Часть 1. Десять правил педагогической и управленческой деятельности, позволивших образовательной организации стать успешной

Гимназическое образование – система проектирования будущего

1. Каждая поставленная цель становится результатом, и каждый результат ставит новые цели.
Цель гимназии - обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе. Для этого должен соблюдаться баланс трех полюсов оснований образования: Культуры, Общества и Индивида.

2. Определяя задачи – конструируем технологию достижения цели.
Единое образовательное пространство – это пространство разнообразий. 
Основная задача – управлять пространством разнообразий. Стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.

3. Развитие интеллектуальной сферы и нравственное воспитание – основы формирования научного мировоззрения.
Научное мировоззрение является средством, которое обеспечивает максимальное развитие способностей учащихся, их личностную, социальную самореализацию и профессиональное самоопределение.

4. Источник принятия оптимальных решений – баланс эмоций, разума и интуиции.
Как принять решение, если сомневаешься? Наша жизнь – это вереница решений по простым и сложным вопросам. И от каждого предыдущего решения зависит, какие последующие новые вопросы поставит перед нами жизнь и какие возможности откроются перед нами.

5. Определяя стратегию, убираем барьеры.
Вызовом для системы образования стало формирование индивидуальных траекторий для каждого ребенка. Обеспечить растущий запрос общества на персонификацию готова гимназия. Мы, меняя содержание, формы и технологии обучения, расширяем ресурсы образования и самообразования.

6. Дети и взрослые: осваиваем цифровую среду вместе.
Цифровая грамотность стала в гимназии обыкновенной компетенцией, а не областью развития особо одаренных детей и отдельных учителей.

7. Перезагрузка дополнительного образования: не дополняет, а главенствует.
Для ребенка нет основного и дополнительного, а есть то, что вызывает у него интерес и душевный отклик, то, что позволяет ему сказать «Я хочу», «Я могу». 
Программа кадровой перезагрузки гимназии стала приоритетной. Современному учителю необходимы три способности: мотивация, коммуникация, навигация. 

8. Формируем образовательную систему в интересах устойчивого развития.
В гимназии все направления обучения и воспитания (гражданственность, толерантность, валеология, патриотизм, экологическое образование, и другие ценностно-ориентированные направления) являются элементами воспитательной системы «Гармония».

9. Интересы и возможности каждого определяют точки роста.
Невозможно определить качество образования только количественными значениями. Очень важны такие показатели, как результаты экзаменов, доля учеников, поступивших в вузы, но существуют и другие, не менее важные, качественные критерии: состояние здоровья учеников, их ощущение счастья, вовлеченность в учебный процесс и развитие творческих способностей. Чтобы увидеть полную картину, необходимо смотреть на все эти параметры в целом. Наряду с академическими результатами и количеством поступлений в престижные вузы, не менее важны внеклассная деятельность и уровень вовлечённости учеников в общественную жизнь.

10. Только вместе, только сообща и только вперед.
Гимназическое образование – индустрия возможностей, приобретение умения жить в условиях неопределенности. На первый план выходит – мотивация, основной идеей является – научить учиться!


Часть 2. Статья на тему «Как достичь успеха? Наша технология»

Каждое утро гимназия открывает двери ученикам: большим и маленьким, любознательным и непоседливым. И так уже почти сто лет. Гимназия – одно из старейших учебных заведений Липецка. «…12-й школой было получено 89 пудов картофеля», – такую запись, датированную 1919 годом, можно найти в городском архиве. Значит, в это время школа уже существовала.

Гимназия – это традиции. Их проносят через годы учителя и ученики, выпускники и родители. С ранних лет ребята понимают, что быть Гимназистом почетно, но ответственно. Слова «Моя Гимназия» с радостью и гордостью повторяют более тысячи мальчишек и девчонок. Когда первого сентября первоклассники впервые заходят в школьные двери, им открывается целый мир. Здесь они не только узнают, почему идет дождь, что такое логарифмы и куда впадает Волга. Здесь они учатся дружить и отстаивать свои убеждения, быть добрыми, справедливыми и успешными.  

