Цель: обобщить и распространить систему работы классного руководителя.

Задачи:

- систематизировать материал по теме;

- поделиться опытом с молодыми классными руководителями;

- создать буклет, содержащий практические советы классному руководителю;

- представить внеклассное мероприятие, сценарий родительского собрания и урок по математике по данной теме.

Новизна: создание буклета-путеводителя для начинающего классного руководителя.

 

Начинать нужно с себя. На мой взгляд,  воспитать высоконравственную личность с активной жизненной позицией может только личность. Поэтому основными качествами классного руководителя являются гуманность, гражданственность,  ответственность за себя и других, коммуникабельность, доброжелательность, способность к креативному мышлению, стильность и современность,  стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, общей и педагогической культуре.  Немаловажную роль играют такие качества как общая эрудиция, знания в области психологии и педагогики, наличие чувства юмора. Кроме того, я считаю, что учитель должен обладать высоким профессиональным уровнем, включающим в себя академические знания в разных областях, владение методами и приемами обучения и воспитания.

Я классный руководитель, имею большой опыт, поэтому осознаю, что классный руководитель должен работать в тандеме с родителями. Ведь даже знаменитый психолог П.П.Блонский писал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей».

 

Первый этап. Осознаю, что для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Прежде чем выработать систему работы с родителями, обратилась к учителю, который обучал детей в начальной школе, изучила индивидуальные особенности каждого ребенка, получила информацию о родителях, составила социальный паспорт класса. Провела родительское собрание, на котором организовала анкетирование, позволяющее выполнить диагностическое исследование. Пообщалась с социально-психологической службой, и лишь после опроса и знакомства с родителями разработала систему работы.

Включила ряд аспектов для организации социального взаимодействия классного руководителя с семьей:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,

- знакомство с бытовыми условиями жизни учащихся;

- группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

- составление программ совместных действий;

- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

Считаю очень важным опираться на положительный опыт семейного воспитания, используя его для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первое и решающее условие положительно направленного взаимодействия - доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникали интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

 

Второй этап. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Причем в их успешной реализации должны быть заинтересованы обе стороны. Перед родителями был поставлен вопрос: «Чего вы ждете от школы?». Результаты опроса:

1)        Высокий уровень образования – 89%.

2)         Сохранение психологического и физического здоровья детей - 76%.

3)         Повышение культуры – 43%.

Ответы характеризуют уровень родителей.

Моя задача, как классного руководителя, - прислушаться к мнению родителей, но на «повышение культуры учащихся» все же акцент будет сделан, так как дети наше будущее, ученики должны быть высоконравственными и культурными, а перед собой ставлю цель: объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

 

Задачи:

- информирование родителей о результатах учебы детей;

- психолого-педагогический всеобуч родителей;

-организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развития познавательных интересов;

- повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;

- пропаганда  здорового образа жизни;

- организация работы «Университета педагогических знаний».

 

Формы работы:

- тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников;

- индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников;

- организация работы родительского комитета;

- круглые столы «Вечер трудных вопросов»;

- праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).

 

Третий этап. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям

Необходимо познакомить родителей с нормативными документами школы.

Эффективные формы работы - индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

Необходимо вовлекать родителей в деятельность органов школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Нельзя, чтобы как в басне Крылова: «Лебедь рак и щука» была разобщенность, несогласованность в воспитании. Родители не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.

Взаимодействие учителя с родителями строиться на основе сотрудничества, партнерства, взаимоуважения.

Стараюсь использовать современные информационно-коммуникационные средства в общении с родителями и учащимися. 18 семей класса активные пользователи сети, это позволяет своевременно и точно информировать родителей  о положении дел в классе в отношении их ребенка. Участвую в программе реализации электронного дневника. 24 родителя написали заявления и зарегистрировались на портале. В своей деятельности реализую и традиционные формы работы с родителями, как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи). Изучила материальное состояние, моральный климат каждой семьи, даю советы, рекомендации по воспитанию детей. Стилю общения с родителями я придаю большое значение. Диалог – это ведущая форма общения. Работа с родителями ведётся в соответствии с планом воспитательной работы в классе.

Следует творчески подходить к планированию и проведению  родительских собраний, используя новинки педагогической литературы, например собрание на тему  «Поощрения и наказания в воспитании ребенка» прошло в форме диспута. На классных часах и родительских собраниях частым гостем является психолог школы. В воспитательной работе я использую современное техническое оборудование -видеокамеру, магнитофон, видеопроектор.

