Решение этой задачи возможно в рамках деятельностной теории учения, которая создана П.Я.Гальпериным и развивается в работах его учеников и последователей. Деятельностный подход позволяет разработать принципиально новую технологию обучения, которая обеспечивает, с одной стороны, щадящий режим обучения, с другой - высокий уровень усвоения знаний, а также развитие учащихся.

Опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, я разработал методику экспериментальной деятельности учащихся при работе с газообразными веществами.

Анализ существующих учебников и пособий по школьному химическому эксперименту позволил выделить ряд недостатков, присущих практически каждому из них: оборудование, конструкция приборов, набор реактивов, а также последовательность выполнения операций предлагаются учащимся в готовом виде, принцип действия всего прибора и функциональное назначение его частей не разъясняется, не уделяется внимание «химизму» процесса. В итоге дети не умеют осознанно планировать экспериментальную деятельность, самостоятельно конструировать приборы, подбирать различные варианты оборудования и реактивов для химического эксперимента, разумно подходить к требованиям техники безопасности. Помимо этого, деятельность «по образцу», рекомендуемая в существующих методиках, приводит к снижению мотивации к обучению химии, не формирует у них полноценного химического мышления.

Поскольку важное место в школьном химическом эксперименте занимает эксперимент с газами (получение газообразных веществ, изучение их свойств, изучение химических процессов, в результате которых образуются газообразные вещества), то была поставлена задача разработать цикл обучения по формированию обобщенных умений работы с газами. В рамках школьного курса химии это умение конструировать приборы, разрабатывать методику эксперимента по:

а) получению газов;

б) собиранию газов;

в) очистке и осушке газов;

г) поглощению газов;

д) хранению газов;

е) распознаванию газов.

Были выделены те существенные особенности газообразных веществ, процессов их получения, которые влияют на конструкцию приборов и методику самой экспериментальной работы (для получения газов существенными являются агрегатное состояние реагентов и температурный режим процесса; для собирания газов - относительная молекулярная масса газа, способность газа растворяться в воде и (или) с ней взаимодействовать, его ядовитость; для очистки, осушки и поглощения газов - их способность взаимодействовать с определенными веществами и т.д.).

Создано семь опорных таблиц, где в обобщенном виде систематизирован описываемый материал. Часть информации ученики получают в готовом виде (физические свойства изучаемых газов, температурный режим их получения и некоторые другие), остальную заносят в таблицы сами, выполняя специально разработанные «исследовательские» задания. После этого, пользуясь опорными таблицами и анализируя свойства газов, школьники осваивают систему специальных упражнений теоретического и практического характера, что позволяет им в конечном итоге самостоятельно сконструировать прибор и составить методику эксперимента для работы с любым веществом в газообразном состоянии, свойства которого известны ученику.

Сергей Марухленко, учитель химии СШ №1 г. Злынка, учитель года Брянской области-2003