Я всегда видела грамматику как своего рода каркас, на котором постепенно строятся все мускулы, все тело языка. Это не отдельная тема для изучения, набор правил для запоминания и тестирования, это обязательный аспект изучения любого текста, даже предложения. Всякий раз, когда у меня появлялся новый класс подростков или взрослых, у которых раньше был другой учитель, они громко протестовали: «Пожалуйста, не грамматика!». Однако после пары уроков с энтузиазмом кричали: «Давайте сегодня снова урок грамматики!».


Признаюсь, когда я пришла работать в специализированную английскую школу, изучила традиционные плакаты, висящие на стенах кабинета, с их таинственными сокращениями V1-V2, AuxV + PP2, Aux1 + PPAux2 + PrCont, то почувствовала себя немного ошеломленной. Естественно, дети без проблем запоминали и копировали эти плакаты с примерами, но они были изолированы от любого контекста. Для выполнения контрольной работы, конечно, хватало и правил. Другое дело – использование этих правил в реальной речи. Грамматику учили как «вещь в себе», что и становилось препятствием к овладению ею. Я начала составлять свои собственные грамматические упражнения, создавала яркие, красочные презентации. И еще я искала хороший учебник.

Артикль, the article, традиционно - одна из первых грамматических тем. Важно объяснить само его существование, особенно тем ученикам, у которых в родном языке его нет. По оценкам специалистов, принимающих международные экзамены, японцы, например, чаще всего игнорируют артикль; россияне используют его в среднем в 50% случаев. Объяснив идею, концепцию, я даю короткий текст и предлагаю ученикам найти в нем A, An, The, подчеркнуть их или выделить, сосчитали количество использованных артиклей. Каждый раз я повторяю, что это очень короткое слово предшествует только существительным. Мнократно повторяю, что A, AN означает «один» или «любой», а «the» - это «указатель», который указывает на что-то определенное или уже упомянутое.


Тот же принцип подхода и подачи материала подходит для любой последующей темы по грамматике. Например, пишем на доске «Present Perfect Continuous», перечисляем несколько примеров, с которыми можно сверяться, а затем предлагаем классу просмотреть текст только с одной целью: найти и выделить или подчеркнуть каждый экземпляр этой временной формы. Достаточно взять текст с одним-единственным примером, если они могут его идентифицировать.


После того, как этот вид работы с текстом был прочно принят я представляю упражнение по консолидации. Вы нашли пример в этом тексте; теперь составьте два своих. Почему два? Это хорошая возможность снова и снова вникнуть в постоянную проблему, прекрасно знакомую всем учителям: I, You, We, They HAVE, He, She, It HAS.


Я пользуюсь книгой “A Basic English Grammar with Exercises and Key” by John Eastwood and Ronald Mackin (OUP)» много лет. Почему я предпочитаю именно ее, а не какое-то новое пособие? Это очень хорошая основательная книга, которую учитель EL может держать под рукой. Однако она слишком серьезна, слишком профессиональна, чтобы использовать ее в качестве учебника для молодых учеников. Конечно, можно взять любое новое издание; важно, чтобы вы сами чувствовали себя с такой книжкой уверенно и комфортно. Несмотря на то, что я накопила за годы учебы и работы немалую библиотеку, я продолжала искать книгу по грамматике, специально ориентированную на детей. Когда я ее нашла, то не только купила ее для себя и собственных детей, но и неоднократно писала о ней. “Grammar Four” by Jennifer Seidl, Oxford University Press, впервые опубликована в 1997 году и с тех пор выдержала немало изданий. После того, как я показала ее родителям и учащимся, мы закупили ее оптом для всех классов.

Когда дети впервые начали работать с новым пособием, они стали часто просить меня отказаться от обычного «скучного» учебника. Я думаю, что основные причины просты. Книга написана очень связно, хорошо структурирована. Грамматические темы гармонично включены в чтение, письмо, аудирование и говорение. Это очень красочная книга. С каждым параграфом упражнения становятся все более и более разнообразными и сложными. Родители сказали мне, что их дети листают книгу перед сном, уже лежа в постели!

 

Что делать, если вы дали тему, а затем провели контрольную и абсолютное большинство не смогло ее выполнить? Вспомним английскую пословицу: if you dont succeed, try, try, try again (если что-то не удалось, пробуй, пробуй, пробуй снова). Я выдаю взрослым и детям свой вариант: если не попробуешь, успеха не добьешься точно. Например, много раз, объясняя сложную тему «Пассивный залог», я приводила правила, пятиклассники их прилежно повторяли, без труда находили пассив в тексте. А потом я давала стандартное упражнение «Превратите пассивные формы в активные» и получала неожиданный результат, наверняка знакомый моим коллегам:

Many рeople speak English.

Many people are spoken by English.

Что мы делаем? Перечитываем соответствующий раздел пособия. Потом я рисую на доске фигурки, много людей; рисую «пузыри» около рта и вписываю в них слово English. Потом показываю, как схематические фигурки убегают в конец предложения, а English растет, толстеет и неспешно двигается в начало предложения. Выделяю другим цветом глагольные формы, демонстрирую их изменения. Дети смеются – и запоминают сложную тему.

 

Попробуем увидеть язык как единое целое, как живой развивающийся организм, и дело пойдет.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"