Человек живет в обществе, объединяясь в большие и маленькие группы: семью, дружеский и трудовой коллективы и т.д. Самое большое объединение людей называется человеческим обществом.


Подумайте и скажите, в какие группы объединяетесь вы?

Попробуйте посчитать, членами скольких групп вы являетесь одновременно.

Человек не может жить без общества. И прекрасная сказка Р.Киплинга «Маугли» остается сказкой. Реальный мальчик, выросший в джунглях, так и не стал бы человеком! А прообраз Робинзона Крузо, приключения которого описаны Даниэлем Дефо, почти забыл родной язык и впал в полудикое состояние.

Главный закон человеческого существования - это объединение с другими людьми. Совместная жизнь людей называется общественной жизнью. Потребность в обществе называется общественным чувством.

Как вы думаете, обладаете ли вы общественным чувством? Чтобы быть гражданином, надо обладать развитым общественным чувством, постоянно ощущать себя активным соучастником жизни как близких, так и не близких, а иногда и очень далеких людей.

Понятие «гражданин» находится в тесной связи с понятием «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности.

В современном языке слово «гражданин» имеет два основных значения:

1. Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставленные законами этой страны, исполняет все установленные ею обязанности.

2. Гражданин - это человек, который знает свои права и обязанности, обладает общественным чувством в больших и малых делах. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло в русскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.

Гражданин - это не звание, не особое преимущество. Граждане - это простые, обычные люди, но быть гражданином совсем непросто.

В Древней Греции, в городе Афины, жил великий философ Сократ. Он учил сограждан быть истинными гражданами, рассуждать, понимать, что и почему они делают. Не всем это нравилось. Сократа обвинили в том, что он портит нравы юношества и поклоняется другим богам. На суде философ отверг все обвинения, но его приговорили к смертной казни. Его казнили не сразу: был праздничный месяц, и все казни откладывались. Охранники не стерегли его. Друзья предлагали ему бежать. Сократ категорически отказался, сказав, что, убежав, он предаст самого себя. Во время казни ему подали чашу с ядом, и он ее выпил.

Почему Сократ не убежал?

Что означают его слова «предать самого себя»?

Давайте вспомним сказку Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Прожил премудрый пескарь в норе, дрожа от страха, сто с лишним лет. Все дрожал и дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, и к нему никто не заходил. Только дрожит и одну думу думает: «Слава Богу! Кажется, жив!» Когда он умирал, вся жизнь пронеслась перед ним. Какие у него были радости? Кого он утешил? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать отрицательно. Он жил и дрожал - только и всего. Даже теперь, когда смерть стоит у порога, он все дрожит, сам не знает из-за чего.

Объясните, как сказка связана с темой сегодняшнего урока.

Почему долгая безопасная жизнь не принесла Премудрому пескарю счастья?

Кого он в конце концов обманул?

Кого высмеивает в сказке Михаил Салтыков-Щедрин?

Анна Романова, заслуженный учитель РФ, Москва