Во второй части занятия дети могут исполнить и другой классический танец, например, полонез. Для просмотра педагоги могут использовать фрагменты о других артистах балета, например, о Галине Улановой (называемой «балериной Чайковского»).

В зависимости от того объема знаний, который дети получили в подготовительной группе занятие можно усложнить – дать больше игр, задания на танцевальное творчество, предложить детям для просмотра другие нужные фрагменты видеозаписей.

 

Программное содержание

1. Закреплять последовательность движений основного хода танца менуэт.

2. Называть правильно композитора и балеты (П.И. Чайковский; «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).

3. Развивать у детей творческое воображение (создание поз - балетных фигур в танцах), пластику, музыкальный слух, артистизм в передаче образов.

4.  Воспитывать  у  детей  интерес,  чувство  прекрасного  через  знакомство  с искусством балета.

 

Предварительная работа: просмотр балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик»; фрагмент документального фильма «Стихия по имени Майя», рассматривание фото к балетам, балетных тапочек - пуант.

 

Форма организации: фронтальное занятие.

 

Оборудование: аудиозаписи фрагментов музыки к балетам П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро»; аудиозапись музыки Л.В. Бетховена «К Элизе»; видеозапись фрагмента балета «Лебединое озеро»; игра-лото «Сказочный мир балета», скульптура балерины.

 

Ход занятия.

I часть

Вход свободный. Построение в две линии (девочки - первая шеренга, мальчики за ними - вторая).

Приветствие на языке танца (девочки - реверанс, мальчики - поклон).

 

II часть

Музыкальный руководитель: Сегодня я приглашаю вас в прекрасную и волшебную страну - балет. Чтобы мы могли там оказаться, исполним танец. Какой для этого танец подойдет?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Да, это очень красивый, грациозный танец. Менуэт танцуют во многих классических балетах. А мы ещё только учимся так красиво танцевать. Вспомните, как мы начинаем танец?

Дети: Шаг с правой ноги вправо.

Музыкальный руководитель: Итак, постарайтесь в паре шагать только с правой ноги, потом с левой. Приготовились, слушаем вступление.

Исполнение менуэта (фонограмма музыки П. Мориа).

Музыкальный руководитель: Вот мы и оказались в этой чудесной стране - балет. Какой красивый и торжественный получился танец! Но, чтобы он был совсем похож на классический танец, мы еще с вами будем работать над красотой движений.

Дети садятся полукругом.

 

III часть

Музыкальный руководитель: Вот и первая встреча в стране балета. Кто нас встречает?

Дети: Балерина

Музыкальный руководитель: Как вы догадались, что балерина?

Дети: По одежде (пачка, пуанты, накидка), она танцует (по позе танца).

Музыкальный руководитель: Даже мастер в таком сложном виде искусства как  скульптора отразил красоту, изящество, пластичность, выразительность движения балерины. Давайте рассмотрим её.

Поворачивает скульптуру.

В какой момент скульптор запечатлел балерину? (Наводящий вопрос - что она делает?).

Дети: В танце.

Музыкальный руководитель: Что говорит о том, что она танцует?

Дети: Наклонила голову, плавно отвела руки и придерживает легкую накидку, ноги скрещены, на лице - улыбка.

Музыкальный руководитель: Придумайте название этой скульптуре.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: А я бы назвала эту скульптуру «Солистка». Почему, как вы думаете?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Может быть, балерина уже готовится к выходу на сцену и вот-вот начнется чудо - спектакль, сотканный из музыки, танца и живописи.

А вы хотели бы хоть на минуту стать артистами балета? Давайте поиграем в игру «Раз, два, три, фигура в балете замри».

Выходите на «сцену», приготовились.

Фрагмент музыки из балета «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Что или кого ты хотел изобразить этой  фигурой?

Опрос 2-3 детей.

Повторное  исполнение.  Понравившуюся  фигуру выбирает ребенок.  

Музыкальный руководитель: Молодцы! Очень оригинальные фигуры у вас получились, Дети садятся.

 

IV часть

Приглушённо звучит музыка к балету «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель: Вот и вторая встреча с балетом в нашей стране (Музыка звучит ещё несколько секунд). Вы узнали, из какого балета звучала музыка?

Дети: «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель: (Показывает портрет Майи Плисецкой). Какая балерина танцевала партию Одетты более 800 раз (почти тысячу)? Давайте посмотрим ещё раз  фрагмент танца. Обратите внимание на руки. Руки - это крылья. На лицо - оно не выражает никаких эмоций - Одетта заколдованная девушка.

Просмотр.

Музыкальный руководитель: Что вы скажите о руках балерины? О лице? А как бы ожила и затанцевала ваша Одетта? Кто из девочек желает исполнить ее танец?

Исполнение.

Музыкальный руководитель: Чем  понравился  вам танец Насти? 

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: А скажите, как называется танец в балете, когда его исполняет один артист?

Показ большого фото.

Дети: Вариации.

Музыкальный руководитель: Вспомните, как называется танец вдвоем

Дети: Па-де-де

Музыкальный руководитель: А танец втроем?

Дети: Па-де-труа

Музыкальный руководитель: А если танцует большая группа артистов?

Дети: Кордебалет.

Музыкальный руководитель: Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро»?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: С каким балетом П.И. Чайковского мы еще знакомы?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Кому какой балет понравился больше всего и почему?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Да, труд артистов балета нелегкий. Чтобы так танцевать, нужно много заниматься, и ещё нужно быть артистичным. Давайте и мы с вами поработаем над пластикой рук. А воспитатель Любовь Дмитриевна скажет нам, у кого самые гибкие и красивые руки.

Задание на танцевальное творчество «Плавные руки» на музыку Л.В. Бетховена «К Элизе».

Воспитатель: У вас были такие мягкие и гибкие руки как этот пушок, поэтому он захотел пробежаться по таким плавным рукам.

Музыкальный руководитель: И еще одна встреча с балетом вас ждет в группе. Игра «Сказочный мир балета». (Описание игры: по изображению героя балета-сказки на маленькой цветной карточке узнать и правильно называть героя и балет, закрыть карточкой изображение на своей большой карте.)

Музыкальный руководитель: На сегодня наше путешествие подходит к концу,  но впереди  нас ждут увлекательные встречи в стране балета.

Закончить занятие мне хочется стихотворением, которое написала воспитатель нашего детского сада Елена Владимировна:

                                           Самое красивое искусство

                                           Что когда-то создал человек

                                           Здесь изящность, красота движений

                                           Одним словом названы - балет.

                                           Зал замрет и скрипка заиграет

                                           А на сцене царствует талант.

                                           И как будто сказка оживает

                                           Под ритмичный перестук пуант.

Музыкальный руководитель: А  сейчас  давайте  мы  с  вами  тоже,  как  артисты  балета,   встанем  высоко  на носочки, и, поворачиваясь, скажем   волшебные   слова: «Раз, два, три, повернись - снова в зале очутись».

До свидания, до новых встреч!

 

Галина Голубева, музыкальный руководитель детского сада общеразвивающего вида №16 «Малыш» города Омутнинска Кировской области, участница XIII конкурса «Сто друзей»