
- учить понимать
своих товарищей, пробудить желание помогать знакомым и незнакомым людям решать
проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними;
- создание
условий для становления и проявления субъективности и индивидуальности
обучающегося, его творческих способностей;
- формирование
эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
- усвоение
детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной
деятельности;
- формирование
классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности
школьников.
Функции классного часа
1.
Просветительская – расширяет круг знаний учащихся, дается информация, которой
нет в учебной программе: история создания телефона и других средств связи.
2.
Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей
действительности; вырабатывается определенной иерархии материальных и духовных
ценностей;
3.
Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, что
способствует ответственному отношению к собственной жизни, жизни окружающих
людей.
4.
Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки
обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой
диалог, аргументировать свое мнение.
Оборудование: интерактивная доска, ПК; ролики, музыкальные нарезки для пауз.
Перед началом
классного часа все ученики класса и их родители тянут жребий, чтобы в
дальнейшем разбиться на группы с цифрами 1, 2, 3, 4 (в моём классе 11 человек, в
инсценировании приняли участие 6 родителей - получилось 4 группы).
Ход классного часа.
Классный руководитель: Добрый день, ребята! Очень рада вас видеть, но прежде чем мы продолжим
наш классный час, давайте вспомним правила, которые сопровождают все наши
встречи.
Мы снова
вместе в тесном кругу, а это значит:
1. Слушаем и
слышим, смотрим и видим!
2. Не боимся
ошибиться, смело высказываем своё мнение, ведь нас тоже слушают и слышат!
3. При этом не
перебиваем говорящего, спорим, но не кричим и не оскорбляем!
4. Не навязываем
свою точку зрения тем, кто с нами не согласен, а подбираем такие аргументы,
чтобы нас тоже поняли и услышали!
5. Предлагаем решение
проблемы, учитывая мнение других!
Представление обсуждаемой проблемы.
Классный руководитель: Итак,
продолжаем (в это время должен громко
зазвонить телефон учителя). Ой, извините: У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН. Кто
говорит? (учитель делает удивлённое лицо
и обыгрывает стихотворение
К.И.Чуковского).
- Говорит, что Слон.
Откуда?
Говорит, что, мол, от
верблюда.
Что вам
надо?
Просит шоколада.
Для кого?
Говорит, что для сына его.
А много ли
прислать?
Вы представляете, просит пудов этак
пять или шесть:
Больше ему
не съесть, он у него еще маленький!
Классный руководитель: Конечно,
это была шутка. Узнали ли вы это стихотворение и его автора? Вы совершенно
правы, но я думаю, вы очень удивитесь, когда узнаете, что это стихотворение
Корней Чуковского читала мне моя мама, когда я была маленькая. И представьте
себе, что и моей маме эти детские стихи читала её мама, то есть моя бабушка. Это стихотворение К.И.Чуковский написал в
1939 году, значит, уже тогда телефон бесцеремонно врывался в жизнь тех людей, у
которых он был. Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?
Правильно, сегодня мы будем говорить
о телефоне.
Слово телефон
пришло к нам еще из Древней Греции. Оно состоит из двух частей - теле + фон. Часть слова «теле» означает,
что какой-либо сигнал передается на большое расстояние. Ну а часть слова «фон»
означает «звук». К нам приходят заимствованные предметы и заимствованные слова,
становятся частью нашей жизни. Посмотрим, как мы живём с телефоном и без него.
Я сейчас
напишу это слово на доске, а вы назовите слова, которые у вас ассоциируются со
словом телефон. Условие – не повторяться. (Кластер
«Телефон»)
Телефон
Ассоциативный
словарь: друзья, общение, семья, игры, смартфон, интернет, связь, селфи….

Погружение в проблему.
Классный руководитель: Сегодня у
каждого из нас есть телефон. А какая польза от телефона? Зачем он нужен
человеку? (Дети говорят о том, почему так
важен телефон в жизни человека). Значит, телефон сегодня и средство связи,
и средство общения, и информация. Телефон нужен, когда необходимо позвать на
помощь – это очень важно. А какие проблемы возникают из-за телефона, есть ли
они вообще?
Ученики назвали следующие проблемы:
невозможность контролировать время, потраченное на игры в телефоне, общение с
друзьями затягивает. Из-за этого ссоры с родителями. Отметили также, что многие
в погоне за лайками не различают, где реальная жизнь, беда, а где игра.
Классный руководитель: Итак,
первое, что вы отметили, телефон – это средство связи.
