Пояснительная записка

Учащиеся знакомятся с профессией дизайнера-графика, с каноническими видами прикладной, оформительской, деловой и чертежной графики, закономерностями шрифтового оформления, использованием фотографии в публикациях и печатной рекламе.

Курс рассчитан на тех, кто уже имеет представление о некоторых возможностях компьютерных технологий, в том числе и графических средствах ЭВМ из курса «Информатика и ИКТ», и изучал предметы «Изобразительное искусство» и «Черчение» по программе общеобразовательных школ.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу, пробуждающую творческую активность школьников. Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ на ПК и домашних эскизов на бумаге. Конкретный материал, очередность и сроки выполнения работ - все это определяет учитель.

Задачи и упражнения должны носить творческий и индивидуальный характер.

Под творческим проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя.

Использование метода проекта позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку. Рассчитан на 34 часа (8-й класс) и 68 или 34 часа (9-й класс) соответственно. Из них 1/3 учебного времени отводится на теоретическое обучение и 2/3 - на практическое обучение.

Спецкурс «Компьютерный дизайн» для учащихся 10-11-х классов рассматривается как продолжение образования и направлен на профильную подготовку учащихся. На изучение курса отводится 136 часов (2 часа в неделю).

«Компьютерный дизайн»

(спецкурс для учащихся 8-11-х классов общеобразовательных школ)

Содержание курса

 (27 ч)

Компьютерная графика. Что такое компьютерная графика? Применение машинной графики в науке, технике, искусстве, в учебном процессе. Перспективы использования компьютерной графики в различных сферах деятельности человека. Виды компьютерной графики: растровая, векторная, достоинства и недостатки, области применения. Графическая система компьютера. Устройства ввода-вывода графической информации. Их основные характеристики и принципы работы. Компьютерные цвета. Цветовое разрешение. Основные форматы графических файлов.

Растровый графический редактор Paint. Интерфейс, инструменты и приемы работы в графическом редакторе. Графические примитивы. Инструменты рисования: карандаш, кисть. Выделение и трансформация выделенной области. Копирование, удаление, перенос. Работа с текстом. Редактирование цвета. Работа с файлами: сохранение в разных форматах, открытие, закрытие файлов. Векторный графический редактор Xara. Интерфейс, инструменты и приемы работы в графическом редакторе. Графические примитивы. Инструменты рисования. Геометрические операции с объектами. Заливки.

Основы дизайна. Художественные критерии изображения: форма, пропорции, цвет, композиция. Общие понятия из области цветоведения и композиции. Понятие перспективы. Пропорции рисованных объектов. Понятие о шрифтах. Дизайн: история, виды. Графический дизайн. Прикладная графика (экслибрис, герб, фирменный знак, монограмма, логотип). Оформительская графика. Орнаменты: виды орнаментов народов мира. Декоративные украшения книги: буквица, заставка, концовка, иллюстрация. Новогодние фантазии: символика и атрибутика новогодних праздников. Пейзаж. Натюрморт. Витраж.

Требования к уровню подготовки учащихся

Компьютерная графика и дизайн

Учащиеся должны знать: Что такое компьютерная графика; виды компьютерной графики, достоинства и недостатки, области использования; графическую систему компьютера; устройства ввода-вывода графической информации и принципы их работы; основные графические форматы: bmp, gif, jpg. Возможности графического редактора Paint. Основы цветоведения, построения композиции, перспективы, пропорции.

Учащиеся должны уметь: Работать с основными устройствами ввода-вывода информации; приводить примеры использования графики в жизни.

Эффективно работать в графическом редакторе Paint; использовать приемы рациональной работы для создания изображений.

Творческое проектирование

Учащиеся должны знать: Алгоритм создания проекта.

Учащиеся должны уметь: Выбрать тему, организовать поиск информации. Выполнять работу в намеченные сроки. Составлять эскизы. Защитить проект.

Перечень учебно-методического обеспечения

Требования к технике

Для поддержания предлагаемого программного обеспечения компьютерная техника как минимум должна соответствовать следующим требованиям:

CEL 700/ 128Mb/20Gb/ 1,44/8Mb VIDEO/ CD ROM/ SB/ KEYB/MOUSE

Монитор 15"SAMSUNG

Принтер

Сканер и др.