Родительские собрания проводятся  в классе согласно плану, утвержденному в начале учебного года директором.

 

Тематика родительских собраний 2010-2011 учебного года.

Время проведения

Тема собрания

Форма проведения

Явка родителей

1 собрание

07.09.2010

«Союз семьи и школы»

Собрание-диалог

22 чел. из 25 родителей

2 собрание

21.10.2010

«Поощрения и наказания в воспитании ребенка»

Собрание-диспут

21 родитель

3 собрание

13.12.2010

«Слепая любовь»

Лекция

23 родителя

(Приложение №1)

4 собрание

04.03.2011

«Позитивная самооценка как условие  успешного развития личности»

Собрание-практикум

 

5 собрание

12.05.2011

«Свободное время  - для души и с пользой»

Круглый стол

 

Явка родителей на родительские собрания достаточно высокая (84%-92%). Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неуспехам детей. Проявляют интерес к жизни классного коллектива.

В классе избран и работает родительский комитет в составе трех человек. В конце триместра совместно с родительским комитетом подвожу итоги работы, это одна из форм реализации педагогического сотрудничества. Школа и родители как союзники совместно решают задачи.

Схема взаимодействия  классного руководителями с родителями

 

Четвертый этап. Реализация поставленной цели и задач.

В детстве закладываются традиции семейного воспитания.

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины» (Дороти Нолт).

 

Следовательно, дети должны жить расти и развиваться в любви и взаимопонимании.

Воспитание, начатое в семье, продолжается в школе. П.Ф. Лесгафт считал, что упущенное семейное воспитание должно быть исправлено в школе.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

Параллельно с воспитанием детей следует регулярно проводить  педагогическое просвещение родителей и повышать их культуру.  Для этого провожу педагогические лектории, специальные семинары по запланированным темам:

1. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье.

2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни.

3. Как помочь ребёнку учиться?

4. Как организовать досуг и отдых ребёнка, подростка в семье?

5. Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье.

6. Семейные конфликты и способы их разрешения.

7 .Воспитывай не слово, а делом.

8. Проблема полового воспитания в семье.

9. Трудовое воспитание в семье.

10. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье.

11. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?

Центральная задача семейного воспитания - создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно физически здоровой личности.

 

Вот несколько правил семейной жизни, которые создают благоприятный климат в семье:

1. Стремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания.

2. Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье.

3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе.

4. Почитать старших и помогать младшим.

5. Чередовать труд и отдых.

6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.

7. Стремиться проводить воскресные дни вместе.

Естественно, этих правил больше. В хорошо организованных семьях всё чётко определено: кто что делает и за что отвечает.

Для детей также могут быть сформулированы некоторые правила поведения. Вот, например.

1. Почитай мать и отца.

2. Проявляй к родителям внимание.

3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации.

4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.

5. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.

6. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям только в крайних случаях.

7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудновыполнимые требования.

8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.

 

В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счёт разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся, семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей.

Освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приёмами воспитательной работы с детьми с учётом особенностей формирования личности на каждом возрастном этапе, специфических воспитательных средств, которыми располагает семья. Самые эффективные средства воспитания в семье - это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Особую роль в этом плане приобретают такие категории, как уважение к традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.

Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности.

Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это самое великое из всех дел человеческих.

Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:

- повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;

- создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;

- утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых здоровье; активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

 

Практические советы для работы с родителями

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно выбранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы американских специалистов:

1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

5. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

 

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

 

Классному руководителю особенно важно постоянно совершенствовать культуру педагогического общения, опираясь на принцип «Не навреди!» и соответствующие ему правила:

1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.

2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.

3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.

4. Не допускать проявления у детей чувство агрессивности и вражды.

5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.

6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.

7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.

 

В деятельности особенно начинающего классного руководителя определённые трудности возникают в процессе общения и взаимодействия с родителями.

Как общаться с родителями ваших учеников?

1. Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.

2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

 

В заключение хочется подчеркнуть: способность к общению — профессиональное качество учителя.

Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них, любить их, не предавать, любоваться ими.

Демокрит в свое время писал: «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи, горе несравнимо ни с каким другим». Эти слова - мой девиз.

(Приложение №2, буклет).

 

Роза Исакова, учитель математики лицея №6 Волгограда, участница VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

 

Во вложенных файлах:

Приложение №1. Сценарий родительского собрания.

Приложение №2. Буклет.

Классный час для мам.

Урок для родителей.

 

Фото с сайта http://rufoto.eu/