Цель: создание условий для социального становления личности ребенка через общение и деятельность в объединении.

 

Задачи:

- обогатить работу с детьми в детском объединении новыми социально-экономическими отношениями;

- способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка;

- обеспечить равные возможности в социальном становлении детей и подростков;

- создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

 

Содержание программы включает три основных блока.

  1. "Доброта, забота, милосердие" – предусматривает воспитание привычки совершать добрые поступки, помогает осознать, что искренняя забота приносит радость (совместные творческие дела с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), участие в различных благотворительных акциях, ярмарках милосердия, посильная помощь членам объединения).
  2. "Радость и веселье" – предусматривает организацию досугово-массовых мероприятий (концерты, встречи, конкурсы, праздники).
  3. "Лидер ХХI века"  - предусматривает развитие лидерских способностей детей и подростков через систему занятий в Школе лидерского мастерства (ШЛМ) и организации детского движения в условиях Дома детского творчества.

Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 8-17 лет.

Срок реализации: 3 года.

 

Формы обучения:

- коллективная творческая деятельность;

- практические и индивидуальные занятия.

 

Этапы реализации программы.

  1. Предварительный этап "Установка":

- привлечение квалифицированных кадров;

- разработка плана деятельности;

- заключение договоров с заинтересованными людьми и организациями.

Общий итог работы: создание единого педагогического пространства.

  1. Организационный (подготовительный) этап "Привлечение":

- провести первичную диагностику детей (анкетирование);

- сформировать у детей общее представление о программе детского объединения;

- привлечь детей к участию и организации дел на организационном этапе;

- организовать систему детского самоуправления;

- организовать вводные занятия по основным направлениям деятельности объединения;

- утвердить план совместной работы.

Общий итог работы: успешная адаптация и самоопределение детей в выборе направлений.

  1. Основной этап "Погружение":

- реализация программы объединения по направлениям деятельности: проведение познавательно-развлекательных, деловых игр, шоу-программ, конкурсов, проектов по направлениям деятельности объединения, организация благотворительных концертов, акций, встреч с интересными людьми и др.;

- создание системы работы объединения;

- проектирование и реализация детьми своих авторских проектов;

- проведение текущей диагностики;

- анализ предложений по организации деятельности объединения.

Общий итог работы: создание ситуации успеха, проявление социальной и творческой активности, толерантности.

  1. Итоговый этап:

- организация индивидуальных и групповых творческих отчетов по основным направлениям деятельности объединения;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

- анализ полученных результатов;

- проведение итоговой диагностики;

- награждение наиболее активных участников программы.

Общий итог работы: самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация как компоненты саморазвития ребенка.

  1. Аналитико-прогностический этап "Последействие":

- проблемно-ориентированный анализ деятельности объединения;

- прогнозирование и проектирование дальнейшей деятельности объединения.

Общий итог работы: перспективный план развития деятельности объединения.

 

Символы детского общественного объединения: девиз, флаг, галстук, значок и эмблема объединения.

 

Ритуалы детского объединения: торжественные линейки, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным и краевым символам.

 

Традиции детского объединения: законы коллектива, традиции – события.

 

Руководство объединением осуществляется органами самоуправления, предусмотренными уставом объединения.

 

Взаимодействие с другими общественными объединениями: объединение тесно взаимодействует с другими детскими общественными объединениями и организациями, находящимися на территории образовательного пространства. Входит в состав краевой детской общественной организации пионеров "РЮЗ" (председатель Т.А.Бусоедова) и районной детской общественной организации "Искра".

 

Прогнозируемые результаты

На уровне личности:

- самореализация и самоактуализация творческого потенциала личности;

- становление ценностных ориентаций и гражданской позиции;

- воспитание толерантности, уважения к культуре своего народа и народов, проживающих на территории Забайкальского края;

- самоопределение воспитанников;

- высокий показатель самооценки и самоконтроля;

- развитие коммуникативности и организаторских навыков;

- преодоление кризисных ситуаций;

- способность к творческой деятельности в других коллективах;

- высокий уровень мотивации к активной социокультурной деятельности;

- высокий уровень социальной адаптации к новым условиям.

На уровне коллектива:

- высокий уровень развития детского коллектива;

- проявление взаимовыручки и взаимоуважения среди членов детского объединения;

- принятие большинством ребят законов и традиций коллективной жизни;

- определение назначения и миссии объединения;

- оказание позитивного влияния на становление гражданской позиции подростков и их ценностных ориентаций.

 

Блок №1. "Доброта, забота, милосердие"

В последнее время в поселке Вершино-Дарасунском, как и в Тунгокоченском районе, наблюдается рост числа детей, страдающих тяжелыми детскими заболеваниями. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, выделяются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, распространение различных инфекций, наркотиков; неблагоприятные условия труда и высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей; отсутствие культуры здорового образа жизни. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особенные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В результате дети с ограниченными возможностями здоровья изолируются от общества, а их психическое и физическое развитие еще более замедляется, возрастает уровень психологической тревожности. Невротических страхов, появляется чувство одиночества.

Цель деятельности: адаптация к жизни в современном обществе детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии через создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, признании, общении, уважении окружающих.