Графический планшет

Проектор

Экран или интерактивная доска

Программное обеспечение:

Windows-9x/2000/XP

Графический редактор Paint

MS Word-2000

PowerPoint

Учебно-методическое обеспечение:

раздаточный материал

демонстрационные презентации

электронный учебник «Рисуем на компьютере»

 

9-й класс.

Учебно-тематический план. 68 часов (34 часа)      

Содержание курса

Компьютерная графика и дизайн (50 (26) ч)

Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Векторная графика. Достоинства и недостатки, области применения компьютерной графики. Цветовые модели. Основные форматы графических файлов. Форматы векторных изображений. Конвертирование векторного изображения в растровое.

Векторный графический редактор CorelDRAW. Интерфейс программы. Инструменты, панель свойств, меню. Основные приемы построения изображения. Графические примитивы, настройка параметров. Заливка: однородная, градиентная, текстурная, узором. Многоцветная градиентная заливка, интерактивная заливка, интерактивная заливка сеткой. Инструменты рисования: свободная рука, кривая Безье, кисть. Редактирование и трансформация объектов. Придание объекта посредством инструментов: интерактивное перетекание, интерактивная заливка, перспектива. Интерактивная оболочка. Работа с текстом, фигурный текст. Геометрические операции с объектами. Эффекты.

(Растровый графический редактор Corel Photo Paint. Инструментарий Corel PhotoPaint. Коррекция изображения. Техника ретуширования. Применение художественных эффектов. Техника выделения областей изображения. Инструменты выделения. Действия с выделенной областью: масштабирование, поворот, искажение выделенной области. Коррекция области: изменение яркости и контраста. Спецэффекты. Копирование, вставка объектов. Склеивание объектов. Создание коллажей. Создание поздравительной открытки или календаря. Инструменты свободного рисования. Использование кистей, аэрографа, карандаша, ластика. Выбор цвета кисти. Выбор формы и параметров киста. Вставка надписей. Печать изображений.)

Основы дизайна. Знакомство с графическим дизайном; сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека. Художественные критерии изображения: форма, пропорции, цвет, композиция. Общие понятия о перспективе. Композиционные приемы. Основные виды шрифтов и их классификация. Требования, предъявляемые к шрифтам. Основные цвета. Цвета теплые и холодные. Дополнительные цвета. Сочетания цветов. Разработка товарных знаков и логотипов. Дизайн печатных документов: визитка, приглашение, открытка. Новогодний декор, символика и атрибутика новогодних праздников. Пейзаж. Натюрморт. Панно. Рисование героев мультфильма. Художественная обработка фотографий. Фотоколлаж.

Творческое проектирование (18 (8) ч)

Виды и этапы дизайн-проекта - набросок, эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный проект. Виды и этапы проектирования. Выполнение проекта «Оформление печатных изданий: реклама, плакат, грамота, поздравительная открытка».

Требования к уровню подготовки учащихся

Компьютерная графика и дизайн

Учащиеся должны знать: Виды компьютерной графики, особенности векторной графики, достоинства и недостатки, области применения. Форматы графических файлов, в том числе векторных. Цветовые модели. Возможности программы CorelDRAW, инструментарий, приемы работы. Виды шрифтов. Понятие перспективы, композиционные приемы.

Творческое проектирование

Учащиеся должны знать: Алгоритм создания проекта

Учащиеся должны уметь: Выбрать тему. Составлять план действий. Выполнять работу в срок. Самостоятельно изучать информационные источники. Проводить мини-маркетинговые исследования. Составлять эскизы. Защищать проект.

Перечень учебно-методического обеспечения

Требования к технике

Компьютерная техника, как минимум, должна соответствовать следующим требованиям:

CEL 700/ 128Mb/ 20Gb/ 1,44/ 8Mb VIDEO/ CD ROM/ SB/ KEYB/MOUSE, монитор 15" SAMSUNG

Принтер, сканер, графический планшет и др.

Проектор, экран или интерактивная доска

Программное обеспечение:

Windows-9x/2000/XP

CorelDraw 10

Corel Photo-Paint 10

MS Word-2000

PowerPoint

Учебно-методическое обеспечение:

лабораторные и практические работы

раздаточный материал

демонстрационные презентации

электронный учебник «Как рисовать на компьютере», электронный учебник «CorelDRAW 10».

