Задачи:

- учить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать знакомым и незнакомым людям решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними;

- создание условий для становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;

- формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

- усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности;

- формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

 

Функции классного часа

1. Просветительская – расширяет круг знаний учащихся, дается информация, которой нет в учебной программе: история создания телефона и других средств связи.

2. Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; вырабатывается определенной иерархии материальных и духовных ценностей;

3. Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, что способствует ответственному отношению к собственной жизни, жизни окружающих людей.

4. Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументировать свое мнение.

 

Оборудование: интерактивная доска, ПК; ролики, музыкальные нарезки для пауз.

 

Перед началом классного часа все ученики класса и их родители тянут жребий, чтобы в дальнейшем разбиться на группы с цифрами 1, 2, 3, 4 (в моём классе 11 человек, в инсценировании приняли участие 6 родителей - получилось 4 группы).

 

Ход классного часа.

Классный руководитель: Добрый день, ребята! Очень рада вас видеть, но прежде чем мы продолжим наш классный час, давайте вспомним правила, которые сопровождают все наши встречи.  

 

Мы снова вместе в тесном кругу, а это значит:

1.      Слушаем и слышим, смотрим и видим!

2.      Не боимся ошибиться, смело высказываем своё мнение, ведь нас тоже слушают и слышат!

3.      При этом не перебиваем говорящего, спорим, но не кричим и не оскорбляем!

4.      Не навязываем свою точку зрения тем, кто с нами не согласен, а подбираем такие аргументы, чтобы нас тоже поняли и услышали!

5.      Предлагаем решение проблемы, учитывая мнение других!

 

Представление обсуждаемой проблемы.

 

Классный руководитель: Итак, продолжаем (в это время должен громко зазвонить телефон учителя). Ой, извините: У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН. Кто говорит? (учитель делает удивлённое лицо и  обыгрывает стихотворение К.И.Чуковского).

- Говорит, что Слон.

Откуда?

Говорит, что, мол, от верблюда.

Что вам надо?

Просит шоколада.

Для кого?

Говорит, что для сына его.

А много ли прислать?

Вы представляете, просит пудов этак пять или шесть:

Больше ему не съесть, он у него еще маленький!

 

Классный руководитель: Конечно, это была шутка. Узнали ли вы это стихотворение и его автора? Вы совершенно правы, но я думаю, вы очень удивитесь, когда узнаете, что это стихотворение Корней Чуковского читала мне моя мама, когда я была маленькая. И представьте себе, что и моей маме эти детские стихи читала её мама, то есть моя бабушка.  Это стихотворение К.И.Чуковский написал в 1939 году, значит, уже тогда телефон бесцеремонно врывался в жизнь тех людей, у которых он был. Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

Правильно, сегодня мы будем говорить о телефоне.

Слово телефон пришло к нам еще из Древней Греции. Оно состоит из двух частей - теле + фон. Часть слова «теле» означает, что какой-либо сигнал передается на большое расстояние. Ну а часть слова «фон» означает «звук». К нам приходят заимствованные предметы и заимствованные слова, становятся частью нашей жизни. Посмотрим, как мы живём с телефоном и без него.

Я сейчас напишу это слово на доске, а вы назовите слова, которые у вас ассоциируются со словом телефон. Условие – не повторяться.  (Кластер «Телефон»)

 

Телефон

Ассоциативный словарь: друзья, общение, семья, игры, смартфон, интернет, связь, селфи….

 

Погружение в проблему.

Классный руководитель: Сегодня у каждого из нас есть телефон. А какая польза от телефона? Зачем он нужен человеку? (Дети говорят о том, почему так важен телефон в жизни человека). Значит, телефон сегодня и средство связи, и средство общения, и информация. Телефон нужен, когда необходимо позвать на помощь – это очень важно. А какие проблемы возникают из-за телефона, есть ли они вообще?

 

Ученики назвали следующие проблемы: невозможность контролировать время, потраченное на игры в телефоне, общение с друзьями затягивает. Из-за этого ссоры с родителями. Отметили также, что многие в погоне за лайками не различают, где реальная жизнь, беда, а где игра.

 

Классный руководитель: Итак, первое, что вы отметили, телефон – это средство связи.

