Большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Понятие «родительская забота» ограничивается в лучшем случае «одеждой, едой, крышей над головой», отсутствие общения, взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, снижению работоспособности. Из всех разнообразных дефектов социализации наиболее опасными являются семейные дефекты, а  именно:

- рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка;

-  увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;

- разрушение системы «родитель – ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;

 - увеличение семей «социального риска».

Семья «социального риска» – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны только усугубляют ситуацию. Соответствующий образ жизни усваивают и дети.  

Условно выделяют следующие типы таких семей:

- педагогически-некомпетентные (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребенок предоставлен самому себе, безнадзорен, родители не осведомлены о его интересах);

- нравственно-неблагополучные (родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, не работают, освободились из мест лишения свободы);

- конфликтные (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, отсутствует единство требований, родители раздражительны, озабочены лишь своей жизнью);

- малообеспеченные, многодетные (отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость организмов детей болезням, приводит к частому соматическому ослаблению организмов, истощению);

-  опекаемые (отсутствие доверительных отношений в силу того, что ребенок – «чужой», незнание опекунами своих прав и обязанностей).

Проанализировав социальный паспорт школы (Приложение № 1), мы сделали вывод, что количество таких семей из года в год растет. Школа - социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Задача школы сегодня – помочь родителям обеспечить развитие ребенка, создав необходимые для этого условия, способствовать оптимизации взаимодействия родителей с детьми, организовать социальную, психолого-педагогическую, эмоциональную поддержку в воспитании детей и для снижения накала жизненных трудностей.

На это  направлена программа «Вместе». Настоящая программа рассчитана на 3 года. Она предполагает участие детей, родителей, педагогов.

 

Кадровое обеспечение

Заместитель директора по воспитательной работе:

- планирует воспитательную деятельность; составляет развернутый план; оказывает помощь в составлении планов  другим участникам процесса;

- координирует работу специалистов;

- осуществляет контроль за индивидуальной работой с семьей; организует просветительскую работу для родителей; информирует участников; анализирует результат деятельности.

 

Педагог-психолог:

- оказывает помощь в исследовании эмоционального фона семьи, определении типа семьи;

- выясняет особенности детско-родительских отношений;

- разрабатывает рекомендации;

- осуществляет коррекционную работу.

 

Социальный педагог:

- оказывает помощь в исследовании социальных  факторов, негативно влияющих на семью, на ребенка;

- осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами, отделом опеки, КДН, УСПН,

- составляет план работы с конкретной семьей.        

 

Медицинский работник:

- осуществляет контроль за проведением медосмотров; информирует родителей и классных руководителей о состоянии здоровья обучающихся;                                  

- взаимодействует с педиатром и работниками поликлиники.

 

Классный руководитель:

- вовлекает детей и родителей в мероприятия согласно плану;

- доводит рекомендации до родителей;

- способствует формированию положительной мотивации у детей и родителей.

 

Целевой блок

Цель: создание смысловых, содержательных и технологических условий для объединения усилий субъектов профилактики по работе с семьей «социального риска», направленных на реабилитацию неблагополучных семей, укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей  и традиций.

 

Задачи:
- провести диагностику и определить социально-педагогические и психологические проблемы, выявить положительные и отрицательные стороны семьи;

- способствовать формированию активной позиции всех субъектов профилактики, опираясь на принцип партнерского общения и сотрудничества;

- создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей;

- повысить психолого-педагогический уровень родителей;

- способствовать развитию навыков сотрудничества родителей со своим ребенком;

- нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка через правовое просвещение;

-  выявлять, поддерживать и развивать  воспитательный потенциал семьи;

- формировать новую позитивную стратегию и тактику через коррекцию детско-родительских отношений.

 

Принципы построения программы:

- принцип гуманизации;

- принцип системности и последовательности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип комплексного воздействия.

 

Сроки реализации программы

Программа реализуется в три этапа

1  этап (2009-2010): диагностический

- выявление семей «социального риска»;

- изучение образа жизни семьи;

- выяснение особенностей семейного воспитания;

- выявление взаимоотношения семьи и школы;

- выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений

- выявление проблем и трудностей семей.

2 этап (2010-2011): содержательно-деятельностный

- составление плана совместных действий;

- реализация мероприятий.

3 этап (2011-2012): рефлексивный

- анализ промежуточных и конечных результатов;

- соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

 

                                                   Ожидаемые результаты

Реализация программы  предполагает:

 - уменьшение количества семей «социального риска», уменьшение количества детей девиантного поведения;

- повышение педагогической и правовой культуры родителей, родительской компетенции;                      

- позитивное изменение статуса детей «группы социального риска» в коллективе класса;

- снижение накала трудностей в семьях «социального риска».

 

Возможные риски, негативные последствия:

- психическая напряженность родителей;

- психологическая защита родителей и детей;

- объективные причины (независящие от  школы: отсутствие жилья, материальный недостаток, отсутствие работы).

