Достоинства ИКТ очевидны. Они позволяют:

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

- рационально сочетать коллективные формы работы с индивидуальным подходом в обучении;

- стимулировать познавательную активность и самостоятельность учеников;

- активизировать деятельность каждого учащегося.

Основные варианты использования ИКТ в образовательном процессе:

- мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками;

- работа с электронными учебными изданиями;

- работа с компьютерными тренажерами, как готовыми, так и созданными самостоятельно;

- поиск информации непосредственно в сети.

Особое место в этом списке занимают компьютерные презентации.

Многие учителя биологии используют в своей работе программы PowerРoint, OpenOffice Impress для создания электронных презентаций. Их применение делает уроки биологии более насыщенными и интересными. Создавая презентацию, учитель располагает учебный материал в нужном ему порядке, наполняет ее тем содержанием, которое считает нужным, что невозможно при использовании готовых учебных пособий. У презентации один недостаток – статичность, т.е. очень часто это набор картинок с текстовыми пояснениями. А в биологии мы имеем дело с различными процессами и явлениями, такими, как питание, движение, диффузия и т.п., которые требуют динамики. В сети Интернет не всегда может найти ту или иную схему, модель, флеш-ролик, так как банк этих ресурсов не очень велик, а если даже они имеются, то не всегда в том формате, который позволял бы использовать их в презентации. Поэтому учитель должен владеть хотя бы простейшими навыками создания графических объектов, с помощью которых можно моделировать различные природные, биологические, физические процессы и явления. Для этой цели вполне подходит графический редактор. В настоящее время разработано множество графических редакторов, как бесплатных, так и коммерческих, различающихся степенью лицензирования, системными требованиями, интерфейсом и т.д. Практически каждый пользователь компьютера в той или иной степени знаком с их работой, будь то простейший Paint или мощный Photoshop. Я расскажу о возможностях растрового графического редактора GIMP.

Этот редактор имеет ряд достоинств. Во-первых, он бесплатный, свободно распространяемый, во-вторых, доступен как для операционной системы Windows, установленной на компьютерах большинства пользователей, так и для платформы Linux, на которую с 2011 года переходят многие образовательные учреждения. Кроме того, GIMP занимает немного места на жестком диске и имеет небольшие системные требования, т.е. работать на нем можно и на не совсем новых компьютерах, которых еще много в российских школах. Также важной особенностью GIMP является русскоязычный интерфейс и удобная навигация. С помощью GIMP можно создавать рисунки, редактировать готовые изображения, фотографии,  а также делать анимационные ролики в формате gif. Создание анимации напоминает простое рисование, которое часто используется на уроках биологии. Практически во всех рабочих тетрадях есть задания типа: «Зарисуйте фазы митоза и подпишите их названия». В GIMP рисовать гораздо интереснее и результат намного нагляднее. Научившись делать gif-ролики сам и научив делать их учащихся, учитель превращает занятия биологией в интересный и увлекательный процесс. На освоение базовых возможностей GIMP достаточно потратить один-два урока из резервного времени или использовать для этого внеурочное время. Графический редактор GIMP  можно использовать не только на уроках биологии и других предметах, но и во внеклассной деятельности. Он позволяет создавать анимированные gif-файлы, которые затем используются  в презентациях PowerPoint или веб-страницах. Анимации оживляют презентации, делают более привлекательными и посещаемыми сайты.

 

Алексей Овчинников, учитель биологии средней школы села Баловнево Данковского района Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»

 

Во вложенных файлах: Инструкция по созданию анимационной открытки и последовательность работы с фотографиями.