Вначале было слово. Напишите на доске несколько слов и предложите подросткам проверить их значение, дать объяснения знакомых понятий на английском языке. Вот минимальный набор: profession, occupation, work, job, hours. Помогите с обсуждением различий между словами «профессия» и «занятие». Поясните, что хотя словарь даёт одинаковый перевод слов work, job – «работа», они отличаются по значению и употреблению. Напишите на доске идиому a job of work, придумайте поощрение для того, кто первым сумеет понять и объяснить классу ее смысл. Знакомое с начальной школы существительное hours требует подробного разбора. Даже самый простой вопрос, неразрывно связанный с любой профессией, может поставить ребят в тупик: What are your hours?

Естественно, они начинают пытаться найти вариант перевода, связанный со знакомым словом «часы». Если вы не приучили их в таких случаях обращаться к словарю и проверять значения слов, они будут долго оставаться в недоумении. В русском языке адекватным выражением окажется «рабочий день». Long hours, short hours, regular hours, 9 to 5 - все эти привычные и естественные для английской речи фразы связаны с нашим традиционным подходом к работе не как к часам, а к дням.

 

Предложите ученикам поделиться на пары или на две большие группы, составить списки профессий и занятий. Не нужно писать много, если в списке есть хотя бы две профессии, можно продолжить работу. Теперь попросите пару или группу представить аргументы «за» и «против» каждой профессии. Например, профессия учителя предполагает ненормированный рабочий день, long hours – «минус»; но обычно педагоги уходят в отпуск летом, для многих людей это плюс. Заодно проверьте, знают ли дети, что слово leave в данном контексте означает «отпуск». Такое упражнение не только помогает развивать критическое мышление, но и закрепляет навыки говорения на английском языке. Помогите детям увидеть необычное в привычном, задуматься о жизненных сложностях. Врач спасает человеку жизнь, это плюс. Но не всегда удаётся вернуть человеку здоровье, это минус. Какие эмоции испытывает профессионал, если ему не удается добиться полного успеха по объективным причинам? Что чувствует актёр, который никогда не смог получить главную роль? Создавший кулинарный шедевр шеф-повар? Никогда не попадавший в аварию шофёр автобуса? Подготовившая детей к школе воспитательница детского сада? Дизайнер, IT-специалист, многие другие современные профессии могут войти в список и предоставить достаточный материал для беседы. Упомяните среди занятий, occupations, и такую: homemaker. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!

Содержание подобного урока напрямую связано с тем, где именно живут дети, чем заняты члены их семей. В сельской местности или в городе набор профессий окажется очень разным, однако и на селе найдутся мечтатели, видящие себя космонавтами или актерами, а горожане могут мечтать о домике в деревне. Главное - помочь ученикам осознать, что любая выбранная ими в будущем профессия, любое занятие важно и почетно, если подходить к нему ответственно. 

 

Если позволяет время, можно организовать круглый стол. Взять уже составленный список, предложить каждому ученику выбрать одну из профессий и обсудить всем вместе, чем хорош их выбор, какую пользу они могут принести родному городу или селу.

 

Следующий этап - расширение и закрепление. Можно создать веб-страничку, подобрать вместе с классом иллюстрации, сделать небольшие презентации. Можно сделать виртуальные или реальные плакаты. Пусть ребята пишут, рисуют, подбирают фотографии. Мои классы с удовольствием разыгрывали шарады, сочиняли небольшие пьесы. Например, выбирали формат семейного обсуждения, где каждый школьник исполнял роли родителей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр. «Хочу быть хирургом, как папа», - заявлял один школьник. Другой решал наоборот: «Мои родители-геологи с младенчества возили меня в свои экспедиции, я никогда не буду геологом!»

Кто-то мечтает стать учителем, потому что в семье есть преподаватели, или потому, что перед глазами любимый педагог. Девочка мечтает стать художником-дизайнером, потому что хорошо рисует и обладает прекрасным воображением. Часть подростков колеблется с выбором, часть ищет нашей помощи и поддержки, сомневаясь в своих способностях, либо испытывая давление со стороны родных.

Спокойная серьезная беседа, разговор на равных всегда помогает молодежи определиться с выбором или просто успокоиться. Помните золотой принцип: не нужно критиковать, всегда нужно поддержать.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"