Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» рассчитана на повышение финансовой грамотности школьников 12-17 лет, она проводится в течение шести дней на базе школ, организаций дополнительного образования, пришкольных и загородных оздоровительных лагерей. Оптимальное количество участников игры – до 60 человек. Каждый участник Кейс-игры реально проживает как бы взрослую жизнь, становясь либо сотрудником мэрии Города, либо управляющим/наемным сотрудником предприятия, банка, страхового фонда, фондовой биржи, либо главой домохозяйства. 

В рамках Кейс-игры за один игровой день проходит два игровых месяца. За шесть игровых дней проходит десять игровых месяцев (в первый и шестой дни проходит по одному игровому месяцу). Игровой месяц равен одному циклу финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство» и составляет 60 минут. В течение каждого игрового месяца совершаются все финансовые операции: выплата заработанной платы, пенсий и пособий, оплата налогов и жилищно-коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, проведение банковских операций, расчетов по вкладам и кредитам, заключение договоров страхования и выплата страховых взносов (премий), покупка и продажа ценных бумаг. 

Организация Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности»

Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» проводится в два этапа, каждый этап проводится в течение трех дней. Первый этап игры (1-й, 2-й и 3-й игровые дни) – это базовый уровень кейс-игры, на этом этапе участники знакомятся с базовыми понятиями финансовой грамотности, финансовыми институтами и их инструментами, решают кейсы базового уровня. На первом этапе главное для участников – научится ставить финансовые цели и планировать бюджет, вырабатывать стратегию и план достижения финансовых целей; безопасно и выгодно использовать услуги и продукты банков и других кредитных организаций. 

На этом этапе кейс-игры один из представителей домохозяйства работает в сфере экономики, т.е. работает либо в мэрии, либо на предприятиях, либо в банках, страховом фонде, фондовой бирже. Его основная задача обеспечивать доходную часть домохозяйства. Второй участник домохозяйства занимается семейными финансовыми вопросами, т.е. он приобретает продукты питания, оплачивает налоги и коммунальные платежи, работает с финансовыми институтами. 

На втором этапе (4-й, 5-й и 6-й игровые дни) участники домохозяйства меняются ролями и продолжают играть с теми результатами, которые получили в рамках первого этапа. Они знакомятся с более сложными понятиями финансовой грамотности и финансовыми инструментами, решают кейсы продвинутого уровня. Задача этого этапа – дать возможность участникам научиться использовать весь спектр финансовых инструментов для увеличения благосостояния домохозяйства. 

Содержание каждого игрового дня разворачивается последовательно через такие структурные элементы кейс-игры, как установочный доклад; проектная сессия; первый цикл финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство»; экспертно-консультативная сессия; второй цикл финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство»; аналитическая сессия; круглый стол; групповая рефлексия.

Установочный доклад – это технология коллективной работы, в рамках которой до участников игры доводится информация по финансовой грамотности:
  • во-первых, в форме демонстрации тематических видеороликов, созданных в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
  • во-вторых, в форме сообщения руководителя кейс-игры, комментирующего видеоролик и выделяющего существенное в данной теме, создающего опорный конспект по теме игрового дня;
  • в-третьих, в предъявлении руководителем игры кейса на данный игровой день и обсуждении возможных способов его решения.
Второй и последующие установочные доклады в рамках кейс-игры представляют собой переход от одного игрового дня к другому, включающий анализ результатов предыдущих дней и намечающий перспективные линии деятельности домохозяйств в финансовой сфере на следующий игровой день. 

Проектная сессия начинается:
  • с решения, предложенного в установочном докладе кейса; 
  • постановки цели по увеличению благосостояния домохозяйства на игровой день; 
  • планирования действий по их достижению. 
Финансовая имитационно-ролевая игра «Домохозяйство» имеет следующие цели: 

а) проигрывание и опытная проверка плана деятельности домохозяйств в финансовой сфере по повышению уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства; 
б) развитие компетенции грамотного финансового поведения домохозяйств при наличии множества альтернатив; 
в) осознание и анализ участниками игры как собственных, так и чужих действий в финансовой сфере.

Через осуществление социально-профессиональных ролей, соответствующих жизненным эквивалентам, проходит освоение участниками игры грамотного финансового поведения. Каждый участник игры реально проживает практические ситуации взрослой жизни, они проводят в жизнь свои решения, преодолевая сопротивление других игроков, имитируя на себе все действия домохозяйств. 

Для проведения ФИРИ «Домохозяйство» необходимо помещение, которое делится на зоны (игровые локации). В этих зонах работают предприятия и домохозяйства. Предприятия производят продукцию и продают ее, мэрия управляет жизнью города, финансовые институты реализуют свои функции. Домохозяйства увеличивают свое благосостояние, используя финансовые институты. (См. схему локации).

