Очевидно, что профессия журналиста чрезвычайно широко востребована сегодня. Она увлекательна и, надо сказать, овеяна неким ореолом романтики. Журналист всегда стремится опережать события и быть в авангарде. Стоит только заинтересовать учащихся, позволить им приобщиться к этой профессии - и мотивация ребят к овладению навыками подбора, структурирования и преподнесения информации значительно повысится. Вовсе не обязательно, что все занимающиеся в школе журналистикой свяжут с ней свое будущее. Но соприкосновение с этим интереснейшим миром даст свои результаты - опыт творческого постижения новых граней русского языка.
Ориентируясь на предлагаемые сегодня разработки элективных курсов и имея некоторый опыт работы в печатном издании, я составила программу, адаптированную для учащихся 6-7-х классов. Целями курса журналистики стало показать разнообразие языка прессы, активизировать языковые и речевые навыки учащихся, развить их творческий потенциал, заинтересовать вопросами жанра и стиля русского языка. Занятия на элективном курсе журналистики также позволяют расширить кругозор учащихся, помогают им сформировать активную жизненную позицию.
В рамках курса учащиеся знакомятся с особенностями жанров и стилей СМИ, овладевают навыками написания статей различных жанров, а также практикуются в редактировании текстов. Кроме того, они приобретают опыт поиска и отбора материалов, посвященных определенной теме. Важно отметить, что кропотливая и системная работа с текстами ведет к повышению общей грамотности учащихся. Работа нашего кружка «Мастерская журналиста» продолжается второй год. Первый год обучения включал в себя значительный объем теории, второй год больше ориентирован на практику.
Как же изо дня в день развить у школьников умение работать с текстом, которое очень пригодится им в будущем? Каждое занятие в кружке журналистики начинается с лингвистической разминки. В нее входят небольшие по объему задания по стилистике, культуре речи, орфографии и пунктуации. Ребята получают карточки с заданиями. Им предлагается выбрать из предложенных вариантов один, подходящий к контексту, либо исправить ошибочное употребление слова, оборота, согласования. Задания для этой части урока можно найти в учебниках по стилистике, культуре речи, журналистике, в том числе и для студентов вузов. Материалы проходят строгий отбор, потому что упражнения должны быть доступны и интересны школьникам 12-14 лет. Оживить эту работу можно, подобрав примеры с забавными нарушениями речевых норм. Что интересно, далеко за наглядным материалом ходить не приходится. Учителю достаточно ознакомиться со свежей прессой и принести подходящий материал в класс. Позже можно подключить к поиску окказионализмов и журналистских ляпов самих ребят, им такая работа по душе.
Вторая часть урока посвящена теории. Разговор о журналистике следует начать с некоторых любопытных фактов из ее истории, задач и специфики профессии, видов СМИ. Ребятам интересно поговорить об онлайн-изданиях, стремительно развивающихся в Рунете и ставших альтернативой привычным печатным изданиям. Первые занятия элективного курса должны включать в себя повторение теории стилей языка, особое внимание стоит уделить публицистическому, так как именно с ним предстоит работать юным журналистам. В рамках изучения публицистического стиля нужно затронуть ораторское искусство. Ребята получат возможность выступить с публичной речью. В речи необходимо использовать все отмеченные на занятиях признаки публицистического стиля. Успешность подготовленной речи ребята оценивают сами. Главные критерии - убедительность оратора, грамотность языка, содержательность и злободневность, достиг ли выступающий целей, которые он ставил перед собой... Подготовленные участниками кружка выступления могут стать наглядной иллюстрацией к тому, как важно хорошо продумывать и четко структурировать публичную речь, в том числе устные доклады, ответы у доски. Многообразие жанров СМИ, признаки каждого - все это вошло в теоретическую часть занятий. В течение курса школьники изучают этапы работы над материалом - от составления плана до подбора заголовка, узнают, как подготовиться и взять интервью, сами формулируют главные заповеди журналиста.
