Лет двадцать назад директор школы, где я работала, выступая на педсовете, прямо сказал: если завтра уволятся все пенсионеры, некому будет учить детей. За прошедшие пару десятков лет часть пенсионеров уволилась, часть ушла из жизни. Возникла нехватка кадров. Если бы рассуждать по уму, то, наверное, любая новая идея (или не новая, как в данном случае, а заложенная в базовом документе – ФГОС) должна сопровождаться дополнительными указаниями: «Педагогическим вузам подготовить столько-то специалистов по таким-то предметам. Школам пересмотреть учебные планы и нагрузки, оценить свои возможности, составить реальные планы, просчитать, за счёт чего можно ввести два часа в неделю дополнительно». Плюс желательно спросить родителей, которые зачастую тратят огромные деньги на то, чтобы справиться с одним иностранным языком, готовы ли они нанимать репетиторов по двум языкам? Хорошо бы и новые учебники сочинить, выделить школам деньги на их приобретение... 

По данным ОНФ, около 48% школ сообщают о нехватке учителей русского, математики, иностранных языков, начальной школы. О том же свидетельствуют объявления в СМИ о вакансиях преподавателей русского, английского, математики, химии, биологии, появляющиеся перед началом каждого учебного года. Явно заметна нехватка учителей начальной школы. Действительно, даже в престижных школах сейчас нередка следующая ситуация: класс набрали, а учителя нет, первоклассники оказались без присмотра. Уроки ведёт кто угодно, «учительница первая моя» для них просто миф. Две мои приятельницы столкнулись с этим, когда их внуки пошли в школу. Первая семья сумела перевести ребёнка в другую школу, вторая пока мучается без учителя. И это в большом городе! Министр просвещения РФ недавно сказала, что цифры преувеличены, не хватает всего 1% учителей. Давайте посчитаем. В России около одного миллион триста тысяч учителей. Один процент - 13 тысяч. На каждого учителя в среднем приходится по сто учеников, то есть тот же миллион с лишним школьников оказывается без учителя. 60 тысяч классов. Две тысячи школ. 

 

Итак, школы, независимо от профиля, должны откуда-то взять специалистов по иностранным языкам, приобрести несуществующие учебники, вписать новый предмет в учебный план. В лицеях, гимназиях, гуманитарных профильных классах второй язык введен несколько лет назад, либо вписан в программы обучения, либо предлагается в качестве факультатива. С какой целью предлагается ввести его в качестве обязательного для всех школ, включая те, где нет специалистов и по одному иностранному языку? Кто будет вести новый предмет, какой уровень будет достигнут?

 

Я вовсе не против введения второго иностранного языка в школьную программу, мультилингвизм сегодня стал реальностью. Однако не все население страны собирается работать переводчиками, официантами, таксистами и гидами. Согласно официальным данным, лишь 60% выпускников Новосибирского педагогического университета, например, идут работать в школу, и это еще неплохой результат. Может быть, не всем нужно изучать два иностранных языка? Посмотреть бы внимательно на существующие программы и методики преподавания, попытаться понять вечную загадку: почему у нас в стране все учат иностранный язык десять лет в школе и еще пять в вузе, однако далеко не все говорят на нем. Опираясь на многолетний опыт своей педагогической семьи, осмелюсь предложить: насильно никого ничему не научишь. То есть можно вводить и шахматы, и второй или третий иностранный язык как факультативы, по желанию учащихся и при наличии квалифицированных кадров. Иначе получится как в шутке: сейчас мы не говорим на одном иностранном языке, а в будущем будем с гордостью не говорить на двух!

 

Как обстоят дела в других странах? На сайте Евросоюза можно узнать, как сегодня обстоят дела с преподаванием иностранных языков в школах Европы и какими языками по статистике владеет население этих стран.

В Голландии, Норвегии, Исландии, Люксембурге, согласно официальным данным, 100% населения владеет английским. Учат его в старших классах школы. Основной упор делается на коммуникацию, старинный метод по принципу “Грамматика – перевод – заучивание текстов наизусть” ушел в прошлое.

Франция: английский начинают учить с 11 лет, по выбору. 9 из 10 семей выбирают английский, затем следуют испанский и немецкий.

Англия: британцы называют себя «худшими лингвистами Европы», 62% населения говорят только по-английски. Часто встречается польский. В школе по выбору учат французский, немецкий или испанский.

В Германии 94% изучают английский. В старших специализированных классах иногда изучают латынь.

Второй иностранный язык вводится в школьные программы только в старших классах, примерно в 60% школ.

Шагнем за пределы Европы.

В США после английского второй по популярности испанский. В Австралии - китайский.

В Канаде – французский.

Русский язык сейчас находится на 3 месте по популярности в мире.

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"