Содержание курса «Компьютерная графика и дизайн» (52 ч)

Основы дизайна. Зарождение и становление дизайна. Форма и композиция в дизайне. Композиция. Законы композиции. Виды композиции. Разработка композиции. Принципы построения композиции. Виды композиции. Цветоведение. Роль цвета в создании гармоничной композиции. Сочетание цветов. Воздействие цвета на человека. Шрифты. Графические решения композиции, формообразования и цветоведения средствами пакета PhotoShop. Решение цветового оформления изделия или группы предметов инструментами пакета PhotoShop.

Основы растровой графики. Основные характеристики изображения: размер изображения, разрешение изображения, глубина цвета. Цветовые модели и палитры. Достоинства и недостатки растровой графики. Форматы растровых изображений. Способы получения цифровых изображений. Средства просмотра изображений. Средства обработки изображений. Технические средства дизайн-технологии. Сканирование графических изображений. Параметры сканирования. Печать изображений. Цифровой фотоаппарат.

Графический редактор PhotoShop. Интерфейс программы. Основные принципы работы в программе. Изменение размеров изображения. Инструменты, управление параметрами инструментов. Изменение разрешения. Обрезка изображения. Коррекция изображений. Ретуширование. Выделение областей и трансформация. Слои изображения. Инструменты рисования. Заливка. Градиент. Маски и каналы. Применение фильтров: корректирующие и фильтры эффектов. Работа с текстом.

Основы рекламы. История и задачи рекламы. Виды и классификация рекламы. Социально-правовые аспекты рекламной деятельности. Реклама и психология. В мире шрифта.

Деловая графика. Диаграммы. Графики. Карты. Схемы. Изобразительные диаграммы. Офисные приложения Windows.

Фотографика. Фотографирование. Применение эффектов PhotoShop. Объединение фотографии, текста и рисунка. Коллаж.

Творческое проектирование (16 ч)

Творческий проект. Выбор темы. Алгоритм выполнения проекта. Разработка идеи выполнения проекта. Выбор и анализ объекта. Оформление проекта. Защита проекта. Темы проектов: открытки, календари, выпускные фотографии, фотоколлажи.

Требования к уровню подготовки учащихся

Компьютерная графика и дизайн

Учащиеся должны знать: основные характеристики растрового изображения; достоинства и недостатки. Цветовые модели и палитры. Форматы растровых изображений. Способы получения цифровых изображений. Средства обработки изображений. Интерфейс программы PhotoShop. Основные принципы работы в программе. Инструментарий программы. Принципы построения композиции. Виды композиции. Основы цветоведения. Роль цвета в создании гармоничной композиции. Сочетания цветов. Воздействие цвета на человека. Приемы работы с техническими средствами: цифровым фотоаппаратом, сканером, принтером. Техника безопасности. Задачи рекламы. Виды и классификация рекламы. Социально-правовые аспекты рекламной деятельности. Влияние рекламы на психологию человека. Возможности офисных приложений. Виды диаграмм. Принципы построения схем. Виды фотографии. Возможности PhotoShop при обработке фотографий и создании художественных, стилизованных изображений.

Учащиеся должны уметь: составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов; использовать цветовое решение, композиционное в дизайне продукции; эффективно работать в PhotoShop; организовывать рабочее пространство. Создавать средствами ПК типографскую продукцию: буклеты, грамоты, рекламные плакаты, иллюстрации к литературным произведениям, макеты газет и журналов; работать с цифровой фотографией: создавать фотоколлажи, реставрировать и корректировать фотографии. Работать с принтером, сканером, фотоаппаратом. Выбирать параметры при сканировании, фотографировании. Рассчитывать размер печатного оттиска изображения. Создавать рекламные продукты: календарь, открытку, фотоколлаж. Работать с текстом. Создавать объекты деловой графики средствами офисных приложений Windows. Создавать композиции, используя возможности PhotoShop. Обрабатывать цифровые фотографии. Создавать стилизованные изображения с помощью эффектов программы Photoshop и других приемов.

Творческое проектирование

Учащиеся должны знать: алгоритм создания проекта.

Учащиеся должны уметь:выбирать тему, содержание. Составлять план действий. Выполнять работу в намеченные сроки. Самостоятельно изучать информационные источники. Составлять эскизы. Защищать проект.

Содержание курса «Основы художественного конструирования» (6 ч)

Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию. Изучение факторов, влияющих на формообразование. Изучение аналогов. Краткие сведения о перспективе. Понятие о макетировании, классификация макетов. Достоинство объемных проектов. Имитация макетных материалов на ПК - для приближения их внешнего вида к действительности.