Экспертно-консультативная сессия включает в себя:

а) совместное проведение членами домохозяйства экспертизы стратегий и плана своих действий, реализованных в ФИРИ «Домохозяйство»; 
б) проведение коррекции первоначального плана и заложенных в нем стратегий деятельности домохозяйств в финансовой сфере по повышению уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства; 
в) подготовку нового плана действий для повторного проигрывания и опытной проверки в ФИРИ «Домохозяйство»; 
г) выступление перед игротехниками с новым проектом и получение консультации.

Аналитическая сессия включает:

а) анализ ФИРИ «Домохозяйство», при котором выделяются разрывы и затруднения в реализации проекта деятельности домохозяйства в процессе ФИРИ «Домохозяйство», схематизация этих затруднений;
б) выделение стратегий и способов работы домохозяйства в ФИРИ «Домохозяйство», их схематизация;
в) подготовку выступления домохозяйства на круглом столе по теме «Эффективные стратегии и оптимальные способы работы домохозяйства по увеличению уровня потребления (уровня жизни) семьи».

Круглый стол имеет следующие цели:
  • обсудить неясные и спорные моменты в игре, разрывы, затруднения и проблемы в реализации планов действий домохозяйств в ФИРИ «Домохозяйство»;
  • обсудить стратегии и способы работы домохозяйств и выделить наиболее эффективные стратегии и оптимальные способы достижения необходимого уровня потребления (уровня жизни) домохозяйствами, которые они реализовали в процессе игры. 
Не допускается конкурирование мыслей участников, частные мысли объединяются в одну коллективную мысль.

Групповая рефлексия должна быть ориентирована на:

а) осознание обучающимися целей своего игрового домохозяйства и средств их достижения за прошедший игровой период; 
б) осознание границ своего знания и незнания по финансовой грамотности; 
в) осознание своих личных целей, средств их достижения и оснований своих действий; 
г) формулирование своих целей на следующий игровой день.


Примерные программа и регламент проведения одного дня Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» для смен пришкольных и загородных оздоровительных лагерей


08.30-09.30

Подъем, зарядка, гигиенические процедуры, линейка, завтрак

09.30-10.30

Установочный доклад (общее заседание). Подведение итогов прошедшего игрового дня, доведение новых знаний по финансовой грамотности и кейса по теме дня

10.30-11.30

Проектная сессия (работа домохозяйств). Разработка первого варианта решения кейса и групповых целей на игровой день, стратегии и способов достижения целей, плана повышению уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства на игровой день

11.30-12.30

ФИРИ «Домохозяйство» (первый цикл игры). Реализация в игровой имитации первого варианта плана домохозяйства по повышению уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства

12.30-13.30

Экспертно-консультативная сессия (работа домохозяйств). Анализ итогов реализации первого цикла игры и первого варианта плана домохозяйства по повышению уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства, разработка второго варианта плана, получение консультации у экспертов

13.30-15.00

Обед, отдых

15.00-16.00

ФИРИ «Домохозяйство» (второй цикл игры). Реализация в игровой имитации второго варианта плана домохозяйства по повышению уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства

16.00-17.00

Аналитическая сессия (работа домохозяйств). Анализ процесса и результатов реализации первого и второго варианта плана домохозяйства по повышению уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства, подготовка выступления и вопросов для круглого стола

17.00-18.00

Круглый стол (общее заседание). Выступление команд на кругом столе о сценариях и способах повышения уровня потребления (уровня жизни) домохозяйства, общее обсуждение, выбор

18.00-19.30

Отдых, ужин

19.30-21.00

Работа команд. Подготовка коллективного творческого дела по теме дня

21.00-22.00

Коллективное творческое дело. Проведение коллективного творческого дела по теме дня

22.00-23.00

Групповая рефлексия (работа команд).  Подведение итогов игрового дня, анализ личных и командных достижений и неудач, формулирование игровых целей на следующий день

23.00-08.30

Подготовка ко сну, сон

 

Об авторах

Вячеслав Рудольфович Лозинг – кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, эксперт по дополнительному образованию АНО «Национальный центр финансовой грамотности» (г. Москва), соавтор учебно-методического комплекта по обучению финансовой грамотности детей в системе дополнительного образования, автор научных публикаций и монографий по дидактике и методике интерактивного и развивающего обучения

Денис Вячеславович Лозинг – руководитель направления «Дополнительное образование детей» АНО «Национальный центр финансовой грамотности» (г. Москва), директор компании «Кейс-игра» (г. Санкт-Петербург), соавтор учебно-методического комплекта по обучению финансовой грамотности детей в системе дополнительного образования