Поиск

Часто человеку бывает сложно четко определить круг своих интересов. Чтобы облегчить поиск «своей» темы, первые дни смены посвящены обзорным экологическим, географическим, историческим экскурсиям по окрестностям города. Ребята знакомятся с видовым разнообразием растений и животных, составляют географические карты микрорайона своей школы, изучают археологические срезы и климатические особенности региона, намечают объекты для более тщательного изучения и оказания экологической помощи.

Работа координируется руководителем, но он непрерывно провоцирует ребят на проявление активности и организаторских способностей.

Так, по собственной инициативе ребята подсчитали все автомобили, проезжающие за день мимо школы, а затем попытались высчитать долю выхлопных газов в атмосфере. Вот тут-то они и узнали, что уже много лет выпускается неэтилированный бензин.

По желанию ребят в городе провели своего рода соцопрос, у людей спрашивали: «Что является плодом картофеля?», «Сможете ли вы отличить ель от сосны?», «Назовите пять видов лекарственных растений».

На одной из экскурсий ребята заметили, что на протяжении одного километра мы прошли и по лугу, и по лесу, и вдоль реки. Услышали до 20 голосов разных птиц, нашли 3 вида растений, занесенных в «Красную книгу России», заметили земноводных и пресмыкающихся. И тут появилась идея – создать экологическую тропу. Но для того чтобы проводить экскурсии, необходимо наблюдение.

Наблюдение

Каждый выбрал объект по своему характеру. Одни занялись изучением голосов птиц. Для этого приходилось вставать в 4-5 утра и, двигаясь по выбранному маршруту, фиксировать места их расположения. Голоса записывали на магнитофон, а затем при помощи специалиста определяли, кому они принадлежат. Маршрут повторялся до трех раз в день, чтобы определить активность поведения птиц в разное время суток. Составлялась карта.

Другие занялись изучением растений. Составляли гербарии. Велась работа с определителями. Ребята учились по поведению разных растений определять, который час, экспериментально выявлять необходимые составляющие для фотосинтеза, подбирали различные оттенки зеленого цвета, запоминали названия растений.

Третьи наблюдали за жизнью муравьев, четвертые считали лягушек, пятые искали вредителей, шестые изучали обитателей реки, а седьмые делали химический анализ воды. Работа нашлась для всех. Утром, вечером, иногда даже ночью вели ребята наблюдение за нашей тропой.

Описание

«Знаешь сам – поделись с товарищем», - вот девиз этого этапа работы. Начался активный обмен информацией. Каждый имел возможность высказаться по своей теме, продемонстрировать наработки, поделиться сомнениями. Здесь начиналось самое сложное – отбор информации, составление экскурсии. Конечно, экскурсоводом по тропе хотел быть каждый, но для этого необходимо владеть всем материалом.

Надо знать, чем песня зяблика отличается от песни дрозда, суметь продемонстрировать работу химической «экспресс–лаборатории», отличить речной гравелат от городского, а самку лягушки от самца. Вот тут появляются вопросы.

Вопросы

Руководитель, конечно, поможет. То есть подскажет, в какой книге искать ответ, какой видеоматериал просмотреть, с каким гербарием поработать, к кому из группы обратиться за консультацией. Самый творческий момент работы лагеря – конкурс на лучшую экскурсию. Жюри очень требовательное и строгое – это ребята из других лагерей: математического, интеллектуального, краеведческого, актерского, малыши со школьной площадки и дошколята. Самые маленькие задают всем вопросам вопросы! А экскурсовод должен ответить - ведь он готовился к этому экзамену.

23 человека в группе – 23 экскурсии, 23 победы. Победы над самим собой, над обстоятельствами, над невежеством. А главное, у ребят появляется потребность смотреть по сторонам, искать, наблюдать, описывать, задавать вопросы.

Во время работы лагеря вся энергия тратится на работе. У нас не бывает проблем «недоеденной каши», несдержанности и плохого настроения.

Ольга Смирнова, учитель биологии СШ №2 г. Кудымкара, учитель года Коми-Пермяцкого автономного округа-2003