Основы web-дизайна (24 часа)

Средства создания web-страниц. Язык гипертекстовой разметки страниц. Основные понятия сайтостроения. Средства создания web-страниц: визуальные редакторы и язык гипертекстовой разметки страниц. Технологические этапы создания web-сайта. Структура программы. Размещение и оформление текста. Списки. Оформление документа. Структура web-сайта. Система навигации на сайте. Гипертекст. Программирование гиперссылок. Графика. Программирование графики. Таблицы. Использование таблиц для размещения информации на экране. Основные компоненты web-страницы и способы их визуального представления. Эргономика сайта. Тестирование и отладка сайта.

Дизайн в Internet: задачи, подходы, решения. Возможности современных программ, используемых для создания web-страниц. Визуальный редактор FrontPage. Создание сайта с фреймовой структурой. Задание цветового оформления. Выбор цветовой схемы. Распределение информации по разделам сайта. Знакомство с редактором Flash. Рисование. Работа с цветом, группами, текстом, растровой графикой. Различные способы трансформирования объектов. Импорт из других приложений. Работа с библиотекой эталонов. Создание анимации. Создание элементов навигации. Использование GIF-анимации и роликов FLASH в баннерной рекламе.

Подготовка графики для web-страниц. Форматы графических файлов, используемых на web-страницах. Преобразование графических форматов. Средства подготовки графики. Рисунки с прозрачным фоном. Кнопки навигации. Баннеры. Анимация. Карты ссылок. Ролловеры (первичные, вторичные). Оптимизация графики.

Моделирование трехмерных объектов (16 ч)

Пакет 3D графики для визуализации ландшафтов Corel Bryce5. Интерфейс. Основные понятия. Приемы работы. Работа с примитивами. Выбор материала. Редактор текстур. Редактор местности. Создание ландшафтов. Настройки. Импортирование растровых изображений. Анимация.

Творческое проектирование (26 ч)

Творческий проект. Выбор темы. Алгоритм выполнения проекта. Разработка идеи выполнения проекта. Выбор и анализ объекта. Небольшие маркетинговые исследования. Оформление проекта. Защита проекта.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основы web-дизайна

Учащиеся должны знать: основные понятия web-дизайна, средства создания web-страниц, основные принципы построения сайта. Технологические этапы создания web-сайта. Требования к оформлению сайта. Структуру программы. Основные теги языка HTML. Форматы графических файлов для интернета. Средства подготовки графики. Основные компоненты web-страницы и способы их визуального представления. Условия использования и применения анимации в интернете. Способы сжатия объемов файлов. Специфику дизайна в Internet, задачи, подходы, решения. Возможности современных программ, используемых для создания web-страниц. Интерфейс и приемы работы в визуальном редакторе FrontPage. Технологию создания сайта с фреймовой структурой. Возможности редактора Flash. Кроме того, иметь представление о профессии web-стилиста.

Учащиеся должны уметь: разработать страницу web-сайта. Создавать графические и анимированные изображения для интернета: рисунки с прозрачным фоном, кнопки навигации, баннеры, анимационные картинки, карты ссылок, ролловеры (первичные, вторичные). Оптимизировать изображения. Преобразовывать графические форматы. Разработать сайт с фреймовой структурой средствами визуального редактора FrontPage. Работать в программе Flash. Создавать графические объекты, элементы навигации, несложные анимации.

Моделирование трехмерных объектов

Учащиеся должны знать: понятие «трехмерная графика», основные понятия трехмерной графики. Принципы создания трехмерных объектов. Интерфейс программы Corel Bryce5, приемы работы; возможности программы по созданию трехмерных изображений.

Учащиеся должны уметь: создавать трехмерные компьютерные модели средствами изученных редакторов. Работать с примитивами. Выбирать материал.

Творческое проектирование

Учащиеся должны знать: последовательность выполнения проекта.

Учащиеся должны уметь: выбирать тему, определять проблему. Составлять план действий. Выполнять работу в намеченные сроки. Самостоятельно изучать информационные источники. Проводить небольшие маркетинговые исследования. Составлять эскизы. Выполнять графический проект изделия с учетом требований художественного конструирования в изученных средах. Защищать проект.

Татьяна Быкова, учитель информатики школы №6, Качканар, Свердловская область