Выпускники системы начального профессионального образования должны в полной мере овладеть профессиональным мастерством, специальными и общетехническими знаниями, иметь широкий политехнический кругозор, высокий уровень общего образования. От современного рабочего требуется высокая мобильность профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющая быстро осваивать новую технику и технологию, в кратчайшие сроки переключаться на новые условия труда и непрерывно совершенствовать своё мастерство. Все эти качества закладываются в период обучения, особенно на уроках физики.

Для осуществления органической связи профессиональной и общеобразовательной подготовки, т.е. обеспечения единства в обучении особое значение имеют межпредметные связи. В системе начального профессиональногол образования зачастую применяют комплексные межпредметные связи между предметами общеобразовательного, профессионального циклов и производственным обучением. Установление межпредметных связей способствует глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Один из путей реализации межпредметных связей - уроки профессиональной направленности.

Структура урока физики с профессиональной направленностью зависит от содержания материала и от формы организации урока. Сведения, полученные на уроках специальных дисциплин, используются либо в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления и закрепления знаний. Важный фактор для правильного планирования таких уроков - взаимные контакты учителей предметников и мастеров производственного обучения.

Особенностью данного урока является то, что он проводится в форме итогового учёта знаний по определённой теме программы. Такая форма учёта знаний учит ребят думать, обобщать, делать выводы с позиций не одного урока, а всей темы. Они получают навыки самостоятельной работы с физическим экспериментом, теоретические основы которого  связаны с их будущей профессией.

 К уроку обучающиеся готовятся заблаговременно. Получают вопросы для исследования того или иного физического процесса, изучают теорию, и затем тщательно готовят демонстрационный эксперимент, в ходе которого показывают, как применять изученные физические явления в технике и будущей профессии. Демонстрация опытов подготавливает учеников к практической деятельности. Важно, что при выполнении опытов они не только изучают принцип работы конкретных технических объектов, но закрепляют и углубляют свои знания об изученном ранее явлении. Существенно, что отобранные опыты составляют не простую сумму, а логически связанную систему, в которой каждый последующий опыт развивает предыдущий и опирается на него.

Перед обучающимися ставится задача: эксперимент должен быть убедительным, надёжным, кратковременным и эмоциональным; речь должна быть краткой и научной.

Урок построен в виде беседы. Ответы на вопросы учителя ученики сопровождают демонстрацией и объяснением опытов. По ходу урока ребята делают выводы, обобщают и систематизируют учебный материал, анализируют содержание фрагмента кинофильма, просматривают и обсуждают видеофильм, снятый обучающимися в электромонтажной мастерской профессионального лицея № 10 на уроке производственного обучения, выполняют самостоятельную работу.

 

Методическое обоснование темы

Физические знания по теме «Магнитное поле и электромагнитная индукция» широко применяются в профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Будущим выпускникам в своей практической деятельности придётся постоянно сталкиваться с ремонтом и обслуживанием электродвигателей, генераторов, трансформаторов, электроизмерительных приборов и т.д. А для этого необходимо знать принцип работы этих технических устройств.

Методические рекомендации по проведению урока

Приступая к разработке урока, следует чётко определить цели - образовательную, воспитательную, развивающую и методическую. Тщательно подобрать учебно-информационный материал к уроку, не загромождая его лишними фактами и событиями. Структура урока должна соответствовать типу урока. Постановка физического эксперимента должна не просто показать конкретное физическое явление, но и заставить учеников понять его значение для будущей профессиональной деятельности. Группе обучающихся заранее выдаётся тема физического эксперимента, демонстрация которого  производится только после изучения теоретических основ под наблюдением учителя.

Другая группа обучающихся получает задание снять видеофильм, отражающий технологические процессы по теме урока. На урок все ученики приходят с определённым запасом знаний по данной теме. Урок желательно построить так, чтобы большую часть учебного времени работали сами ребята. В конце занятия особо оценить работу каждого ученика, принимавшего участие в подготовке практической части урока.

 

Профессия: Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

 

Цели урока

Образовательная: обобщить знания по теме «Магнитное поле и электромагнитная индукция», способствовать осознанию явления магнетизма, продолжить формирование умения применять теоретические знания в практических целях.

Воспитательная: способствовать формированию интереса к физике, воспитывать чувство само- и  взаимоответственности, уверенности в себе.

