Предлагаю простейшее упражнение. Задание ученикам: «Обойди класс и выясни, кто из твоих одноклассников думает так же (получил аналогичное задание), имеет другое мнение и так далее». Для начала предложите учащимся выполнять упражнение парами. Постепенно они привыкнут к такому виду работы и начнут с энтузиазмом делать его индивидуально. В начальной школе дети с удовольствием рисуют картинки, а потом обмениваются ими, выясняют, кто нарисовал дерево или животное, а кто человечков. В старших классах можно предложить писать шифрованные послания, составлять списки «за» и «против», сочинять песни и сказки. Главное - дать стимул к творчеству и к движению. Необходимо также сразу обозначать четкие временные рамки, например, засекать 2-3 минуты на гуляние по кабинету. Обычно я назначала ответственного или предлагала кому-то из желающих вести хронометраж.

 

Одно время вела уроки английского языка для второклассников во вторую смену. Дети приходили на последний урок усталыми. Если же занятие попадало на начало учебного дня, после обеда, они еще просто не воспринимали рабочую обстановку. В начале урока помогала музыка, видеоклип, аудиозапись простого диалога. В середине урока мы обязательно проводили физическую разминку. Для начала я выбрала детскую песенку «You put your right hand in”, ее легко найти в интернете. Цель была простая: помочь учащимся запомнить, где находится левая сторона, а где правая. Все встают в круг и внимательно следят за текстом, протягивая вперёд то левую, то правую руку или ногу. Пели и плясали все с удовольствием. 

Полезное замечание: если вы сами не в состоянии плясать или не решаетесь петь, так и скажите своему классу. Всегда есть юные таланты, которые с радостью возьмут на себя роль ведущих.

 

Старшие классы сами просили меня ввести такую же разминку на их уроках: «Мы тоже хотим петь и танцевать!» Мы исполнили ту же нехитрую песню в медленном темпе, а потом значительно быстрее. Затем начали составлять список музыкальных номеров, строго отбирая те, что не занимали больше четырёх-пяти минут. Входя в класс, подростки первым делом спрашивали меня, будем ли сегодня петь. Выступали мы и на школьных вечерах, к большому восторгу родителей, бабушек и дедушек. 

 

Старшеклассники могут составить столы кружком или прямоугольником и вести дискуссию за круглым столом. Выходя к доске, они по очереди пишут предложения, рисуют схемы и диаграммы. Возможностей для движения на уроках достаточно, нужно лишь их использовать. Часто вспоминаю свой опыт участия в городском конкурсе «Учитель года». На открытом уроке с чужим классом я привычно предложила желающим выйти к доске разыграть сценку - и весь класс бросился вперёд! Позднее их учительница сказала мне, что она никогда н вызывает детей к доске, по ее мнению, ребята должны весь урок сидеть смирно за партой, поднимать руку и говорить только тогда, когда она им позволит. Стало понятно, почему подростки громко спросили по окончании урока, приду ли я к ним ещё... 

 

Если вы не можете придумать, с чего начать подобные разминки, спросите свои классы, как они себе представляют движение на уроке, какие виды физической активности разумно использовать. Пусть выходят к доске, составляют списки, обмениваются мнениями, подходят друг к другу с вопросами и пояснениями. Таким образом они и активизируют и словарный запас, и мышечную активность. Неизбежно возникают смешные моменты, а позитив еще никому не повредил.

 

Не бойтесь давать вашим ученикам возможность подвигаться во время урока, движение - это жизнь!

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"