На следующем этапе занятия ребята получают раздаточные газетные материалы, и начинается работа с готовым печатным текстом. Задачи перед школьниками ставятся самые разнообразные - восстановить план, по которому автор писал статью, найти особенности публицистического стиля либо конкретного жанра, найти и исправить допущенные нарушения стилистических норм... После изучения какого-либо жанра СМИ ребятам необходимо дать задание написать материал в этом жанре. В таком случае следующее занятие посвящается чтению и разбору принесенных текстов. Творческая часть занятия может быть посвящена и коллективной разработке структуры статьи определенного жанра. В такой творческой лаборатории можно попробовать разработать концепцию издания, коллективная работа будет очень интересной и плодотворной.
Второй год занятий журналистикой позволит углубиться в каждый из жанров, особенно много времени хочется посвятить жанру очерка, заметки, репортажа, интервью. Интересны для ребят будут встречи с профессиональными репортерами и редакторами, которые следует организовать преподавателю дополнительного образования. Также стоит включить в программу «полевые занятия» - выезды на интервью с людьми интересных профессий. Можно организовать походы в музеи или на выставки с целью побеседовать с их организаторами или авторами работ. Нужно более детально ознакомиться с композицией журналистского текста, ввести понятие «лида», предложить поработать с черновиком, отрабатывать навык редактирования текста.
Домашние задания для юных журналистов: поиск примеров текста какого-либо жанра, опубликованных в прессе, написание материалов на заданную тему, переписывание собственных текстов в соответствии с правками, сделанными в классе, на примере газетного материала проиллюстрировать особенности языка СМИ, определить тип заголовка, написать статью, используя повествование, описание и рассуждение... Также дома ребятам предлагается оформлять портфолио.
В качестве зачетной работы учащимся необходимо написать статью в определенном жанре, используя все его изученные особенности. Также на протяжении года проводятся небольшие проверочные работы по теории. Результатом работы за год может стать выход журнала, в который войдут лучшие статьи, написанные за год. Также по материалам курса журналистики интересно сделать презентацию.
После занятий с шестиклассниками в кружке журналистики в течение года я задала им вопрос, помог ли опыт, приобретенный на занятиях журналистикой, в школьной жизни. И ответ был положительный! Во-первых, ребята заметили, что им стало проще писать сочинения, так как каждая статья, как и любое сочинение, всегда начинается с плана. А как известно, этот этап всегда вызывает у школьников значительные затруднения. Во-вторых, стала более понятна структура любой работы, обязательность таких ее частей, как вступление и заключение, стало более очевидно их содержание. Ребята, занимавшиеся весь учебный год журналистикой, отмечали, что при подготовке докладов им легче собирать информацию, они приобрели навыки компиляции. И что особенно ценно, ученики могут отредактировать собственную работу, учитывая нормы стилистики языка. Все эти умения ребята приобрели на наших занятиях. Благодаря проделанной работе школьники значительно повысили уровень владения компьютером, получили большой опыт поиска нужной информации в Интернете. Конечно, этими новыми навыками они овладели еще не в совершенстве, но первый значительный шаг в нужном направлении был сделан.
Кроме того, ребята творчески подошли к заданиям, некоторые из них за лето написали интересные рассказы, результатом отдыха стали очерки о прошедшем лете, иллюстрированные фотографиями, фоторепортажи из интересных мест, которые они посетили.
Работа кружка продолжается. В течение первого полугодия наша редакция сотрудничала с окружной газетой «Юго-восточный курьер» и молодежным изданием «Город М», ребята побывали на пресс-конференции, готовят к выпуску очередной номер журнала «Шаги». Многие пишут рассказы. В ближайшее время их ждет встреча с профессиональным редактором, а также поездка в редакцию окружной газеты.
Таким образом, вряд ли кто сможет оспорить важность для школьника введенного в программу дополнительного образования курса журналистики. Тем более только журналистика как школьный предмет позволяет в большом объеме отработать навыки создания собственного текста и получения информации из любых источников, что особенно актуально в современной жизни. Кроме того, курс журналистики помогает ученикам лучше прочувствовать слово, научиться использовать выразительные средства родного языка, реализовать свои творческие и литературные способности.

Надежда Дагаева-Шейнина, учитель русского языка и литературы Центра образования №641 имени С.Есенина, Москва