Стоп. Нужна технология, а значит, строгие математические обоснования!

Дано: гимназия, талантливые (в каждом ребенке спрятано чудо) дети, думающие союзники-родители, эффективно работающий педагогический коллектив, грамотное руководство. 

Доказать: технология действий каждого жителя гимназии составляет технологию успеха школы.

Доказательство

Такова краткая запись любой математической задачи, требующей верного решения и рационального обоснования. В названии нашей гимназии есть слово «Гармония», которое для нас определяет, прежде всего, социализацию учащихся в современном, быстро изменяющемся мире. Сделаем попытку «поверить алгеброй Гармонию».

Итак, представим краткий аспектный анализ, позволяющий выделить технологию управления развитием образовательного пространства гимназии и отвечающий на вопрос: «Можно ли считать гимназию 12 города Липецка успешной школой, обеспечивающей социализацию учащихся?»

Успешная школа сегодня – это школа, объединяющая успешных людей и помогающая им таковыми стать. При этом в основу образовательного процесса положен приоритет интеллектуального воспитания (интеллектуальное развитие  и нравственное воспитание). Системообразующими факторами гимназической воспитательной системы являются организация познавательной деятельности учащихся и формирование потребности в общечеловеческих ценностях.

Для построения успеха гимназии необходимо построение образовательного процесса, направленного на максимальную индивидуализацию обучения и воспитания, усиление творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской и социальной практики.

Школа является важнейшим социальным институтом, в рамках которого воспроизводится и качественно  улучшается интеллектуальный потенциал общества. Но нельзя забывать и о том, что школа – это место, в котором нужно воспитывать ребенка, так, чтобы в этом мире на одного Человека стало больше. 

Условием достижения целей образовательного процесса является сохранение и развитие индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. 

Ориентиром для нас являются слова М.В. Ломоносова: «Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам…» Таким образом, составляющие успеха – правильный образ мышления и добрые нравы всех участников образовательных отношений.

Начнем с администрации. Управление гимназией основывается на принципах системности и целостности, сочетании единоначалия и коллегиальности, объективности и полноте используемой информации. Наши выпускники инициировали деятельность в статусе юридического лица некоммерческого партнерства «Попечительский совет». Вместе с Советом гимназии 7 лет назад мы создали Советы параллелей, активно воплощающие в жизнь предложения учителей, родителей, учеников гимназии.

Становлению успешной школы способствует накопление и освоение педагогических новшеств. Учителя имеют многолетний опыт реализации проектов по трансляции лучших образовательных практик. В гимназии работает базовая кафедра ЛГПУ, проводятся курсы повышения квалификации педагогов региона и страны.   

Интеллектуальное воспитание начинается с предметной деятельности. Поэтому в гимназии внедрены проекты школы самоопределения «5 из 5» для учащихся 8, 9-х классов, и «100 из 100» для учащихся 10, 11-х классов, «Образовательный минимум для 1-11 классов». Особое внимание в гимназии отводится изучению иностранных языков (английский французский, немецкий, китайский, испанский, итальянский, латинский). Профильное образование, гендерное обучение, учет психофизиологических особенностей, здоровьесберегающие технологии являются отличительными процессами гимназии, позволяющими достигать успеха.

Мотивированная деятельность ученика, направленная на формирование ключевых компетенций, реализуется и во внеурочной деятельности. Спектр используемых форм внеурочной деятельности широк. Ключевым событием каждого учебного дня является реализация кафедральных проектов «День кафедры», «Спортивный семейный клуб», «Встреча со значимым Другим»,  «Умная перемена».

Важно, чтобы дети были здоровы, активны и социализированы. Ежедневно мы приглашаем родителей определенного класса вместе с детьми с 18.00 до 20.00 заняться в спортивном зале гимназии укреплением и сохранением своего здоровья! Этот проект реализуется сегодня только в нашей гимназии.