 

Координация и контроль

Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, руководитель методического объединения классных руководителей, которые анализируют ход выполнения программы, вносят предложения по ее коррекции, осуществляют информационное и методическое обеспечение, координируют взаимодействие участников реализации программы. Промежуточные и конечные итоги по реализации программы обсуждаются на педагогическом совете.

 

Алгоритм реализации программы

Вид деятельности

 Цель

Период

Ответственный

1 этап: диагностический

1

Разработка и подбор методик, диагностик.

 

Выбор оптимальных средств и методов работы

октябрь– декабрь

2009 г.

Зам. директора по воспитательной работе; социальный педагог

2

Диагностика обучающихся и их семей [Приложение №2,№3,№4,№5 ]

Выявление семей «социального риска»

январь–февраль

2010 г.

Классные руководители, социальный педагог, психолог

3

Составление банка данных на семьи «социального риска»

 

Систематизация

информации  

март 2010 г.

Социальный педагог

2 этап: содержательно-деятельностный

4

Разработка содержания, форм и методов работы с семьями в  зависимости от

выявленной проблемы

Составление  плана действия с конкретной семьей.

апрель - май

2010г.

Зам. директора по воспитательной работе;

 социальный педагог, психолог;

классные руководители

5

Привлечение семей и обучающихся  для организации и проведения мероприятий.

Коррекция,

просвещение, оказание помощи.

в течение 2010 – 2012 учебного года

классные руководители;

соц. педагог;

психолог.

3 этап: рефлексивный

6

 Выявление результативности программы

- анализ  состояния социального благополучия семей;

- анализ   детско-родительских отношений.

 

Определение эффективности программы.

март - апрель

2012г.

Зам. директора по воспитательной работе;

социальный педагог;

психолог.







План реализации программы

Мероприятие

Формы и методы

Ответственный

Ожидаемый результат

1

 

Изучение семьи

  

Наблюдение, посещение,

обследование жилищно-бытовых условий [Приложение № 6],  знакомство с членами семьи, анкетирование, беседы, опрос.

Классные руководители, социальный педагог.

 

Выявление семейных проблем,  определение их характера.

 

2

Составление плана действий [Приложение № 9]

Разработка индивидуальных программ, карт [Приложение № 7],[Приложение №8]

Зам. директора  по ВР,

социальный педагог, психолог,

медицинский работник, классный руководитель

Подробная инструкция по работе с конкретной семьей

 

3

Индивидуальная работа

 Беседы с детьми и родителями, консультирование, тестирование.

Классные руководители, психолог,

социальный педагог

Оказание помощи в сложных ситуациях.

4

Психолого-педагогическое просвещение по темам:

«Ответственность родителей».

«Семья – залог успеха или ?..».

«Здоровье наших детей».

«Особенности возраста».

«Права и обязанности опекунов»

Родительские собрания,

- демонстрация видеоматериалов;

- родительские конференции;

- дискуссии;

- встречи со специалистами;

- круглые столы;

- выпуск информационных листовок, буклетов

 

Зам. директора  по ВР,

социальный педагог, психолог,

медицинский работник, классный руководитель,

 

Повышение уровня психолого-педагогической и правовой культуры.

5

Коррекционная работа

 

 Групповая работа, психогимнастика,

 ролевые игры, тренинги, занятия с детьми и родителями [Приложение № 10][Приложение № 11].

Психолог,

соц. педагог

Формирование самосознания, отработка навыка принятия решений, навыка решения конфликтов, навыка общения родителей с детьми.

6

Совместная деятельность

 

Вовлечение в деятельность:

- спортивные мероприятия:

 «Мама, папа, я – спортивная семья»;

«Ловкий, смелый, быстрый, умелый»

- субботники,

- литературные гостиные: «Традиции моей семьи»;

- экскурсии;

- ярмарки;

- поездки на природу;

- выставки семейного хобби.

Зам. директора  по ВР,

социальный педагог, психолог,

классный руководитель,

 

Создание положительных мотиваций у родителей и детей.

 

7

Оказание помощи

- акция «Забота»;

- организация дотационного питания;

-  определение досуга;

 - организация летнего отдыха, оздоровления, временной занятости.

Зам. директора  по ВР,

социальный педагог, классные руководители.

Материальная поддержка семьи в приобретении необходимых вещей, учебников;

организация досуговой занятости, отдыха детей.

8

Привлечение специалистов правоохранительных органов, УСПН, отдела опеки, здравоохранения

-выступления на родительских собраниях;

-рейды в семью;

- Советы профилактики;

-заседание КДН при Администрации г. Абакана;

- информирование субъектов профилактики о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Зам. директора  по ВР,

 

социальный педагог.

Скоординированность и согласованность действий участников воспитательного процесса.

 

 

Галина Давыдова, классный руководитель 5 «Б» класса, учитель русского языка и литературы, социальный педагог средней школы №19 города Абакана Республики Хакасия, участница VI конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Приложения - во вложенном файле.

 

Иллюстрация с сайта www.cirota.ru