Дисциплина – всегда актуальная проблема. Возможно ли добиться, чтобы ВСЕ школьники ВСЕГДА вели себя хорошо? Что такое хорошее поведение? И можно ли мотивировать всех? Непростые вопросы.

Как мать, я точно знаю: там, где дети, возникает шум, беспорядок, споры и непонимание. Если весь класс сидит по стойке «смирно» и ведет себя бесшумно, что-то не так…

Попробуйте классифицировать возникающие ситуации и модифицировать своё поведение. Например, мы, взрослые, не всегда понимаем, что может вызвать внезапный хохот или протест. Но мы можем проверить расписание уроков и подготовиться к тому, что нас ожидает в определенный день. После сложной контрольной по другому предмету настроение ребят непредсказуемо; если ваши коллеги отругали их на предыдущем уроке, вам придётся справляться с побочным эффектом. После напряженного урока физкультуры дети поначалу просто ничего не воспринимают... Стандартные ответы учеников на наши вопросы известны, особенно если мы имеем дело с подростками: «Ничего, никто, не знаю», или просто молчание. Что делать? Дайте им пару минут, помогите успокоиться, включив музыку, презентацию, раздайте карточки, начните писать на доске, пошутите. Не вступайте в дискуссии и ни в коем случае не кричите. Если вы будете пытаться сразу начать занятие, перекричать возбужденных детей, они будут шуметь еще больше.

Заботят ли самих учеников проблемы дисциплины? Да. Если в классе один-два возмутителя спокойствия, они мешают всем. Часто школьники способны самостоятельно утихомирить хулигана, потому что большая часть пришла на урок, ожидая что-то получить от нас, узнать новое. Если же у ребёнка какие-то психологические проблемы, реальные причины для серьезных отклонений, следует обратиться за помощью к администрации школы, к психологу.

Мотивация - ещё один вечный «камень преткновения». Давайте вспомним, что по оценкам специалистов, 20% детей имеют отклонения и отставания в развитии. Это означает, что в каждом классе есть ученики, которые объективно не способны усвоить всю программу. Есть и такие, кого интересует лишь один предмет, а на остальных уроках им просто скучно. В каждом классе может оказаться будущий гений, которому тесно в рамках школьной программы. Стандарт один, а индивидуальностей бесконечно много.

Нам, педагогам, приходится справляться с изменениями учебных программ и планов, с внедрением новейших технологий, с требованиями вводить в процесс обучения проекты и так далее. Детям нужен присмотр, это тоже часть нашей педагогической работы. С чего начинается рабочий день любого предметника, независимо от того, работает он в начальной школе или в старших классах? В кабинет влетает толпа детей, которые спешат поделиться с одноклассниками новостями. Если они испытывают к нам доверие, то большую часть домашних проблем они выливают на нас, взрослых. Помню, как одна третьеклассница вбегала в мой класс, бросалась ко мне и обнимала с воплем «Наконец-то!». Ни в одной инструкции не написано, как нужно себя вести в таких случаях. Нет и указаний на то, как сразу включиться в очередную грамматическую тему и вести урок «как ни в чем не бывало», зная, в каком сложном семейном положении находится ребёнок.

Все мои корреспонденты - преданные своему делу профессионалы, продолжающие работу, любящие детей. Спасибо вам за ваши письма и вопросы.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"