Педагоги кафедр гуманитарных наук, естественно-математических наук, начального и эстетического образования, здорового образа жизни, воспитательной работы организуют вторую половину каждого дня. Для младших школьников день кафедры – это игра, праздник, для учащихся основной школы – возможность определить свои познавательные интересы, для старшеклассников – изучение внепрограммного материала и профессиональное самоопределение.

Составляющей успеха является умение презентовать свою (авторскую, индивидуальную) проектную работу! На протяжении 20 лет учащиеся 1-11 классов являются членами научных обществ, результаты работы которых представляются на гимназических конференциях: фестиваль проектов (1-8) и защита годовых исследовательских работ (9-11) и симпозиумах различных уровней. Успех деятельности научных обществ гимназии был отмечен в ходе реализации Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Воспитательная система гимназии способствует созданию условий и возможностей для осуществления целенаправленного управления процессом развития личности, удовлетворения потребности ребенка в самореализации. «Фестиваль социальных проектов классных коллективов, проект «Живое кино», «Интеллектуальное добровольчество», «Уроки успеха», проект «Покори свой Олимп!», КТД, Дни единых действий, акции РДШ и др. обеспечивают рост социальной активности учащихся, а значит, успех задуманных планов.

В технологии достижения успеха важную роль играют интерактивные подходы через специально созданную информационную образовательную среду. Гимназический сайт был отмечен в общероссийском рейтинге школьных сайтов в номинациях «Официальные сайты общеобразовательных учреждений».

Официальные страницы гимназии, всех классных коллективов в социальной сети через систему хэштегов по единым рубрикам позволяют получить единое информационное пространство, рассказывающее о нашей деятельности мировому сообществу.

Ежегодно в гимназии обучается не менее 1100 учащихся. По оценкам экспертов, качество их знаний находится на уровне 70%, отсутствуют неуспевающие. Ежегодно каждый четвертый ученик оканчивает школу с медалью «За особые успехи в учении». 99% выпускников поступают в учреждения высшего профессионального образования. О высоком качестве гимназического образования свидетельствует большое количество победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников: за последние 5 лет гимназисты заняли 279 призовых мест на муниципальном этапе, 65 – на региональном этапе, 6 – на заключительном этапе. Анализ данных ЕГЭ, ОГЭ, ВПР подтверждает: результаты наших ребят по всем предметам значительно лучше российских показателей, сопоставимы с внутренним мониторингом качества знаний.

Такие результаты обусловлены успешной деятельностью программы «Профессионал», которая логически встраивается в проектируемую национальную систему учительского роста. Коллектив – союз профессионалов, мотивированных на успех в гармоничном развитии личности ребенка. А еще гимназию в шутку называют «пеликаньей фермой»: 8 учителей являются победителями конкурса «Учитель года» различных уровней. Администрация инвестирует в человеческий капитал образования, в наших учителей, ежегодно проводя гимназические профессиональные конкурсы: «Педагогический Олимп», «За гранью урока», «Урок будущего», «Метапредметное учебное занятие» и др.

Педагоги 25 раз побеждали в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНП «Образование» и во всероссийских профессиональных конкурсах.

Гимназия является победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006), в течение четырех лет входит в список 500 лучших образовательных организаций, продемонстрировавших высокие образовательные результаты (ТОП-500), ТОП-100 лучших школ России, является многократным победителем областного конкурса «Лучшая школа Липецкой области», в течение последних шести лет возглавляет рейтинговую таблицу школ области. В этом году гимназия вошла в ТОП-100 лучших образовательных организаций России по физико-химическому, химико-биологическому и индустриально-техническому профилям, в ТОП-200 лучших образовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень развития способностей. Мы ежегодно побеждаем во всероссийских отраслевых конкурсах («Управление современной школой», «Воспитание в школе и классе» и др.).

Успешность – прерогатива целеустремленных личностей. Тех самых, которые прошли водоворот школьной жизни. Тех, кто своими идеями, трудом, поражениям и победами выстраивает мост над вечностью, соединяя прошлое и будущее в настоящем.