Задачи:

- познакомить учеников с тренингом распределения внимания; приемом эффективного запоминания;

- вывести учащихся на проблему: недостаточно сформированные познавательные универсальные умения;

- показать учащимся пути совершенствования их познавательных способностей для более успешного обучения.

 

 

Оборудование:

Классная доска.

Рабочая папка для каждого ученика. В папке: лист бумаги «в клетку», лист бумаги А-4, карандаш простой с ластиком, ножницы, открытка.

CD с классической музыкой (включаем музыку во время выполнения заданий).

 

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте! Рада вас снова видеть. Сегодня нас ждет много интересного. Мы будем изучать очень интересный мир. Этот мир - ты сам и твои способности. В нем, как в любом уважающем себя мире, есть свои законы и правила. Вот их мы сегодня и будем открывать. Готовы начать?

 

Вероятные ответы и действия учащихся: Да!

 

Педагог: Сегодня мы с вами убедимся на личном опыте в том, что есть правила, которым нужно следовать для успешной учебы. Как вы думаете, что должен уметь человек, чтобы успешно учиться?

 

Учащиеся: Думать хорошо, быть внимательным на уроках, запоминать хорошо, быть активным. Хотеть учиться.

 

Педагог: Вот это, пожалуй, главное: захотеть хорошо учиться. Попробуем убедиться, так ли это важно. Представим ситуацию так (картинка 1).

Если нам что-либо очень надо, и мы хотим это сделать, то…

 

Учащиеся: Сможем.

 

Педагог: Если я чего-то хочу и могу сделать, то непременно найду, где это сделать…

 

Учащиеся: Надо!

 

Педагог: А вот если мне что-то надо и даже я могу это сделать, но не хочу, будет движение вперед или нет?

 

Учащиеся: Нет!

 

Педагог: Идем дальше. Вот вы сказали, чтобы хорошо учиться, важно быть внимательным. Зачем?

 

Учащиеся: чтобы не делать глупых ошибок.

 

Педагог: А что нужно, чтобы не делать «глупых ошибок»?

 

Учащиеся: не отвлекаться.

 

Педагог: Правильно. Потому что делать одновременно два дела одинаково хорошо, редко у кого получается. Говорят, Гай Юлий Цезарь умел одновременно писать и беседовать. Может и среди вас есть такие? (Пригласить «волонтера» к доске для выполнения занятия на распределение внимания).

Задание такое: читая вслух незнакомый текст, на доске писать + +- -. Одновременно! Не прерывая обоих действий.

 

Учащийся выполняет задание. Результат примерно такой: либо явные ошибки в порядке +- + и - -- +++, либо ученик сбивается в чтении, тянет слова, делает паузы. Даже если и читает прилично, и пишет без ошибок, не может качественно пересказать смысл прочитанного.

 

Педагог: Значит, и вправду, «ХОЧУ» получается важнее «МОГУ» и даже «НАДО»! Вывод…

 

Учащиеся: чтобы что-то получилось, надо прежде захотеть, чтоб получилось. И тогда это поможет научиться, если не можешь. И найти этому применение.

 

Педагог: Есть мнение, что человек меняется всю жизнь. Что вы думаете по этому поводу?

 

Учащиеся: Да, наверное…

 

Педагог: А если это так, может быть поздно «захотеть»?

 

Учащиеся: Нет, можно начать меняться в любое время, было бы желание.

 

Педагог: Итак: никогда не поздно захотеть меняться. Применительно к нашему основному занятию на данное время Правило первое: никогда не поздно захотеть хорошо учиться!»

 

Учащиеся записывают в открытку.

 

Педагог: «Правило второе: одно дело в единицу времени».

 

Учащиеся записывают в открытку.

 

Педагог: Ну, хорошо. Вот вам еще одно задание на внимание.

Вам пригодится лист в клетку. Слушайте внимательно: «даны четыре точки (примечание: точки расположены по вершинам квадрата!), нужно соединить их тремя прямыми линиями, не отрывая руки и не проводя по одной линии дважды, и вернуться в исходную точку». Кто догадается первым, молча подзовите меня. (На выполнение задания 5 минут).

 

Учащиеся выполняют задание на местах.

 

Педагог: Кто помнит, на что было задание?

 

Учащиеся вряд ли вспомнят, что «на внимание».

 

Педагог: Не помните? Память тоже нужно тренировать. Я же сказала: «Вот вам еще одно задание на внимание». И еще на умение анализировать условия задания.

В самом задании заложен ответ: точки расположены по вершинам квадрата, три прямые замкнутые линии — это треугольник, соединить вершины квадрата можно если вписать квадрат в треугольник. (Картинка 2).

«Третье правило: не спеши решать задачу, пока не понял ее условия».

 

Учащиеся записывают в открытку.

 

Педагог: Выполняя предыдущее задание, мы попутно выяснили, что нам нужно научиться лучше запоминать. Проверим? Я назову 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Вы постарайтесь их запомнить, а затем по команде «Начали!» вы должны будете записать их в том же порядке.

 

Учащиеся слушают и записывают (результат обычно около 50%).

 

Педагог: Давайте проверим (прочитать «ключ»). А теперь попробуем по-другому. Можно существенно улучшить запоминание, если в то время, когда я буду зачитывать слова, вы будете сочинять предложения с этими словами, чтобы получился маленький рассказ. И еще вы должны очень ярко представлять себе то, что сочиняете, как будто в кино.

 

Учащиеся выполняют задание и зачитывают.

Учащийся: «Дом стоял у подножия скалы. В небе висело облако, похожее на кролика. Капля дождя упала мне на голову, когда я смотрел кино, сидя на стуле, под которым лежал мяч, на котором была нарисована птица». (70-100% слов)

 

Учащиеся: Слова-исключения на уроках русского языка или английского (если сочинять по-английски)

 

Зачитать 10 слов из второго набора. Например: дом, скала, облако, кролик, капля, голова, кино, стул, мяч, птица.

 

Педагог: Ну вот, теперь вы знаете новый способ запоминания. Где это может пригодиться?

«Правило четвертое: не всегда привычный способ действий - самый хороший. Могут быть лучше».

 

Учащиеся записывают в открытку.

 

Педагог: Когда вы говорили, что важно уметь, чтобы хорошо учиться, вы не сказали главного. Нужно верить в себя и в то, что если хочешь чего-то и стараешься достичь, то обязательно достигнешь. «Ничего невозможного нет». И это – пятое правило.

 

Учащиеся записывают в открытку.

 

Педагог: Доказать? Сейчас вы сами себе докажете, что возможно даже то, что на первый взгляд кажется не реальным.

 

Демонстрируется «невозможная фигура» (картинка 3), заранее сделанная из листа бумаги только при помощи ножниц (перегнуть по средней горизонтальной линии). Картинка 4.

 

Учащиеся рассматривают «невозможную фигуру» в руках учителя (трогать руками нельзя!). Поначалу все наперебой твердят, что это сделать невозможно, что нужен клей помимо ножниц. Пытаются из листа А-4 сделать такую же только при помощи ножниц. Удается тому, кто сможет подойти к решению нестандартно, кто догадается перегнуть лист по средней горизонтальной линии и решить задачу в разных плоскостях.

 

Педагог: Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Было ли что-то полезное лично для вас на этом занятии?

 

Учащиеся: Правила для хорошей учебы. Правила для успешной жизни.

 

Педагог: Какие это правила?

 

Учащиеся называют.

 

Светлана Абросимова, учитель английского языка, классный руководитель 7 «п» класса, практический психолог, Центр образования №1830 Москвы

Картинки к занятию - в прикрепленных файлах в формате pdf.