Постановка проблемы. Этот этап урока продумываю особенно тщательно.

Пример. Математика, 6-й класс.

Запись на доске: 6 : 2 и 9 : 3.

Учитель: Как можно назвать выражения, записанные на доске?

Ученики: Отношения.

Учитель: Найдите значения отношений.

Ученики: 6 : 2 = 3, 9 : 3 = 3.

Учитель: Что можно сказать о значении этих отношений?

Ученики: Правые части равны, значит, и левые части тоже равны.

Учитель делает запись на доске: 6 : 2 = 9 : 3 или 6/2 = 9/3.

Учитель: Данные равенства будем называть пропорцией. Какова тема сегодняшнего урока?

Ученики: Пропорция.

В результате осмысления проблемы, поставленной в начале урока, у ребят, как правило, возникает желание найти неизвестное в этих равенствах. Затем ученики сами ставят цели, которые приведут к решению этой проблемы.

Пример (продолжение).

Учитель: Какие задачи мы поставили на уроке?

Ученики: 1. Выяснить, что называется пропорцией. 2. Научиться работать с пропорцией.

В 5-6-х классах для обработки практических навыков применяю групповую форму работы. Например, методика под названием «Хождение в гости».

Класс с помощью учителя делится на разноуровневые группы так, чтобы количество групп совпадало с количеством человек в группе. Каждая группа получает свое задание, соответствующее ее уровню усвоения данной темы.

Пример. Математика, 5-й класс.

Тема «Решение задач на дроби».

Задание для пяти групп. Первое - простое, пятое - самое сложное:

1) За два дня тракторист вскопал 44 га, причем в первый день он вскопал всего 7/11 поля. Сколько гектаров вскопал тракторист в первый день?

2) Тяжелая штанга весит 156 кг. Вес легкой штанги составляет 9/13 веса тяжелой штанги. На сколько килограммов больше весит тяжелая штанга?

3) Площадь поля 450 гектаров. 7/9 всего поля засеяно пшеницей, а 1/3 того, что засеяно пшеницей, отведено под овес. Сколько гектаров засеяно овсом?

4) Урок длится 45 минут. Учитель объясняет новую тему 2/5 времени всего урока, а 5/9 оставшегося времени ушло на решение задачи. Сколько минут решали задачу?

5) Завод изготовил 120 телевизоров сверх плана. 3/4 остатка отправили в больницу, а остальные - в детские сады. Сколько телевизоров было отправлено в детские сады?

Каждая группа решает свою задачу. Затем группы по очереди идут в «гости» к соседям и объясняют решение своей задачи. После представления каждой задачи проводится рефлексия: есть ли вопросы по решению? Если проблемы есть, то тут же их разрешаем.

Мою деятельность во время этой работы можно определить как консультант-контролер. Я оказываю помощь группам, которые в ней нуждаются, и в конце урока провожу контрольный срез.

Ольга Богомолова, учитель математики СШ №9, учитель года Костромской области-2003, Шарья, Костромская область