Образовательная технология: Метод проектов

Возраст учеников: 7– 9-е классы.

 

 Учащиеся школьных мастерских заработали за последние пять лет 62.108 рублей. На деньги, заработанные в мастерских, приобретается оборудование, материалы для мастерских, средства идут и на зарплату воспитанникам (10 % от стоимости работ). Введены чековые книжки на каждого воспитанника, занимающегося в мастерской. В них отражаются все виды доходов и расходов. Доходную часть составляет заработная плата, а расходную – деньги, потраченные на приобретение товаров для работы в мастерской.

 Умение согласовывать потребности с возможностями чрезвычайно важно для воспитанников интернатных учреждений, где бесплатные условия жизни, полное государственное обеспечение порождает в воспитанниках потребительское отношение и иждивенчество.

По традиции ежегодно в ДК поселка Кизема отмечается «День чести школы». Работает выставка-ярмарка для населения посёлка, на которой мы предлагаем рекламу изделий, выполненных руками воспитанников. Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми.

Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.

Основная задача - социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество.

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса мы  пересмотрели подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения. Метод обучения, благодаря которому дети понимают механизмы решения профессионально-трудовых проблем, учатся ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях, - это метод проектов.

Но данный метод имеет в специальной (коррекционной) школе и свои специфические особенности, подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную). И тогда деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности детей с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

Так как учащиеся с ОВЗ  не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, учитель должен им помочь. Ученики вместе с педагогом определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют ее направления.

Разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно. Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.

Для организации внеклассной работы в старших классах, когда учащиеся имеют необходимые знания и умения работы над проектом, можно предложить разработать более сложный групповой проект, например, ученическое ателье. Эта работа помогает школьникам сделать профессиональный выбор в новых социально-экономических условиях, дает дополнительную информацию по экономическим вопросам, приближает деятельность учащихся к реальным производственным условиям.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают практическими знаниями и умениями, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. А значит неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей среди выпускников с ограниченными возможностями здоровья будет меньше. (См. приложение I).

Наше ателье выполняет несложные заказы сотрудников школы по изготовлению и ремонту одежды, оказывает благотворительную помощь ветеранам - педагогам нашей школы, принимает другие социальные заказы школы. Конечно, наши выпускники не станут владельцами своих предприятий, и при организации такой работы встречается много трудностей, но положительные стороны очевидны:

– приобретение и использование необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями по данному профилю, которым можно рекомендовать обучение в ПУ);

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели - от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

  В 2006 – 2007 учебном году мы выиграли грант в размере 150 тысяч рублей, приняв участие во Всероссийском конкурсе инновационных проектов «Здесь и сейчас» фонда помощи детям-сиротам с проектом «Обновление содержания образования, связанного с углубленной трудовой подготовкой в коррекционной школе VIII вида».

Большую помощь в деле трудового обучения и воспитания оказывают нам различные организации и учреждения Устьянского района, города Архангельска, других городов России и зарубежья. Об этом можно прочитать в сборнике материалов первой заочной региональной научно-практической конференции «Развитие социального партнёрства в системе образования». Тема: «Социальное партнёрство и проектная деятельность».

                                                                                             

Результативность деятельности

Изделия  учениц выставлялись на Межрегиональной выставке «Ссыпчина» (2007), в ГОУ «АО ИППК РО» (2007),  в Устьянском краеведческом музее (2007), на Межрегиональном фестивале «Цветы России» (2008), на областном фестивале «Весенняя капель» (2008), в УДЮЦ п. Октябрьский  Устьянского района (2008).

Девочки  занимают призовые места, получают дипломы, грамоты, ценные подарки:

2004 г. –  грамоты за творческие работы,  представленные на районной выставке декоративно – прикладного творчества «Традиционные Устьянские ремёсла»;

2006, 2008 г.г. – грамоты за отличные работы, представленные на выставках «Поделка- 2006, 2008»;

2008 г. – диплом областного фестиваля детского творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Весенняя капель - 2008» в номинации «Декоративно – прикладное творчество» за творческую работу «Шаль»;

2009 г. – грамоты за активное участие в районной выставке детского декоративно-прикладного творчества «Новогодние сувениры».

 

Библиография:

1. Домашняя энциклопедия. Всё для дома. – Ростов-на-Дону, 1994.

2. Карельская И.Ю., Власова А.А., Лепина Т.П. Для тех, кто вяжет. – СПб, 1992.

3. Мульги А.Я. Рукоделие в школе. – М., 1971.

4. Пономаренко Л. Вязание одежды кружевом и ажуром. Идеи из бабушкиного сундука. – Ростов-на-Дону, 2005.

5. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., 1992.

6. Фомичёва Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. – М., 1992.

7. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком. М., 1986.

 

Тамара Копылова, заместитель директора по УВР, Валентина Исакова, учитель технологии Киземской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

 

Приложение I к данному материалу см. в прикрепленном файле.

Иллюстрация с сайта chessur.intwayblog.net