А знаете ли
вы, что существует музей истории телефона? Давайте заглянем туда. Виртуальная
экскурсия по адресу:
http://telmuseum.ru/telephone_history/do-telefona-i-telegrafa/first-means-of-communication-/
Подготовленные
ученики знакомят с музеем.
1
ученик: С самых древних времен люди стремились передавать
информацию на дальние расстояния. Для этого использовали любые подручные
средства: колокола, трубы, горны, барабаны и т. д. Любые способы передачи
информации звуком назывались акустическим телеграфом. А такие способы, как
костры, цветные флажки, дымовые сигналы и т. п., назывались оптическим телеграфом.
Зажжением костров оповестили о падении Трои во времена Древней Греции
2
ученик: Позже появились акустические телефоны. Акустические
телефоны существовали ещё в древние времена. В Древней Греции прокладывали под
дорогой трубу из дома в дом и использовали её для переговоров. Существовал
также верёвочный телефон, принцип работы которого довольно прост: между двумя
диафрагмами протягивали верёвку, и за счёт ее вибрации звук передавался с
одного конца на другой.
3 ученик: Оптический телеграф Шаппа. В 1789 году священник Клод Шапп,
приехав в Париж, демонстрирует изобретённый им оптический телеграф, который он
назвал семафором. На это изобретение обратил внимание любитель физики и
механики Г. Ромм, подчеркнув его важность в преддверии войны, дешевизну,
удобство и скорость передачи. Конвент отпустил деньги на постройку такого
телеграфа длиной 210 км между городами Лилль и Париж. В 1794 году его
строительство закончилось. Между городами было установлено 20 промежуточных
станций. Каждая из них была оборудована вертикальной мачтой, напоминающей
железнодорожный семафор. К концу мачты были прикреплены подвижные линейки. При
помощи шнуров и блоков линейки могли принимать 196 различных положений,
изображая не только все буквы, но и целые наиболее употребительные слова.
Каждая станция обслуживалась одним или двумя работниками. Они наблюдали за
соседней станцией в подзорную трубу и воспроизводили на своей мачте те сигналы,
которые им передавал сосед. Затем сигналы передавались дальше. Так буква за
буквой, слово за словом передавались депеши от одной станции к другой по всей
линии.
4 ученик: Подобные
телеграфные линии были введены Николаем I и в России. Сообщение из Бреста в
Париж по оптическому телеграфу передавалось за семь минут. Единственным недостатком
такого телеграфа являлось то, что при плохой видимости передавать сообщения
было невозможно, и станции приходилось строить близко друг к другу.
Просуществовал оптический телеграф в России до 1860-х годов.
Классный руководитель: А ещё в музее вы можете узнать об электрическом телеграфе, увидеть
какими были первые телефоны. Но это будет уже совсем другая история.
Как мы с
вами уже выяснили, телефон – это и средство общения, и средство связи, и
главный помощник в экстренных ситуациях. Но телефон также - источник некоторых проблем.
А может быть, не телефон виноват, а человек, в чьих руках он находится? Давайте
попробуем в этом разобраться.
Пути решения проблемы.
Классный
руководитель: Перед началом классного часа вы выбрали
по жребию цифры – это номера команд. Сейчас я включу музыку, и пока она будет
звучать, вы найдёте товарищей по команде. Каждой команде я вручу короткий
сценарий. И за то время, что звучит музыка, вы должны сценарий воплотить в
мини-спектакль. Итак, время пошло.
Далее
одна группа выступает, другие наблюдают.

Ситуация 1.
Родители
возвращаются с работы поздно вечером. Сын сидит в своей комнате, увлечён
телефоном. Выясняется, что уроки ещё не выполнены, мусор не вынесен, дома не
убрано.
Как поведут
себя все участники в данной ситуации. Как это бывает в реальной жизни?
Роли: Мать,
отец, дети, телефон.
После выступления:
Какую
проблему обозначила эта команда?
Кто из
участников продемонстрировал такое важное качество, как ответственность?
Понравилось
ли вам выступление ребят? Что бы вы подредактировали?
Проблемный вопрос: а не
нарушают ли родители ваши права? Может быть, позвонить по телефону доверия (вспомним
номер телефона доверия)? В каких случаях можно и нужно воспользоваться
телефоном доверия?
Решение проблемы через круг вопросов
и их обсуждение.
Классный руководитель: Что нужно
сделать, чтобы и родители, и дети слушали и слышали друг друга? Что самое
важное в нашей жизни?