А знаете ли вы, что существует музей истории телефона? Давайте заглянем туда. Виртуальная экскурсия по адресу:

http://telmuseum.ru/telephone_history/do-telefona-i-telegrafa/first-means-of-communication-/

Подготовленные ученики знакомят с музеем.

1 ученик: С самых древних времен люди стремились передавать информацию на дальние расстояния. Для этого использовали любые подручные средства: колокола, трубы, горны, барабаны и т. д. Любые способы передачи информации звуком назывались акустическим телеграфом. А такие способы, как костры, цветные флажки, дымовые сигналы и т. п., назывались оптическим телеграфом. Зажжением костров оповестили о падении Трои во времена Древней Греции

2 ученик: Позже появились акустические телефоны. Акустические телефоны существовали ещё в древние времена. В Древней Греции прокладывали под дорогой трубу из дома в дом и использовали её для переговоров. Существовал также верёвочный телефон, принцип работы которого довольно прост: между двумя диафрагмами протягивали верёвку, и за счёт ее вибрации звук передавался с одного конца на другой.

3 ученик: Оптический телеграф Шаппа. В 1789 году священник Клод Шапп, приехав в Париж, демонстрирует изобретённый им оптический телеграф, который он назвал семафором. На это изобретение обратил внимание любитель физики и механики Г. Ромм, подчеркнув его важность в преддверии войны, дешевизну, удобство и скорость передачи. Конвент отпустил деньги на постройку такого телеграфа длиной 210 км между городами Лилль и Париж. В 1794 году его строительство закончилось. Между городами было установлено 20 промежуточных станций. Каждая из них была оборудована вертикальной мачтой, напоминающей железнодорожный семафор. К концу мачты были прикреплены подвижные линейки. При помощи шнуров и блоков линейки могли принимать 196 различных положений, изображая не только все буквы, но и целые наиболее употребительные слова. Каждая станция обслуживалась одним или двумя работниками. Они наблюдали за соседней станцией в подзорную трубу и воспроизводили на своей мачте те сигналы, которые им передавал сосед. Затем сигналы передавались дальше. Так буква за буквой, слово за словом передавались депеши от одной станции к другой по всей линии.

4 ученик: Подобные телеграфные линии были введены Николаем I и в России. Сообщение из Бреста в Париж по оптическому телеграфу передавалось за семь минут. Единственным недостатком такого телеграфа являлось то, что при плохой видимости передавать сообщения было невозможно, и станции приходилось строить близко друг к другу. Просуществовал оптический телеграф в России до 1860-х годов.

Классный руководитель: А ещё в музее вы можете узнать об электрическом телеграфе, увидеть какими были первые телефоны. Но это будет уже совсем другая история.

Как мы с вами уже выяснили, телефон – это и средство общения, и средство связи, и главный помощник в экстренных ситуациях. Но телефон также - источник некоторых проблем. А может быть, не телефон виноват, а человек, в чьих руках он находится? Давайте попробуем в этом разобраться.

 

Пути решения проблемы.

 

Классный руководитель: Перед началом классного часа вы выбрали по жребию цифры – это номера команд. Сейчас я включу музыку, и пока она будет звучать, вы найдёте товарищей по команде. Каждой команде я вручу короткий сценарий. И за то время, что звучит музыка, вы должны сценарий воплотить в мини-спектакль. Итак, время пошло.

Далее одна группа выступает, другие  наблюдают.

Ситуация 1.

Родители возвращаются с работы поздно вечером. Сын сидит в своей комнате, увлечён телефоном. Выясняется, что уроки ещё не выполнены, мусор не вынесен, дома не убрано.

Как поведут себя все участники в данной ситуации. Как это бывает в реальной жизни?

Роли: Мать, отец, дети, телефон.

 

После выступления:

Какую проблему обозначила эта команда?

Кто из участников продемонстрировал такое важное качество, как ответственность?

Понравилось ли вам выступление ребят? Что бы вы подредактировали?

Проблемный вопрос: а не нарушают ли родители ваши права? Может быть, позвонить по телефону доверия (вспомним номер телефона доверия)? В каких случаях можно и нужно воспользоваться телефоном доверия?

 

Решение проблемы через круг вопросов и их обсуждение.

Классный руководитель: Что нужно сделать, чтобы и родители, и дети слушали и слышали друг друга? Что самое важное в нашей жизни?

