К ним примыкают родители, большая часть которых признает, что была не в состоянии ежедневно помогать детям, следить за тем, чтобы те регулярно выполняли полученные задания. Стало понятно, что учитель не только дает темы по своему предмету, но и организует работу учащихся на уроке. Находясь в классе, мы, педагоги, видим и отличников, и двоечников, и трудолюбивых, и лентяев. Онлайн-занятие, конечно, резко отличается от привычного урока.

Наступило лето, появились новые заботы, новые трудности. Выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ очным порядком, уже есть расписание. Многие педагоги уйдут в отпуск сейчас, потом вернутся на работу, кому-то предстоит весь июль трудиться на экзаменах. Затем часть августа – снова отпуск, а потом опять на работу, готовиться к новому учебному году, начало которого пока покрыто мраком неизвестности.

Опрашивал ли кто-нибудь российских учителей? Спросить любого, услышишь одинаковый ответ: люди безмерно устали. Материальное положение у всех незавидное. Дистанционка прибавила нагрузки, многим пришлось осваивать новые программы по ходу дела, большинство педагогов сидели за компьютером чуть не сутками. Особой надбавки за дистанционное обучение пока не последовало. Нет и привычных дополнительных источников заработка, репетиторство кануло в пандемию – учитель просто не успевает, нет сил вести еще и частные уроки виртуально. У большинства родителей нет денег.

И дети, и взрослые ощущают последствия изоляции, социальную депривацию. Я уж не говорю про новости, как в печальном анекдоте, они все плохие. Наш сайт «Новосибирск онлайн» (https://ngs.ru/) уже несколько недель публикует подборку других новостей: например, в местном зоопарке родились малыши-оцелоты. Или сообщают о добрых делах местных жителей.

Несмотря на вполне законные тревоги и объективные причины для беспокойства, пессимизм среди отечественных педагогов практически отсутствует. Массово увольняться никто не собирается. Естественно, люди надеются на возможность летнего отдыха, на материальную компенсацию за непомерный и совершенно неожиданный труд в связи с новым видом обучения. До сих пор онлайн-уроки были исключением, вызванным болезнью школьника, особыми индивидуальными условиями. Теперь они стали правилом. И никто не возьмется предсказать, надолго ли сохранится существующее положение дел.

Мой юный приятель десяти лет сказал: «Раньше я хотел, чтобы школы не было, ну, какое-то время. А теперь понял, какая же это тоска! Хочу прийти в класс, как раньше, увидеть Анну Петровну. Пусть рассказывает про все!»

Чтобы рассказывать «про все», нам придется хорошо готовиться. Даже если учебный год начнется 1 сентября, придется соблюдать правила социального дистанцирования, возможно, носить маски. Необходимо менять учебные планы, ведь понятно, что после трехмесячного дистанционного обучения и летних каникул школьники будут не в состоянии сразу включиться в учебный процесс.

Думать, по-новому распределять каждую тему, обязательный материал нужно уже сейчас. Спланируйте определенное время на выяснение уровня знаний учащихся. Вам помогут образовательные сайты. Например, в мае я прослушала серию вебинаров, организованную представительством британских издательств https://www.magellanbooks.ru/ в Сибири, пообщалась через Zoom с коллегами. Сама постоянно рассказываю педагогам о сайте «Учительской газеты», где регулярно публикуются все новости образования. Помощь оказывают международные организации. IEARN (https://iearn.org/) проводит вебинары, помогает специалистам разных стран объединиться для совместных проектов. Teaching English (http://www.teachingenglish.org.uk/) предоставляет бесплатно массу ресурсов для всех уровней и возрастов. Для регулярного тренинга, повышения квалификации на дому прекрасно подходит сайт https://www.thefreedictionary.com/. Ну, а если вы желаете найти «то, не знаю что», используйте любую поисковую систему. Знание иностранного языка дает вам богатейшие возможности для того, чтобы быть в курсе мировых событий, и не только в сфере образования.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"