Из ответов детей: семья, доверие в
семье, помощь, взаимопомощь, ответственность каждого члена семьи. Телефон доверия нужен тогда, когда в семье
царит насилие. Если в семье любовь и доверие, такой телефон не нужен. Нужно
просто уважать друг друга, детям помнить, что родители тоже нуждаются в их
помощи. Одни ученик сказал, что на родителей лучше всего могут повлиять бабушка
с дедушкой, а не чужие люди.

Ситуация 2.
Две одноклассницы серьёзно
поссорились из-за того, что одна сняла другую на телефон и выставила фотографии
в Интернет. После уроков они решили выяснить отношения. Что будет дальше? Как
бы вы хотели разрешить данную ситуацию?
После
выступления:
Какую проблему обозначили ребята? С
чем вы согласны, а с чем нет?
Нужно ли отвечать на зло злом? Какой
выход можно было найти из сложившейся ситуации?
Классный
руководитель: А вот ещё одна ситуация.
Просмотр
социального ролика. (Сюжет: мальчиков знакомят с девочкой, предлагают
сказать ей приятные слова, потрогать волосы, погладить, состроить рожицу. Затем звучит фраза «А ТЕПЕРЬ… УДАРЬ
ЕЁ»). Учитель останавливает ролик.
Классный руководитель: Как вы думаете, как поступят эти
мальчики?
Вопрос мальчикам: А как поступили бы вы? А если
окажется, что эта девочка украла у вас новый телефон, как быть? (Обсуждение:
телефон – это просто вещь, пусть даже ценная, но самое ценное – это
человеческая жизнь, достоинство, здоровье, любовь, красота…). Ну что, посмотрим
дальше?
После
ролика.
Мальчики, какой ответ
вам понравился больше всего (Девочку нельзя
ударить даже букетом цветов).
- А вам, девочки? (Тот, что и мальчикам, а ещё: «Ведь я же
мужчина». А мужчина несёт ответственность и за себя, и за тех, кто слабее).

Ситуация 3.
Одноклассники идут по улице и вдруг
видят горящий дом. Из окна 5 этажа не могут выбраться люди. Как они поступят? Придумайте
и распределите роли.
После
выступления:
Какая проблема представлена
ребятами?
Знаете ли вы подобные истории?
Решение
проблемы: почему люди в подобных ситуациях берутся за телефон, но не вызывают службу
спасения, а снимают видео для лайков?
КАКИЕ ВАЖНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ВЫ ДОЛЖНЫ
ЗНАТЬ?
В ходе
обсуждения пришли к выводу, что первое, что должен сделать владелец телефона –
позвонить в службы спасения. Безразличие, фото и съёмка ради развлечения – это
преступление.
Ситуация 4.
Вы забыли записать домашнее задание.
Звоните однокласснику. Трубку взяла сначала бабушка одноклассника, потом его
папа, потом мама, и только затем одноклассник. Ваш разговор?
После
выступления:
Какая проблема представлена
ребятами?
Согласны ли вы с их интерпретацией
ситуации?
Почему так важно быть
взаимовежливыми?
Можно ли отнимать чужое время на
пустые разговоры?
Пути решения
проблемы
Телефон и интернет сегодня для
многих молодых людей - слова-синонимы, неразделимые понятия. Для размышления я
предлагаю вам посмотреть ещё один ролик. (Ролик
о зависимости человека от интернета).
Классный руководитель:
Какие важные проблемы мы с вами
обсудили?
Виноват ли телефон в этих проблемах?
Может ли быть слово телефон источником некоторых проблем?
А может ли быть этим источником
предмет телефон?
А, может быть, не телефон виноват, а
человек, в чьих руках он находится?
Важно ли, что и как мы говорим по
телефону, пишем в интернете? А в повседневной жизни?
Обсуждение.
Рефлексия. Посмотрим
ещё раз на доску, где вы записывали ассоциации к слову «телефон». Изменилось ли
ваше восприятие?
Игра «Глухой
телефон».
Итог. Я желаю
вам, чтобы в вашей жизни не было ни глухих телефонов, ни людей, глухих к вашим
проблемам. Слушать и слышать самое
главное в нашей жизни – это очень важно. Многое в этой жизни зависит от вас.
Источники:
Ролик «Ударь её». Ролик о
зависимости от Интернет.
http://www.youtubeto.com/ru/?v=wWuiWHLKOeo
https://www.youtube.com/watch?v=cahwXDbyG-I&list=RDcahwXDbyG-I&t=4
Ульяна Чернышова, учитель русского языка и литературы Баскаковской средней школы
Смоленской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009