Очень важно, чтобы полученные химические знания были связаны с повседневной жизнью. Интересный бытовой химический пример может изменить стереотипность поведения отдельных учеников и из пассивных слушателей сделать их на какой-то момент активными участниками урока. Использование на уроках литературных произведений, кроме эмоционального воздействия, помогает реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся. Даже самые непоседливые затихают, в глазах даже самых безразличных появляется огонек интереса, когда слышат:

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

А. Ахматова

И квакуши, как шарики ртути,

Голосами сцепляются в шар.

О. Мандельштам

Когда под утро, точно магний,

Бледнеют лица в зеркалах.

А. Вознесенский

Создавая такие яркие образы, авторы сумели выразить химическую сущность явлений. В чем она? Какие химические свойства лежат в основе поэтических картин? Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования ассоциативных связей, но и, по выражению М. Бахтина, «приобщает ученика к жизни в культуре».

Встреча на уроке с любимыми книгами, рассмотрение происходящих в них событий в новом, неожиданном для учащихся ракурсе предоставляет учителю немалые возможности для эстетического и нравственного воспитания школьников. На уроке «Производство стали» читаю отрывок из поэмы Ю. Кузнецова «Стальной Егорий», в котором описывается, как в древности получали особую прочную сталь:

Мне приснилась иная печаль

Про седую дамасскую сталь.

Я увидел, как сталь

закалялась,

Как из юных рабов одного

Выбирали, кормили его,

Чтобы плоть его сил

набиралась.

Выжидали положенный срок,

А потом раскаленный клинок

В мускулистую плоть

погружали.

Вынимали готовый клинок.

Крепче стали не ведал Восток,

Крепче стали и горше печали.

Учащиеся узнают о диких, жестоких нравах, характерных для рабовладельческого общества. Конечно, этот методический прием, как и другие, не универсален, не терпит постоянства и однообразия применения, и использовать его нужно органично, во взаимосвязи с другими приемами и методами, хотя сфера использования художественной литературы на уроке химии безгранична. Отрывки и примеры из литературных произведений, содержащие интересные описания тех или иных химических явлений, физических и химических свойств различных веществ и их применения в самых необычных ситуациях, могут быть приведены в качестве иллюстративного материала при изучении новой темы, при закреплении пройденного материала, при опросе.

Очень важно, чтобы материал урока был связан с конкретным жизненным опытом учащихся. Приведу несколько заданий, в которых идет речь о химических веществах, используемых в быту. На одном из обобщающих уроков по органической химии рассказываю:

«Герой одного научно-фантастического рассказа В.Котя - профессор, страстью которого было получение органического сырья из неорганического. Он продавал свои секреты фирме «Карбон унд Вассер», которая, как явствует из ее названия, для всех своих производств использовала в качестве исходного сырья только уголь и воду. Данное увлечение развилось у ученого еще в студенческие годы, когда преподаватель органической химии истязал своих учеников задачами на получение органических веществ из минерального сырья».

После этого предлагаю задания, чтобы выяснить, как это происходит:

1. Без полиэтилена в быту не обойтись. Как получить его из неорганического сырья?

2. В аптечке в пузырьке из темного стекла с этикеткой «Эфир для наркоза» притаился диэтиловый эфир. Как получить это вещество из неорганического сырья?

3. На кухне в шкафу стоит бутылочка с грушевой эссенцией, которую добавляют в сладкое тесто для запаха (по своей химической природе это этиловый эфир уксусной кислоты). Как получить это вещество из неорганического сырья?

4. В холодильнике по трубкам циркулирует фреон - это дифтордихлорметан. Как получить это вещество из неорганического сырья?

Такие задания учащиеся выполняют с большим желанием и интересом, чем традиционные и привычные им генетические цепочки превращений, и, как правило, с хорошим результатом. Такая деятельность поддерживает познавательный интерес, вызывает у них чувство успеха.

Наталья Снигирева, учитель химии СШ № 43, г. Воронежа, учитель года Воронежской области-2004