Развивающая: развивать самостоятельную познавательную активность обучающихся, память, логическое мышление, умение применять физические знания в будущей профессии.

Методическая: показать эффективность использования практических методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся.

Демонстрации:

1)      опыт Эрстеда;

2)      взаимодействие параллельных токов;

3)      действие магнитного поля на ток;

4)      магнитное поле постоянного магнита;

5)      ориентация магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита;

6)      взаимодействие постоянных магнитов;

7)      сила Ампера;

8)      сила Лоренца (отклонение электронного пучка в магнитном поле);

9)      опыт Фарадея;

10)  возникновение индукционного тока (опыт с двумя катушками);

11)  возникновение индукционного тока при вращении катушки в магнитном поле;

12)  правило Ленца;

13)  кинофильм «Электромагнитная индукция» - фрагмент «Правило левой руки»;

14)  видеофильм «Физика в моей профессии»;

15)  тестовые задания.

Основные знания и умения

Знать:

- формулы силы Ампера и силы Лоренца;

- правило левой руки для определения направления движения проводника с током и движущегося заряда;

- правило буравчика для прямого и кругового токов;

- направление линий магнитной индукции;

- формулу закона электромагнитной индукции;

- способы определения направления магнитного поля:

          а) с помощью магнитной стрелки;

          б) с помощью рамки с током;

- формулу магнитного потока;

- способы определения направления индукционного тока:

          а) правило правой руки;

          б) правило Ленца;

- применение закона Ампера, силы Лоренца и закона электромагнитной индукции в природе и технике.

 

Уметь:

- применять формулы силы Ампера, силы Лоренца и закона электромагнитной индукции для расчёта магнитного поля;

- применять правило буравчика для определения направления магнитного поля;

- применять правило левой руки для определения направления силы Ампера и силы Лоренца;

- применять правило правой руки  и правило Ленца для определения направления индукционного тока;

- применять физические знания в специальной практической деятельности.

 

Межпредметные связи: специальная технология -  устройство и принцип действия индукционного счётчика, магнитного пускателя, асинхронного двигателя.

 

Методы обучения: По характеру познавательной деятельности обучающихся - информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский; по источнику и способу передачи и восприятия учебной информации, формирования способов деятельности - беседа, демонстрации, наблюдения, упражнения, иллюстрации.

 

Комплексное учебно-методическое обеспечение:       

Источник постоянного тока; круговой ток; магнитная стрелка; постоянные магниты (полосовой и дугообразный); металлические опилки; два проволочных мотка; гальванометр; две катушки на сердечнике; прибор для демонстрации правила Ленца; соединительные провода; экран; компьютер; кинофильм «Электромагнитная индукция» (фрагмент «Правило левой руки»); видеофильм «Физика в моей профессии»; тестовые задания.

 

Заключение

     Создание и проведение уроков с профессиональной направленностью обеспечивает ускорение и достаточно прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений и навыков.

     Подобные уроки способствуют развитию творческой познавательной деятельности обучающихся,  наглядно-образного мышления, активности, самостоятельности, стремления к поисковой деятельности, возбуждают интерес к учению, положительно влияют на эмоциональную сферу деятельности.

     Формирование этих качеств обеспечивает способность ориентироваться в изменяющихся условиях производства, оперативно находить решение в разнообразных производственных ситуациях.

     Уроки с профессиональной направленностью помогают обучающимся более качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации и лучше освоить будущую профессию.

 

Список литературы

1. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]. Методическое пособие /Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО»; 2009. – 408 с.

2.  Единый государственный экзамен 2010. Физика [Текст]. Универсальные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ, «Интеллект - Центр». – М.: 2010. – 224 с.

3. Зорин Н.И. Тесты, зачёты, обобщающие уроки [Текст]: 10 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 192 с. – (Мастерская учителя физики).

4.  Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики [Текст]: 7 – 11 классы.– М.:ВАКО, 2009.– 144 с. – (Мастерская учителя физики).

5.  Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Физика [Текст]  /авт. – сост. А.В. Берков, в.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 157с. – (Федеральный институт педагогических измерений).

6. Современные способы активизации обучения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

 

Татьяна Сорокина, преподаватель физики профессионального лицея №10 города Новокузнецка Кемеровской области, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

 

Во вложенных файлах: технологическая карта урока и тестовые задания.

 

Фото из архива автора.