субъектами рынка»;

- познакомиться с деятельностью комитета по защите прав потребителей города Набережные Челны и подготовить сообщение (исследовательская работа);

3) подготовка инсценировки «Встреча».

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Вопросы для беседы:

- Как вы понимаете термин «рынок»?

- Как мы называем тех, кто продает, и тех, кто покупает?

- С какой целью каждый из них приходит на рынок?

2. Изучение новой темы.

Проблемный вопрос к учащимся: как вы считаете, каждому субъекту рынка дозволено все?

Сообщение ученика «Из истории становления правовых отношений между участниками рынка»:

На самых ранних стадиях зарождения рынка люди пришли к необходимости создания определенных норм и правил поведения экономических субъектов. Так, согласно реформам Солона (VI в. до н.э.), общество должно строиться на началах товарообращения и денежного хозяйства. Государство регулирует хозяйственную жизнь и контролирует сделки частных лиц.

Потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты купли-продажи, чтобы каждый подчинялся общим условиям производства и обмена, возникла очень давно. Это правило, вначале выражающееся в обычае, затем стало законом.

Учитель: Итак, без правового закрепления отношений между субъектами на рынке не могут стабильно функционировать сам рынок и все общество. Какая связь между правом и экономикой? Самая тесная. Право - это возведенная в закон воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни. Право регламентирует различные стороны рыночной экономики, включает в себя целые отрасли:

1) трудовое и договорное право;

2) финансовое и налоговое право;

3) право собственности и имущественных отношений;

4) правовое регулирование частного предпринимательства, деятельности юридических лиц и международных организаций.

Право способно оказать значительное влияние на экономику.

Во-первых, нормы закрепляют то, что сложилось в экономических отношениях, и таким образом стабилизируют экономическое развитие.

Во-вторых, право может способствовать созданию новых экономических отношений (в условиях нашей страны новые законы о предпринимательстве, собственности и т.д. содействуют развитию рыночных отношений в сфере экономики).

В-третьих, право способно поддерживать новые экономические отношения, не укоренившиеся пока в действительности (фермерское хозяйство на селе и т.д.).

Исходя из того, что без потребителей нет рынка, на первом месте должны стоять прежде всего права человека как потребителя.

Инсценировка «Встреча»

Встречаются две подружки, одна из них приобрела вещь на рынке, другая - в магазине. И у той, и у другой вещи оказались с браком. Они высказывают огорчения по этому поводу друг другу.

Задание учащимся. Что необходимо предпринять двум подружкам? Помогите им.

Работа в группах. Аргументированные ответы.

Объяснение учителя: Принцип «потребитель всегда прав» провозгласили сами производители (продавцы), но оказывается, они ему не всегда верны. Поэтому существует общество потребителей, которое вместе с государством охраняет право покупателей.

Запись в тетрадь:

- охрана прав потребителей - общественное движение или административно-правовая деятельность государства по защите интересов и прав потребителей;

- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» принят 7 февраля 1992 года.

Сообщение учащегося. «Деятельность Комитета по защите прав потребителей в г.Набережные Челны» (по результатам самостоятельной предварительной работы, посещения и изучения деятельности комитета).

Объяснение учителя: В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. В их числе:

1) обеспечение физической безопасности потребителей, разработка норм безопасности и качества потребляемых товаров и услуг;

2) усиление контроля над недобросовестными конкурентами;

3) распространение информации «о вредителях»;

4) разработка процедур компенсации потребителям за ущерб, нанесенный в результате нарушения потребительских прав.

Учитель: В современных условиях право выполняет в экономике две основные функции:

Все споры между субъектами рынка разрешаются специальными органами правосудия.

Работа над понятиями:

1) арбитраж;

2) арбитражный суд;

3) согласование;

4) лицензия;

5) ответственность предпринимателя.

3. Повторение и закрепление изученного материала.

Заполняем чайнворд «Весы Фемиды»

1, 2. На чашах - субъекты (участники) рынка (продавец, покупатель).

3. Охраняемая государством возможность, свобода что-либо делать в рамках установленных законов, норм и правил (право).

4. Метод регулирования экономических отношений, вступающий в силу при невыполнении или нарушении действующих норм права и взятых на себя обязательств (ответственность).

Взаимопроверка ответов чайнворда.

4. Рефлексия.

Продолжите предложения:

Я узнал на уроке

Меня удивило, что

Мне кажется

Гузалия Павлова, учитель истории и обществознания СШ № 7, г.Набережные Челны, Республика Татарстан


Иллюстрация с сайта:  http://forexaw.com/TERMs/Economy21132/l474...