С психолого-педагогической точки зрения цель моей работы: изменение принципа подачи и усвоения материала (от механического заучивания к творческому созиданию), создание оптимальных условий для лучшей реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей, использование механизмов интуиции, предвосхищения, прогнозирования.

Принцип построения урока: через творческую активность к углублению познания.

Конечная цель: становление творческой личности, ее самореализация, готовность к преобразующей деятельности.

Традиционная урочная система предполагает погружение ребенка в выбранную для учебного занятия тему на 40 или 45 минут. Известно, что одним видом деятельности ученик может заниматься лишь 20 минут. Если этот предел превышен, негативное отношение к предмету формируется даже у способных ребят. Поэтому необходимо строить деятельность так, чтобы увлечь каждого ребенка на протяжении всего урока. Я использую различные типы и формы уроков, которые позволяют мне удерживать интерес учащихся, повышают их работоспособность, стремление к творческому решению проблемных заданий и дают положительный результат на выходе. Для этого я изучаю новые подходы в методике, слежу за успехами коллег в области и стране, стараюсь применять ведущие идеи на практике. Известно, что любая инновация требует огромных усилий как от педагога, так и от детей. В связи с этим к каждой новой методике я стараюсь подходить творчески и пытаюсь адаптировать ее к условиям своей работы.

Держу в своей педагогической копилке и с удовольствием использую метод «мозгового штурма», который позволяет не только вовлечь всех учащихся в урок, но и помогает разрешить проблему, а также формирует у детей нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Для того чтобы выступление было корректным, мы выработали ряд правил:

1) на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;

2) выступление нельзя сразу критиковать, оценивать;

3) все ответы фиксируются на доске для всеобщего обозрения;

4) дальше идет анализ записанной на доске информации;

5) последний этап: совместный отбор наиболее рациональных решений.

В процессе обсуждения различных тем и вопросов у ребят часто возникают спорные ситуации и альтернативные предложения по проблеме. Для того чтобы дети учились слушать и слышать друг друга, относились с уважением к мнению оппонента, логично и лаконично высказывали свои мысли, я предложила им провести урок в форме дебатов, но оказалось, что такой урок очень сложен и продолжителен. Поэтому мы упростили его по структуре и ограничили время обсуждения. Назвали такую форму «Дуэль мнений». Между собой ребята называют такой урок мини-дебаты. Класс делится на две группы. Каждой группе на предыдущем занятии дается задание найти и отобрать аргументы «за» или «против», согласно заданной теме. Примерные темы мини-дебатов: «Человек имеет право на эвтаназию» или «Война - двигатель прогресса общества». От групп выбираются по три человека, которые, по мнению всех участников, смогут выражать и отстаивать идеи команды. Их мы называем спикерами. Они будут вести «дуэль» фактов и доказательств. Остальные учащиеся могут дополнять спикеров своих команд новыми аргументами или, в порядке установленного регламента, задавать вопросы противоположной команде. В конце урока все ученики принимают участие в обсуждении услышанного и оценивают аргументированность выступлений спикеров.

Такая форма урока расширяет кругозор, позволяет ребятам учиться выстраивать цепочку доказательств, самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения, быть критичным к себе и терпимым к своим оппонентам.

Очень люблю использовать на своих уроках элементы театрального представления, ролевые игры. Эти методики позволяют детям не только проявлять свои, в том числе скрытые, таланты, но и учат лучше ориентироваться в окружающем мире, быть самостоятельными, уважать друг друга. Наиболее яркие уроки с элементами театрализации обычно проходят во время изучения социальной и экономической сфер общества. Так, например, при рассмотрении темы «Общение» я предлагаю ребятам разбиться на пары (группы) и подготовить друг для друга различные ситуации, которые учащиеся с удовольствием разыгрывают. Например, «Покажите встречу двух директоров фирм по вопросу купли-продажи мебели» или «Разыграйте разговор матери с ребенком по поводу полученной двойки». Далее мы обсуждаем увиденное и приходим к выводу, что общение может быть разных видов (деловое, повседневное и т.д.) и форм (вербальное, тактильное, при помощи жестов). Ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие варианты наиболее приемлемы в реальной жизни. В заключение ребята решают, какая пара (группа) наиболее ярко и убедительно показала сцену, а также разрабатывают правила успешного общения.

В процессе ролевой игры каждый ученик «переживает» ту роль, которая ему дается, пытается найти оптимальную модель поведения в сложившейся ситуации. Поэтому любая игровая ситуация должна быть оценена и проанализирована. Ребятам необходимо понять, чему они научились во время игры, какие ошибки были допущены. Такая методика подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по приобретению новых знаний, навыков.

Чаще всего работу на уроке я строю по принципу малых групп. Такая работа позволяет всем учащимся включаться в процесс урока, высказывать свое мнение, быть услышанными. Ученики могут решать конкретные задачи. Роли внутри группы ребята распределяют самостоятельно, т.е. кто-то работает с источниками, документами, кто-то записывает, а кто-то выступает.

Наталья Соколова, учитель истории и обществознания лицея «Развитие» г. Пскова, учитель года Псковской области-2003