Задачи:

- обеспечение адекватных взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом, коллективом;

- осознанное выполнение социальных норм и правил;

- обеспечить особым детям возможность активного участия в общественно-полезной деятельности;

- снятие тяжелых ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов путем совершенствования их наглядно-образного мышления, способности понимать речь, развития моторики;

- организация отдыха детей с ОВЗ в загородных лагерях и лагерях дневного пребывания;

- осуществление рекреационной и досуговой деятельности.

Целевая группа: дети и подростки – инвалиды школьного возраста, способные передвигаться и обслуживать себя самостоятельно или с посторонней помощью.

Методы, приемы, технологии:

- сказкотерапия;

- наблюдение;

- ролевые игры;

- самостоятельная работа;

- групповые и индивидуальные занятия в объединениях.

Сказкотерапия – самый приоритетный, доступный и понятный метод для занятий с детьми с ОВЗ. Играя в "сказочные игры" дети учатся жить как герои, получая при этом практические навыки поведения в разных бытовых ситуациях, развития моторики, координации движения. Когда ребенок возвращается из сказочного путешествия обратно, в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что он сможет справиться и с самим собой и с теми трудностями, которые преподнесет ему жизнь.

Наблюдение учит детей наблюдать и рассматривать предметы и явления, так как у аномальных детей нередко отмечается отсутствие побуждения, желания рассмотреть, увидеть, понаблюдать. Деятельность организуется таким образом, чтобы она увлекала и привлекала детей. Это показ способов действия и поиск в предмете новых явлений и сторон, свойств и качеств. Выражение радости нахождения нового метода и технологии способствует развитию интереса. Наконец, в результате такой системы действий ребенок приходит к самостоятельному решению задачи. У него развивается способность внимательно смотреть, наблюдать, изучать, находить новое. А развитие познавательного процесса, умение рассматривать, видеть, слушать – это подготовка почвы для развития мышления и умения приобретать знания. 

Ролевые игры – разучивание различных ролей, включение в них, постепенное осознание своих действий способствует улучшению памяти. Выступая перед аудиторией, дети с ОВЗ преодолевают свой страх и приобретают коммуникативные навыки, столь необходимые им в жизни.

Самостоятельная работа – дефект мешает развитию самостоятельности: отсутствие средств к общению порождает пассивность, беспомощность.  Беспомощность вызывает у окружающих преувеличенную заботу, опеку. Появляется потребность уделять большое внимание самостоятельности, активности. Развитию восприятия, мышления, речи, развитию движений и личности в целом.

Групповые и индивидуальные занятия – дети с ОВЗ привлекаются на занятия в различных объединения Доме детского творчества в зависимости от их интересов, способностей и запросов родителей.

 

Блок №2: "Радость и веселье"

Досуг традиционно – это свободный выбор личностью сфер познания, общения и творчества. Досуг имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых развивает общую культуру личности.

Актуальность разработки программы организации досуга обусловлена стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Цель деятельности: создать условия для формирования общей культуры ребят, раскрытия творческой индивидуальности через вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, соревнований, развлечений и праздников.

Задачи:

- освоение ребенком традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение;

- направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности;

- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы;

- создание условий для самосовершенствования, социальной активности детей и подростков;

- формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности, укрепления здоровья;

- формирование опыта организации содержательного досуга.

Принципы:

- информационная насыщенность -  предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других фактов и сведений;

- массовость – предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих;

- диалогичность – означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.

В данной досуговой программе ведущим видом становится игровая деятельность.

Формы игровой деятельности:

- сюжетно-ролевые игры;

- игровое имитационное моделирование;

- демонстрационные;

- театрализованные игры;

- игры-конкурсы;

- интеллектуально-творческие игры.

Методы:

- игровые методы;

- упражнения;

- обсуждение;

- создание, проигрывание и анализ ситуаций;

- творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию);

- театрализация.

Этапы реализации программы разработаны в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых используются преимущественно формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

1 этап – возраст от 6 до 10 лет – это период обучения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основной способ осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми – действие по образцу, формы реализации:

- всевозможные игры (с правилами, с игрушками, с синхронными действиями);

- рисование;

- праздники.

2 этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками. Они хотят участвовать в общем деле и знать, в чем выражается их деятельность.  Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в "мирное" русло, помочь самоутвердиться. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярные ее формы:

- игры на местности;

- игры на восприятие друг друга;

- спортивные мероприятия, туризм;

- праздники.

3 этап – возраст 14-17 лет. Подростки проходят период формирования чувства идентичности, "самости", осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение,  приобретаются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом из запросов и интересов.

Это могут быть:

- вечера современной музыки;

- диско-шоу;

- вечера авторской песни;

- спортивные игры;

- дискуссии;

- тренинги;

- всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Ожидаемый результат:

- осмысление детьми досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

- осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и  способов их реализации в свободное от учебы время;

- изменение привычных установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

- освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

- повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

- формирование традиций Дома детского творчества.

Отслеживание результатов реализации программы осуществляется с помощью систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений (тетрадь успеха, мониторинг); проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке; анализа творческих работ воспитанников.

 

Ирина Коршикова, методист Дома детского творчества поселка Вершино-Дарасунский Забайкальского края

 

Во вложенных файлах – приложения к методической разработке.

 

Иллюстрация с сайта http://zameleten.lubino.omskedu.ru