Одна из основных забот – завершение учебного года для учеников 9-х и 11-х классов, которым необходимо сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Сроки этих государственных единых экзаменов уже сдвинулись. Так как коронавирус развивается по своим правилам, которые трудно понять людям, даже медикам и ученым, неизвестно, можно ли будет выдержать эти сроки. Возможно, они сдвинутся еще дальше. Не исключено, что придется сдвигать и сроки приема в вузы, организации среднего профессионального образования. Ближайшее будущее выпускников обретает совсем иной вид, чем они и их родители планировали.

 

Давайте посмотрим на новое, пользуясь известным. Что мы, педагоги, делаем, когда наши ученики чем-то встревожены, когда они перевозбуждены и задают нам вопросы «не по теме»? Мы стараемся прежде всего их успокоить. В ближайшие месяцы нам неоднократно придется повторять то, что современной молодежи не приходят в голову. Нынешняя пандемия – далеко не первая и, видимо, не последняя эпидемия в истории человечества. Одна из самых отличительных ее черт – быстрая распространяемость. При этом уже известно из сводок ВОЗ, что иногда люди, особенно молодые, переносят COVID-19 практически без симптомов. Многие выздоравливают. Нам, взрослым, тоже полезно об этом помнить, конечно, не забывая о реальной опасности и жёстком варианте болезни.

 

Современные дети постоянно поддерживают связь со сверстниками с помощью смартфонов, планшетов и другой техники. Удивительно, но факт: вечно голодные подростки включают свой гаджет и проверяют социальные сети еще до завтрака. Для нас, педагогов, сложности возникают на каждом шагу. Сейчас многие учителя усилено изучают программы, позволяющие слышать и видеть собеседника, Skype, Zoom, чтобы проводить занятия прямо из дома и видеть свой класс, потому что наши ученики также находятся в изоляции, в карантине, даже если они здоровы. Необходимость не только разрабатывать уроки в новой среде, но и изучать возможности этой среды, - громадная дополнительная нагрузка на педагога.

 

Посмотрим по-новому на собственные учебные планы, на предлагаемые ресурсы. Конец учебного года для старших классов – это повторение пройденного, подготовка к экзаменам, тестирование. Для начала убираем все несущественное. Выделяем упражнения, контрольные работы, которые важно выполнить. В каждом разделе прорабатываем знакомые проблемы, предлагаем меры борьбы со сложностями, указываем типичные ошибки. Визуализируем занятия, готовим материалы для работы на платформе (каждый выбирает ту, которая удобнее). Учащиеся получат доступ к указанным ресурсам. Занятие может проходить в формате видеоконференции. Например, бесплатная версия Zoom – это 100 участников общения, ограничение по времени для онлайн-общения – 40 минут, вполне достаточно для урока.

Учитель может дать ученикам задания для самостоятельного закрепления пройденного материала. Выполнив их, ребята отправляют ответы или творческие работы на почту учителя, загружают на тот ресурс, который им предложен для работы, задание может выглядеть как тест, размещенный на образовательном онлайн-платформе.

 

Обязательно предложите ученикам заниматься в привычном режиме, то есть не откладывать урок до полуночи, а начинать работу с утра. Установите время, в которое все должны представить вам дистанционно выполненные упражнения. Отведите один день в неделю для консультаций и личного общения, если есть такая возможность.

 

Коллеги рассказали мне, что с ними провели один подготовительный семинар, притом сообщили, что нормальный курс обучения педагогов принципам дистанционного обучения составляет более 100 часов. Если учитель никогда не пользовался ИКТ, не вел дистанционные уроки, новые условия поставят его в тупик. Но не надо отчаиваться. Ищите вменяемые инструкции, советуйтесь с коллегами, выпускниками. Мы, учителя, способны на многое. Вспомните анекдот о студенте (наверняка, факультета иностранного языка), который выучил китайский за ночь.

 

Сайт Немецкой волны (https://www.dw.com/) публикует регулярные сводки по странам и континентам, обходясь без скандальности сенсационности. Заметен разный подход к борьбе с пандемией в зависимости от ее распространенности в государстве. Италия, Испания, например, бросили все силы на преодоление высокого уровня заболеваемости, остальные задачи отодвинулись на десятый план. В Германии, во Франции четко соблюдают карантин, изоляцию, взрослые работают из дома, студенты и школьники учатся дистанционно из дома. То же самое теперь делают у нас.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"