Мне доставалось от придирчивого завуча. Выходя из кабинета вечером, я обнаруживала его за дверью. «Почему у вас дети так громко смеются во время урока?» Отвечала ему, не моргнув глазом: «Физкультминутка, я разрешаю пошуметь». Сознаюсь, громкий хохот учеников начальной школы мог быть вызван, например, грамматической темой «Пассивный залог». Вместо скучного упражнения из учебника я давала пример из нашей жизни: по-английски можно сказать «Школьники посажены за парты мной». Что здесь смешного? Ни одному взрослому ещё не удавалось заглянуть в мозг восьмилетнего ребёнка и дать ответ на этот вопрос. 

Я всегда знала: там, где дети, тихо и спокойно не бывает; всегда нужно быть готовым к неожиданностям. Школа - это место, где всегда шумно и беспокойно. Конечно, было бы замечательно, если бы всем нам доставался класс прилежных дисциплинированных гениев. Однако такого не бывает. У меня однажды был класс очень одаренных детей, мы с ними жили душа в душу, потому что я понимала, чем вызвано нестандартное поведение старшеклассников. Им было скучно, тесно в рамках школьной программы, которую они давно переросли. Часть учителей, включая классную руководительницу, открыто жаловалась на их бунтарство. Другие по моему совету старались находить новые методики, более сложные задания. 

 

В классе могут быть самые разные дети. Одни все делают медленно, что отнюдь не означает отставания, просто им нужно больше времени. Другие как будто отсутствуют, смотрят в окно или исподтишка глядят в смартфоны. Обязательно есть непоседы, подвижные до того, что буквально падают со стула. Есть те, кто первыми тянут руку и бегут к доске. А кто-то застенчиво прячется за чужими спинами - вовсе не от того, что чего-то не знает. Есть творческие натуры, с удовольствием рисуют, сочинят песни, выступают на сцене, а собственно учеба их не очень интересует. Часть детей имеют физические и психические отклонения. Пожалуй, это единственный случай, когда нужно обращаться к психологу, к администрации школы.

Всегда ли следует вызывать родителей нашалившего или отстающего ученика? Это сложный вопрос, единого ответа здесь нет. Например, на родительские собрания в одном десятом классе приходил только отец девочки. После первого собрания он доверительно сказал мне: «Если что не так, ты мне звони. Я сразу девку головой об стенку -  и порядок!» Нет, я ему не звонила. Поговорила с коллегами, мы выработали план действий, оказали ребёнку помощь.

 

Прежде, чем делать далеко идущие выводы и навешивать ярлыки, попробуйте внимательно посмотреть на свой класс, увидеть будущие личности. Ознакомьтесь с семейной ситуацией, если возможно. К сожалению, не один раз мне приходилось наблюдать, как бывший отличник или отличница вдруг резко меняются, оценки снижаются, поведение становится агрессивным. В большинстве случаев причиной оказывался развод родителей или нелады в семье. В душу ребёнка лезть не стоит, но посоветоваться с психологом желательно. Нужно, чтобы специалист деликатно объяснил ребенку: в расставании взрослых он не виноват. Развод – большая травма даже для взрослых, чего уж ждать от подростков?

 

Как же обучать всех? Изучив состав своего нового класса, проведя тесты, постарайтесь подойти к учащимся как к индивидуальным личностям, а не как к условному единому целому. Любая программа, план урока рассчитаны на среднестатистического ученика, которого просто нет в природе. Если вы точно знаете, что Петя выполнит все упражнения за двадцать минут вместо сорока и начнёт безобразничать, приготовьте ему дополнительные задания. Вы заметили, что Маша успевает прилично написать лишь десяток предложений вместо тридцати? Так дайте ей десять предложений, по три из каждого раздела контрольной, например. Вася ничего не делает? Усадите его около себя лицом к классу и дайте индивидуальное задание, объясните, что за пять минут до конца урока он должен показать результат всему классу или группе. Держите при себе свою методическую папку с резервными упражнениями. С младшими школьниками иногда достаточно поиграть или спеть песенку, подросткам лучше дать ссылку на сайт или задание подобрать материалы для презентации. Все дети без исключения с удовольствием слушают чтение вслух, хором разбирают незнакомые слова и выражения. Приемов много, выберите тот, который подходит вам и вашим ученикам. Помните, насильно ещё никто никого ничему не научил!

 

Как быть, если ничто не помогает, вы не можете справиться с дисциплиной, с опозданиями, с отсутствием домашней работы?

Первое: спросите себя, уверены ли вы в том, что можете и хотите работать в школе? Любите ли вы детей, есть ли у вас терпение и понимание, а также терпимость? Если ответ «да», не отчаивайтесь. Вы находитесь в том же состоянии и настроении, что и ваши коллеги. Мы работаем с живыми людьми. Если изо дня в день вы идёте на работу в школу, как на каторгу, возможно, вам лучше сменить профессию.

Второе: школьники, порой, - это зеркало учителей. Читаю лекцию на курсах повышения квалификации, объявляю тему. Две взрослые учительницы, сидящие на первом ряду, достают модные журналы и начинают оживленно болтать. В течение десяти минут после начала открывается дверь, вбегают опоздавшие. Нет, я не пытаюсь делать вид, что все нормально, не стараюсь перекричать шум. Сажусь и жду, а потом делаю то, что на уроке с детьми. Однако с взрослыми слушателями у меня больше свободы. Подругам-болтушкам просто указываю на дверь. Да, это именно та мера, которую я не могу применить на уроке в школе. Опоздавшим предлагаю не заходить после, скажем, пяти минут с начала лекции. Напоминаю коллегам простые правила поведения, как и детям на уроке. Возможно, некоторые образцы поведения они берут у своих педагогов?

 

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики "Мудрый совет"