Из ответов детей: семья, доверие в семье, помощь, взаимопомощь, ответственность каждого члена семьи.  Телефон доверия нужен тогда, когда в семье царит насилие. Если в семье любовь и доверие, такой телефон не нужен. Нужно просто уважать друг друга, детям помнить, что родители тоже нуждаются в их помощи. Одни ученик сказал, что на родителей лучше всего могут повлиять бабушка с дедушкой, а не чужие люди.

 

Ситуация 2.

Две одноклассницы серьёзно поссорились из-за того, что одна сняла другую на телефон и выставила фотографии в Интернет. После уроков они решили выяснить отношения. Что будет дальше? Как бы вы хотели разрешить данную ситуацию?

После выступления:

Какую проблему обозначили ребята? С чем вы согласны, а с чем нет?

Нужно ли отвечать на зло злом? Какой выход можно было найти из сложившейся ситуации?

Классный руководитель: А вот ещё одна ситуация.

Просмотр социального ролика. (Сюжет: мальчиков знакомят с девочкой, предлагают сказать ей приятные слова, потрогать волосы, погладить, состроить рожицу. Затем звучит фраза «А ТЕПЕРЬ… УДАРЬ ЕЁ»). Учитель останавливает ролик.

Классный руководитель: Как вы думаете, как поступят эти мальчики?

Вопрос мальчикам: А как поступили бы вы? А если окажется, что эта девочка украла у вас новый телефон, как быть? (Обсуждение: телефон – это просто вещь, пусть даже ценная, но самое ценное – это человеческая жизнь, достоинство, здоровье, любовь, красота…). Ну что, посмотрим дальше?

После ролика.

Мальчики, какой ответ вам понравился больше всего (Девочку нельзя ударить даже букетом цветов).

- А вам, девочки? (Тот, что и мальчикам, а ещё: «Ведь я же мужчина». А мужчина несёт ответственность и за себя, и за тех, кто слабее).

 

Ситуация 3.

Одноклассники идут по улице и вдруг видят горящий дом. Из окна 5 этажа не могут выбраться люди. Как они поступят? Придумайте и распределите роли.

После выступления:

Какая проблема представлена ребятами?

Знаете ли вы подобные истории?

Решение проблемы: почему люди в подобных ситуациях берутся за телефон, но не вызывают службу спасения, а снимают видео для лайков?

КАКИЕ ВАЖНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ?

В ходе обсуждения пришли к выводу, что первое, что должен сделать владелец телефона – позвонить в службы спасения. Безразличие, фото и съёмка ради развлечения – это преступление.

 

Ситуация 4.

Вы забыли записать домашнее задание. Звоните однокласснику. Трубку взяла сначала бабушка одноклассника, потом его папа, потом мама, и только затем одноклассник. Ваш разговор?

После выступления:

Какая проблема представлена ребятами?  

Согласны ли вы с их интерпретацией ситуации?

Почему так важно быть взаимовежливыми? 

Можно ли отнимать чужое время на пустые разговоры?                          

Пути решения проблемы

Телефон и интернет сегодня для многих молодых людей - слова-синонимы, неразделимые понятия. Для размышления я предлагаю вам посмотреть ещё один ролик. (Ролик о зависимости человека от интернета).

Классный руководитель:

Какие важные проблемы мы с вами обсудили? 

Виноват ли телефон в этих проблемах?

Может ли быть слово телефон источником некоторых проблем?

А может ли быть этим источником предмет телефон?

А, может быть, не телефон виноват, а человек, в чьих руках он находится?

Важно ли, что и как мы говорим по телефону, пишем в интернете? А в повседневной жизни?

Обсуждение.

Рефлексия. Посмотрим ещё раз на доску, где вы записывали ассоциации к слову «телефон». Изменилось ли ваше восприятие?

Игра «Глухой телефон».

Итог. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни не было ни глухих телефонов, ни людей, глухих к вашим проблемам.  Слушать и слышать самое главное в нашей жизни – это очень важно. Многое в этой жизни зависит от вас.

 

Источники:

Ролик «Ударь её». Ролик о зависимости от Интернет.

http://www.youtubeto.com/ru/?v=wWuiWHLKOeo

https://www.youtube.com/watch?v=cahwXDbyG-I&list=RDcahwXDbyG-I&t=4

 

Ульяна Чернышова, учитель русского языка и литературы Баскаковской средней школы Смоленской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2009