Поскольку дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Уже с 6-7 лет они проявляют активность и просят у родителей первые «карманные» деньги, совершают попытки самостоятельной оплаты товаров.

В образовательном курсе знакомство с миром экономики и финансов разворачивается в логике: от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий. От простейших экономических категорий «труд», «профессия», «потребность», «деньги» дети переходят к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и пониманию законов финансового мира.

Разделы курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей» позволяют знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, с театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности.

Программа состоит из 2 концентров.

1-й концентр – базовый модуль «Финансовая азбука». В ходе его реализации формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».

2-й концентр – дополнительные модули («Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности.

Поскольку дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, то основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, картинки и т. п.). Поэтому основной акцент при изучении курса сделан на применении наглядности и наглядных образов, что позволяет детям усвоить содержание основных экономических понятий и правил поведения в мире экономики и финансов для дальнейшего их эффективного использования. 

Наглядные образы, связанные с основными понятиями курса, дополняются художественными рассказами о приключениях кота Белобока, который благодаря знаниям и труду из ленивца превратился в успешного предпринимателя. Материал образовательного курса был объединен общим сюжетом о приключениях домашнего кота Белобока и его лесных друзей. Воспитатели отмечают привлекательность и понятность образа главного героя сказочных сюжетов – кота Белобока. Как только черно-белый котик появляется на столе воспитателя – дети сразу понимают, что начинается занятие по финансовой грамотности. Ребята с удовольствием слушают истории про кота, «путешествуют» вместе с ним и играют в предложенные игры.

Сам курс начинается так:

Воспитатель: Я хочу познакомить вас с необычным котом, его зовут Белобок, он будет приходить к вам на занятия и рассказывать увлекательные истории из своей жизни. Сегодня мы с вами прочитаем первую сказку про кота Белобока. Слушайте очень внимательно, потом мы будем отгадывать загадки, рисовать и выполнять много интересных заданий.

Воспитатель читает детям сказку про кота Белобока.

«Жил-был на белом свете кот Белобок. Вы думаете, он был белым и пушистым? Нет, Белобок – кот черный, с зелеными глазами, белыми носочками на передних лапах и белым пятном на боку. Жил кот, не тужил…  И ничего нового, интересного с Белобоком не случается. Хозяева по струнке ходят, все желания кота выполняют. Но разве это жизнь? Подумал кот и решил пойти в лес, своими глазами все увидеть. Хоть и жалко ему было хозяев, но и свою жизнь надо устраивать самостоятельно…»

В обучении детей дошкольного возраста очень важно чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в методических рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.

Предлагаемые авторами в программе для изучения разделы носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, с театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.

Преимущества игровой формы преподавания в дошкольном возрасте очевидны: быстрая организация познавательного процесса, вовлеченность участников, легкость подачи нового материала, быстрота его усвоения, через «проигрывание» новых жизненных ситуаций.

Сложность одна – «вывести» детей из игры, так как увлекаются быстро, а вот переключить на другой вид деятельности им довольно сложно, но опытные воспитатели с этим справляются.

Интересный опыт организации детской деятельности при изучении курса был представлен Центром развития детей – детским садом №26 г. Волгограда, в котором уже несколько лет работает анимационная студия «Пластилиновый мир». Воспитатели, педагоги дополнительного образования, дети и родители разработали мультипликационный проект «Экономика для малышей». Ребята совместно с воспитателем сочинили сценарий, сделали из пластилина героев мультфильма: кота Белобока, лису Рыжий хвост, Белочку и др. и смонтировали при помощи родителей мультипликационный фильм.

В помощь педагогам уже созданы обучающие мультсериалы: «Уроки тетушки Совы» и «Приключения Смешариков» (специальные выпуски по темам финансовой грамотности). 

Поскольку многие родители не понимают необходимость системного обучения финансовой грамотности детей с 6 лет, в комплект программы были включены задания для выполнения дома совместно с родителями. В помощь родителям подготовлен словарик экономических понятий, в котором даются рекомендации, как в понятной и доступной форме объяснить ребенку некоторые из них и выполнить вместе домашние задания. Многие родители впервые задумываются о необходимости самостоятельного ознакомления с финансовой грамотностью и даже обращаются к воспитателям с вопросами о том, где и как они могут улучшить свои знания в данной сфере.

Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т.д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения. 

Целесообразно параллельно с изучением курса привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой: распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств для приобретения более дорогих вещей (через банковскую систему) и т.д. Походы с ребенком в магазин (на рынок, в банк) могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса, и служить основой грамотного финансового поведения в будущем. 

В Волгоградской Педагогической копилке много материалов, которые разработали педагоги в поддержку данной программы (презентации, сказки, игры, поэзия): все эти материалы можно получить совершенно бесплатно – направляйте заявки по адресу: fingam34@mail.ru


Об авторе:

Ольга Сергеевна Андреева – консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации Программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области, руководитель Регионального центра финансовой грамотности, кандидат филологических наук, доцент